Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста |
Познание | |||
Автор: Крикунова Ольга Лермонтовна Семенова Алла Витальевна | |||
25.06.2024 09:25 | |||
Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста
Знакомить дошкольника с функцией денег можно с раннего детства. Деньги — это практичный инструмент в жизни, и дети понимают это довольно быстро. Другой вопрос, как объяснить ребенку, что они не берутся из воздуха и ресурс ограничен. Малыши, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах; желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными неосознанными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем жить по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается, никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Финансовое просвещение детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, через которое взрослые помогают создать у дошкольника правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях. Поэтому в нашем дошкольном учреждении начали внедрять основы финансовой грамотности для дошкольников. Рассказывают, показывают и учит ребят, как распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения. Педагоги прежде всего ставят следующие задачи: создать условия для формирования финансовой грамотности у детей; дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним; сформировать понимание значения труда в жизни человека, расширить знания детей и дать осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд — товар — деньги» и «стоимость товара в зависимости от качества»; рассказать о процессе производства товаров и их потреблении; познакомить с термином «реклама»; научить полезным бытовым привычкам; способствовать развитию разумных потребностей. развить навыки осмысленного поведения; сформировать правильное отношение к деньгам как предмету, необходимого для жизни. Экономическое воспитание в ДОУ включает в себя следующие основные блоки: труд и его продукт; деньги; реклама; экономика в быту. Все экономические понятия объясняются через различные формы организации детской деятельности: игры с экономическим содержанием, непосредственно образовательную деятельность, изобразительную деятельность, экспериментирование, художественно-театрализованная деятельность, детский труд, экономические увлекательные ситуационные задачи, загадки и кроссворды. Именно в этих видах деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и формируется произвольность поведения, способность к логическому мышлению, исследованию, самоконтролю, ответственности за свои поступки, что составляет важнейшую базу для формирования экономической культуры и грамотного финансового поведения в будущем. Усвоение новой информации успешно проходит в сюжетно-ролевых играх как: «Кафе», «Банк», «Аптека», Магазин», «Туристическая поездка» и др… В ходе игр периодически создаются проблемные ситуации, требующие выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду? Так же детям знакомим с разными банковскими продуктами, которые появляются на рынке. Для этого организуем виртуальные экскурсии в банк или приглашаем банковских специалистов. Которые знакомят, например, с тем, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами. Используем дидактические, подвижные игры и игровые упражнения с экономическим содержанием, такие как: «Бюджет», «Влияет на цену – не влияет на цену», «Дополни», объясни пословицу» «Хочу и надо», игра с мячом «Что где продают?» … Знакомим детей с профессиями, которые имеют связь с экономикой и бизнесом, это такие как: предприниматель, менеджер, маркетолог, рекламодатель, рекламный агент; с понятием «Валюта и кошелёк». Играя, учим детей распределять семейный бюджет. Всё это позволяет ребёнку понять, из чего складываются расходы в семье, с пониманием воспринимать временное отсутствие денег. Учим создавать рекламу и правильно её воспринимать, формировать умение разбираться в ней, соизмерять свои желания и возможности. Обсуждаем просмотренные мультфильмы, в которых доступно проигрываются ситуации бережного отношения к деньгам. Например, «Жирафа и очки» или «Азбука финансовой грамотности»). Читаем произведения, сказки, в которых затрагиваются экономические понятия (труд, обмен, товары и услуги, последовательный процесс производства и пр.). Такие как, это «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Кот в сапогах», «Лисичка со скалочкой», «Колосок», «Каша из топора», «Бобовое зёрнышко», «Два плуга К.Д. Ушинского и прочие. Знакомим с рассказами Петра Кошеля по финансовой грамотности ( «Что такое деньги», «Первые деньги», «Монеты раньше и теперь», «Что такое банк» и пр. …). Читаем стихи, загадки, пословицы, беседуем о труде, о профессиях, на экономическую тему. Работа по экономическому воспитанию проходит успешнее при подключении к ней родителей. Во время консультаций стараемся донести до сведения взрослых важность проблемы. Проводим беседы:
Таким образом, финансовая грамотность играет важную роль в развитие детей дошкольного возраста. Создание условий и практическая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Что позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества, развивать мышление, фантазию, развивает речь и кругозор ребенка. Дети приобретают элементарные экономические знания.
|