Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект по развитие познавательной активности детей раннего дошкольного возраста «Я познаю мир»
Познание
Автор: Паздерина Светлана Валерьевна   
22.06.2024 11:46

Проект по развитие познавательной активности детей раннего дошкольного возраста «Я познаю мир»Проект по развитие познавательной активности детей раннего дошкольного возраста «Я познаю мир»

Паспорт проекта

Тема проекта «Развитие познавательной активности детей раннего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности».

Основание для Разработки проекта Проблема познавательного развития младших дошкольников постоянно находится в центре внимания общества. Исследовательское поведение для младшего дошкольника-главный источник для получения представлений о мире.

Наша задача-помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе

И обобщении материала; придоведении полученного продукта до логического завершения.

 

Скачать проект

Авторпроекта Стрельникова Роза Гайдулловна, воспитатель первой квалификационной категории;

Паздерина Светлана Валерьевна, воспитатель

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детский сад №31 «Медвежонок».

Организация исполнитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №31 «Медвежонок».

Целевая аудитория Дети раннего дошкольного возрастаот4-5лет, их

родители, воспитатели.

Тип проекта Практико-ориентированный

Сроки реализации 1год

Цель Разработать, теоретически обосновать иэкспериментально проверить педагогические условия развития познавательной активностив опытно-экспериментальной деятельности детей раннего

Дошкольного возраста.

Задачи

  • Рассмотреть сущность и основные подходы к развитию познавательной активности в опытно-экспериментальной деятельности в психологической, педагогической литературе.
  • Определить уровень познавательной активности в образовательной области «Познание» у детей Раннего возраста.
  • Разработать и апробировать комплекс игровых занятий по формированию познавательной активности у детей раннего возраста в процессе детского экспериментирования.
  • Разработать методические рекомендации по формированию познавательной активности у детей раннего дошкольного возрастав процессе опытно-экспериментальной деятельности.
  • Провести качественный анализ изменений уровня познавательной активности в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей раннего

Дошкольного возраста.

Краткое

Содержание проекта В проекте раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к формированию познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста в процессе опытно-

экспериментальной деятельности.

Ожидаемыерезультаты  Рассмотрены сущность и основные подходы к развитию познавательной активности в опытно-экспериментальной деятельности в психологической, педагогической литературе.

  • Определен уровень познавательной активности в образовательной области «Познание» у детей раннего дошкольного возраста.
  • Разработаны и апробированы комплекс игровых занятий по формированию познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.
  • Разработаны методические рекомендации по формированию познавательной активности у детей раннего возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
  • Проведен качественный анализ изменений уровня познавательной активности в процессе опытно-

Экспериментальной деятельности детей раннего дошкольного возраста.

Пояснительная записка

Современное образование рассматривается как много уровневое пространство, сложный процесс, создающий условия для познавательного развития личности младшего дошкольника. Среди многообразных задач образования одной из ведущих, на наш взгляд, выступает формирование у детей познавательной активности в процессе экспериментирования.

Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что дети по природе своей — исследователи. Исследовательская, поисковая активность -естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет объем воды и т.д. Все это объекты исследования.

Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник для получения представлений о мире. Наша задача-помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; придоведении полученного продукта до логического завершения-представление результатов, полученных в исследовании.

Подбирая сведения обокружающей природе, учитываяв озрастные особенности ребенка, их интересы, касающиеся нестолько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеется в виду ее формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы в работе с дошкольниками.

Использование метода-детское экспериментирование в педагогической практике является эффективными необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и

навыков. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества-новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательнойд еятельности детей.

Цель проекта: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития познавательной активности в опытно-экспериментальной деятельности детей раннегодошкольного возраста.

Объект проекта: познавательная активность детей раннего дошкольного возраста.

Предмет проекта: экспериментальная деятельность детей раннего

возраста.

Задачи проекта:

  1. Рассмотреть сущность и основные подходы к развитию познавательной активности в опытно-экспериментальной деятельности в психологической, педагогической литературе.
  2. Определить уровень познавательной активности в образовательной области «Познание» у детей раннего дошкольного возраста.
  3. Разработать и апробировать комплекс игровых занятий по формированию познавательной активности у детей раннего возраста в процессе детского экспериментирования.
  4. Разработать методические рекомендации по формированию познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
  5. Провести качественный анализ изменений уровня познавательной активности в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей раннего дошкольного возраста.

Теоретико-методологические основы проекта:

а) психологические и педагогические положения: о структуре и функциях исследовательского поведения в деятельности человека, осоциальной детерминации исследовательского поведения (Н. Н. Поддъяков);

б) о психических основах исследовательского подхода к обучению, о механизмах исследовательского поведения (А. И. Савенков);

в) об основах дошкольной дидактики развития мировидения ребенка-дошкольника, о теории практике детского экспериментирования (И. Э. Куликовская);

г) об основных концептуальных идеях развития исследовательской деятельности ребенка (А. С. Обухов, А. В. Леонтович).

Научная значимость проекта:

  • В теоретическом обосновании и рассмотрении содержания понятий

«познавательная активность», «детское экспериментирование» ребенка раннего дошкольного возраста;

  • Разработан и модифицирован диагностический аппарат для определения уровней развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста;
  • Определеныи экспериментально апробированы этапы и условия развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки знаний».

Новизна и практическая значимость разработанного проекта

заключается:

  • В создании и апробации содержания комплекса игровых занятий

«Я познаю мир»;

  • в проектировании пространственно-предметной среды центр

«Экспериментирования» в возрастной группе;

  • методические рекомендации и по организации детского экспериментирования, содержащие теоретические положения и выводы, полученные в ходе эксперимента, могут использоваться в практике дошкольного образования, будут способствовать повышению эффективности педагогического процесса, развитию профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений.

Концептуальные основы

В системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира метод экспериментирования. Проблема детских исследований является предметом изучения многих ученых в области педагогики и психологии.

Все авторы, занимавшиеся исследованием этого вопроса (Б.Г.Ананьев,Д.Б.Богоявленская,Д.Б.Годовикова,Т.М.Землянухина,Т.А.Куликова,А. В. Петровский, Г. И. Щукинаидр.), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.

Для начала определим содержание используемых терминов в проекте. Среди педагогов и психологов нет единого мнения по поводу значения понятия «познавательная активность», которое трактуется по-разному: как разновидность или качество умственной деятельности (М. А. Данилов, А. А. Люблинская, Т.И. Шамова), как естественное стремление ребенка кпознанию (Д. Б. Годовикова, Е.И. Щербакова), как состояние готовности к познавательной деятельности (М. И. Лисина, Н.А. Половникова), как свойство или качество личности (Т. А. Ильина, А.И. Раев).

Опираясь наприведенные точки зрения, мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

На сегодняшний день нет общепризнанного понимания структуры познавательной активности, отсутствует единая система показателей, критериев познавательной активности. Анализ литературы показал, что наиболее аргументировано выделение следующих компонентов структуры

Познавательной активности: эмоционально-волевой, мотивационный, содержательно процессуальный и компонент социальной ориентации.

Эксперимент–это

  1. научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий;
  2. вообще опыт, попытка осуществить что-либо.

Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, для краткости используется в настоящем проекте применительно к дошкольному учреждению словосочетание

«опытно-экспериментальнаядеятельность».

Детям дошкольного возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а впервые три года- практически единственным способом познания мира. Традиционные для отечественной педагогики подходы (К. Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский), базирующиеся на натуралистических наблюдениях, подразумевали, с одной стороны, развитие в ребенке умения видеть красоту природы, с другой — рассмотрение природы как универсального объекта для обучения. С именами этих и других современных известных русских педагогов (С.Н.Николаева,Н.В.Рыжова,А.И.Иванова,О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, А. В. Леонтович, В.В. Щетинина) тесно связано становление в дошкольных учреждениях такого традиционного направления работы, как ознакомление с окружающим миром, природой. Это направление создает хорошую базу для экологического образования детей. При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегдаявляются осознанными и более прочными.

Содержание проекта

Содержание проекта разработано с учетом реализации направлений деятельности, тесно взаимосвязанных между собой и взаимодополняющих друг друга. Направление проекта «Я познаю мир» по формированию познавательной активности в опытно-экспериментальной деятельности у детей раннего дошкольного возраста, реализуются посредством взаимодействия педагога, детей и родителей.

Механизм реализации проекта

Этапы реализации проекта Проект инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный рассчитана детей раннего дошкольного возраста (см. Приложение 1).

I этап–подготовительный (сентябрь2023г.)

На первом этапе работы я изучила психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме. Выяснив, что формирование познавательной активности детей раннего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности является актуальной проблемой, я провела анкетирование родителей и выявила, что родительская общественность также заинтересована в решении данной проблемы.

Далее я разработала модификацию диагностического инструментария: задания по выявлению уровня познавательной активности детей. Разработала комплекс игровых занятий по развитию познавательного интереса детей раннего возраста. Изготовила пособия к комплексу игровых занятий для проведения опытов с водой, песком, камнем в ранней группе.

Составила перспективный план работы с родителями, педагогами направленный на развитие познавательной активности дошкольников. Осуществила подбор практического материала для работы с родителями: консультации, папки-передвижки, беседы.

Провела родительское собрание по теме моей работы, на котором я познакомила родителей с существующей проблемой. На собрании я продемонстрировала весь материал, приготовленный для предстоящей работы, методическую литературу. Родители активно включились в работу вместе со всеми участниками образовательного процесса, оказывая друг другу поддержку и помощь в изготовлении практических материалов для проведения опытов.

II этап–диагностический (сентябрь–октябрь2023г.)

Изучив психолого-педагогическую литературу по теме, я приступила к диагностической работе. Были выявлены компоненты, критерии, показатели, уровни развития познавательной активности дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности (см. Приложение 2). Учитывая специфику опытно-экспериментальной деятельности, решение поставленных задач мы начали с изучения уровня познавательной активности детей раннего возраста. Для этого была взята ранняя группа в количестве 20 человек.

Результаты диагностики проявления познавательной активности в экспериментальной деятельности на втором этапе реализации проекта представлены нарисунке 1 и втаблице1 (см. Приложение3).

Рис. 1 Результаты диагностики уровня познавательной активности детей раннего дошкольного возраста

Выводы:

На недостаточном (репродуктивно-подражательном) уровне развития познавательной активности находилось 13 (52%) детей. Данная подгруппа получила условное название «Подражатели». Дети этой подгруппы не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий

выполнения задания, показе способа использования той или иной готовоймодели, впомощи взрослого.

На близко к достаточном (поисково-исполнительском) уровне познавательной активности оказалось 10 (40%) детей. Эта группа детей, получившая название «Ценители», характеризовалась большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Наименьшее количество детей — 2 (8%) находились на достаточном (поисково-продуктивном) уровне познавательной активности. Данная подгруппа детей, условно названная «Искатели», отличалась проявлениеми нициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития. С этой целью нами был проведен основной этап реализации проекта.

III этап–основной (октябрь2020 –апрель2021г.)

На основном этапе реализации проекта решались следующие задачи:

  1. Разработать и апробировать комплекс игровых занятий по формированию познавательной активности у детей раннего возраста в процессе детского экспериментирования.
  2. Разработать методические рекомендации по формированию познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Цель комплекса игровых занятий «Я познаю мир» -формирование познавательной активности детей раннего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка раннего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
  2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
  3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  4. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Принципы, на которых строился проект:

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать

«красоту решения» проблемы.

2. Учет актуального и потенциального уровней развития ребенка

Предполагает оценку реальных возможностей дошкольника и его способности к обучению, реализуемые в сотрудничестве со взрослым.

3. Деятельностный принцип определяет подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для возрастного периода деятельности, в которой не только «вызревают» психологические новообразования, но и создаются условия для закрепления в опытно-экспериментальной деятельности определенных умений и навыков.

4. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любознательности. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагал (но не настаивал) вместе завершить то, что было задумано ребенком.

Форма организации опытно-экспериментальной работы носила характер регулярных игровых занятий, которые проводились 1 раз в неделю по 10-15 минут, что позволило систематически и последовательно производить изменения в группе, в соответствии с поставленными целями. Все занятия были построены на принципах преемственности и последовательности. В начале занятия и в конце всегда уделялось время на вспоминание и краткое обсуждение того, что происходило на прошлой встрече.

Проводимые занятия имели следующую структуру, состоящую из нескольких ступеней:

  1. На первой ступени детям предлагалась какая-то ситуация. Вместе с детьми педагог разбирал ее особенности и различные возможности действия в ней. Тем самым раскрывалось пространство возможных действий в предложенной ситуации.
  2. На второй ступени происходила самостоятельная деятельность детей под руководством педагога. На этом этапе дети вместе с педагогом искали возможности действия в ситуации, выбирали какой-то один способ обращения с предложенным материалом и использовали его.
  3. Третья ступень предполагала совместный анализ. Педагог вместе с детьми разбирал использованные способы обращения с предложенным материалом. Это давало возможность детям наиболее полно увидеть возможные способы действия в ситуации.

При разработке содержания игровых занятий мы опирались на предложенные Е.О. Смирновой этапы процесса приобщения ребенка к новой для него деятельности, включающие этап открытия нового предмета деятельности, этап поддержки и этап становления потребности.

В нашей работе применялась следующая система организации занятий-игр на развитие познавательной активности в опытно-экспериментальной деятельности детей раннего дошкольного возраста, ее можно условно разделить на 3 блока: «Превращения капельки Воды»,

«Подземная кладовая: удивительный песок», «Каменный мир хозяйки Медной горы», которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач (см. Приложение4).

Работа с педагогами. Основная задача-разработать методические рекомендации по формированию познавательной активности детей раннего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

На протяжении всего времени внедрения проекта работала творческая лаборатория для педагогов, родителей и детей «Мы исследователи воды, песка и камня», творческая мастерская педагогических пособий «Сундучок Самоделкина».

Повозникшим вопросам организации опытно-экспериментальной деятельности был разработан консультационный материал «Элементарные опыты и эксперименты с водой, песком, камнем», папка-передвижка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Работа с родителями. В процессе организации единого творческого пространства ДОУ и семьи использовались разнообразные формы работы: анкетирование, педагогические беседы с родителями и детьми

«Путешествие капельки», «Песочный мир», «Превращение камня», консультации, творческая лаборатория для родителей и детей «Мы исследователи воды, песка и камня», проведено родительское собрание потеме «Занимательное природоведение». После каждого изученного блока комплекса игровых занятий организовывалась выставка-фотоочет о работедетейвцентре «Экспериментирования».

IV этап–итоговый (апрель2021г.)

На данном этапе реализации проекта была проведена контрольная диагностика. Задача данного этапа исследования: провести качественный анализ изменений уровня познавательной активности в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей раннего дошкольного возраста.

Полученные данные показали, что уровень показателей познавательной активности у детей после проведения комплекса игровых занятий стал значительно выше, результаты представлены на рис. 2 и в таблице2 (см. Приложение 3).

Рис. 2 Результаты диагностики уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста

Сравним полученные результаты проявления познавательной активности у детей раннего дошкольного возрастам на рис. 3 и в таблице3 (см. Приложение3).

Рис. 3Обобщенные результаты диагностики познавательной

активности

Сравнение результатов уровня развития познавательной активности внутри группы детей, до проведения основного этапа и после, позволяет сделать следующие выводы. В группе произошли существенные изменения в уровне развития когнитивной сферы познавательной активности. Недостаточный уровень развития познавательной активности

С 13 (52%) детей уменьшился до 2 (8%) детей, близко достаточный уровень повысился с 10 (40%) детей до 15 (60%) детей, в то же время достаточный уровень развития познавательной активности вырос с 2 (8%) детей до 8 (32%) детей.

Наряду с этим можно отметить и некоторые психологические особенности познавательной активности, появившиеся у детей группы после проведения комплекса игровых занятий. Практически у всех детей явно выросла инициативность в поиске новых способов обращения с предлагаемым объектом. У детей появился момент «обдумывания» — когда ребенок, в определенный момент, исчерпав свои возможности, не уходит из ситуации, не начинает повторять уже сделанные ранее варианты, а внимательно рассматривает объект исследования (песок, вода, камень) и пытается найти новое решение. К концу реализации проекта эмоциональная вовлеченность и инициативность испытуемых выросла в полтора раза, а целенаправленность — более чем в 2 раза, значительно увеличилось число задаваемых вопросов.

Итак, построение игровых занятий ведет к развитию его познавательной активности. Наиболее адекватными для развития всех компонентов познавательной активности являются занятия с ситуациями, в которых взрослый показывает ребенку различные способы обращения с материалом и стимулирует его к поиску новых возможностей экспериментирования. Таким образом, оценка результатов свидетельствует о том, что разработанные занятия для развития познавательной активности в опытно-экспериментальной деятельности младших дошкольников являются эффективными.

Условия реализации проекта

Материально-техническое обеспечение проекта

1. Технические средства обучения: мультимедиа, использование видео

-аудиоматериалов.

2. Наглядно-иллюстративный материал, пособия для познавательного развития.

3. Оборудование центра «Экспериментирования»: природный материал (камешки, глина, песок, перья, шишки, семенаит. д.); разнообразные сосуды из различного материала (пластик, бумага, металл, стекло); бросовый материал; красители (гуашь, акварель ит. п.); мерный материал (линейки, мерные ложки и т.п.); приборы (весы, песочные часы, компас и др.); прочие материалы (мука, соль, сахар, зеркала и т.п.); халаты, клеенки, фартуки, полотенца.

Методическое обеспечение проекта

I. Учебные и методические пособия:

Проект «Я познаю мир» разработан с опорой на базисные установки программы «Истоки знаний», с учетом использования следующих педагогических технологий:

  1. «Неизведанное рядом» (автор О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина).
  2. «Экологические занятия с детьми дошкольного возраста» (авторТ. М. Бондаренко).
  3. «366 развивающих игр для дошкольников» (авторЕ. Топалова).
  4. «Перспективное планирование наблюдений на прогулках ранней группе» (авторО. Н. Гаврилова).
  5. «Экология для малышей» (автор Е.В. Гончарова).

II. Организационно-методическая работа:

Организация мониторинга по модифицированной методике

«Экологические занятия для дошкольников» (авторТ. М. Бондаренко).

Планирование занятий: разработка перспективно-тематического планирования комплекса игровых занятий для дошкольников, разработка конспектов занятий. Организация обучения для детей: подбор наглядности, разработка дидактических пособий, игр, упражнений.

III. Учебно-методическая работа:

Комплектование методической копилки «Школа волшебства: картотека опытов и экспериментов для детей раннего дошкольного возраста». Разработка перспективно-тематического планирования работы с родителями. Подбор наглядности, разработка дидактических пособий, игр, упражнений. Подбор, разработка содержания диагностического инструментария к проекту. Организация и проведение мониторинга реализации проекта. Разработка Положения об уголке «Практический исследователь».

Издание электронных пособий: а) для педагогов: презентация

«Изучение творческой исследовательской активности дошкольников в условиях эксперимента», «Вода в природе», «Свойства состояния воды»,

«Экспериментирование — метод формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста», «Познавательная активность детей раннего дошкольного возраста: экспериментирование с водой».

б) Для детей раннего дошкольникого возраста: презентация «Где живут облака?», «Путешествие черепашки Агашки к морю», «Из чего состоит гора», «Песочная картина».

Разработка содержания рекомендаций для родителей «Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование в домашних условиях», «Как помочь маленькому Почемучке», «Ребенок -маленький исследователь», «Игротека маленького исследователя».

Разработка методических рекомендаций для педагогов «Требования к оформлению и содержанию центра экспериментальной деятельности

«Экспериментиование»».

Оформление информационного стенда, для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», памяток

«Экспериментирование с водой», «Занимательные опыты с камушками»,

«Как использовать песок для творчества ребенка».

Обобщение и распространение педагогического опыта через проведение открытых занятий «Летящие голуби», «Домик для мышонка», «Веселые кораблики».

Результативность

а) Созданы оптимальные педагогические условия для организации образовательного процесса по опытно-экспериментальной деятельности в центре «Экспериментирования» в целях формирования познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста.

б) Комплекс игровых занятий по опытно-экспериментальной деятельности, направленный на развитие познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста.

в) Методические рекомендации для педагогов «Требования к оформлению и содержанию центра экспериментальной деятельности

«Экспериментирования».

а) Проект Положенияо центре «Экспериментирование».

б) Сборник электронных пособий для дошкольников, педагогов, родителей «Я познаю мир».

Современная образовательная инфраструктура ДОУ:

а) Организация пространственно-предметной среды центра

«Экспериментирования» для дошкольников по опытно-экспериментальной деятельности.

б) Значительное улучшение материально-технической базы ДОУ, создание комфортных условий для организации экспериментальной деятельности дошкольников.

Перспективы дальнейшего развития

  1. Разработать перспективно-тематическое планирование игровых занятий для детей раннего возраста по блокам «Стихия Воздуха», «Наблюдения за жизнью растений», «Наблюдения за погодой», «Экспериментирование с предметами: сокровища природы».
  2. Разработать и изготовить оборудование для центра

«Экспериментирования» по тематическим центрам: «Живая природа», «Кулинария», «Воздух».

3. Подготовить к публикации статью для педагогических работников по направлению «Разработка и реализация образовательных программ в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих познавательную активность и профессиональную ориентацию до -школьников».

Список литературы

  1. ВенгерЛ. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2001. -228с.
  2. Годовикова// Дошкольное воспитание. -1986. -№1. -С28-32.
  3. Голицин В.Б. Познавательная активность дошкольников [Текст]/ В.Б. Голицин// Советская педагогика. -1991. -№3. -С. 19-22.
  4. Голицына Н.С. Занятия в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы[Текст]/Н. С. Голицына. -М.: Скрипторий, 2007. –С. 53.
  5. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей[Текст]/Т. Гризик//Дошкольное воспитание. -1998. -№10. –С. 22.
  6. Денисенкова Н.С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональнаянаучно–практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С.Выготского[Текст]/Н.С.Денисенкова, Е. Е. Клопотова. -Москва–Бирск, 2004. -С. 80– 89.
  7. КлопотоваЕ. Е. Возможности развития познавательной активности дошкольника //http: //psymania. info/raznoe/285. php.
  8. КозловаС. А. Дошкольная педагогика [Текст]/С. А. Козлова, Т. А. Куликова. -М.: Академия, 2007. -421с.
  9. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст]/Е. Э. Кригер.

–Барнаул, 2000. -С. 32.

10. ЛисинаМ. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст]/ М.И. Лисина// Вопросы психологии, 1982. -№ 4.-С. 18-35.

11. Марусинец М.Изучение познавательной активности, Дошкольное воспитание [Текст] / М. Марусинец. – М.: Просвещение, 1999. — №11. -С. 12.

12. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников//Журнал прикладной психологии.

– 2003. -№2. –234с.

13. Формирование познавательной активности дошкольников: Сборник научных трудов. –Шадринск, 1992. -С. 34.

14. ФроловА. А. Развитие познавательной активности у дошкольников[Текст]/ А.А. Фролов. – М.: Педагогика, 1984. –Т. 4. – 400 с.

15. Экспериментальное исследование познавательной мотивации дошкольников// Вопросы психологии. – 2002. -№11. -С. 23.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год