Дошкольная Астрономия как стартовая площадка для развития школьной Астрономии |
Познание | |||
Автор: Богрова Светлана Энгарьевна | |||
30.06.2024 08:38 | |||
Дошкольная Астрономия как стартовая площадка для развития школьной Астрономии Богрова Светлана Энгарьевна, воспитатель МАДОУ № 82 г. Томск В Интернете мне попалась статья Ефрема Павловича Левитана «Рождение Дошкольной астрономии», опубликованная в журнале «Земля и Вселенная», 2010 г. Эта статья актуальна и по сей день, потому что дошкольная астрономия мало освещена. В недалеком прошлом проблемы дошкольной астрономии не существовало, потому что ее просто не было, и никто всерьез о ней не говорил. Считалось, что детсадовские малыши до астрономии не доросли и из их окружающего мира (комната, дом, улица, город и т.д.) Вселенная безоговорочно исключалась. Со временем ситуация изменилась, и, по мнению автора, сейчас не только можно, но и нужно рассматривать дошкольную астрономию как одно из перспективных направлений.
В XXI в. космос стал неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей. Изучив статью, мне захотелось поглубже взглянуть, проработать этот интересный материал. Мне в руки попала книга Е. П. Левитана «Сказочная Вселенная»; прочитав ее, я сразу же решила познакомить с ней детей своей группы. Дети были заинтересованы необычной подачей материала, посыпались вопросы. Так появился проект «Этот загадочный космос». Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и освоение космоса людьми. В современном образовании, начиная с дошкольного возраста, идет запрос на развитие научно-естественного развития детей. Мы воспитываем будущих инженеров, техников, конструкторов, исследователей. Детям показывала и рассказывала о космодроме Байконур. Предлагала им помечтать и придумать свою конструкцию космодрома из пластмассового конструктора. Складывали созвездия из мозаики. Из LEGO ребята создавали космических роботов. Мы узнали, что наша Вселенная, несмотря на весьма почтенный возраст (ей примерно 14 млрд лет), остается вечно молодой. Деятельность детей включала ролевые игры, рассматривание рисунков в книгах, создание собственных рисунков, моделирование и конструирование, а также выполнение самых простых астрономических наблюдений. В этом увлекательном проекте я не могла не затронуть экспериментальную деятельность. Мной была подобрана и составлена картотека «Космических опытов». Ребята проводили опыты «День и ночь», «Солнце и Земля», «Горячие планеты», «Метеоритные кратеры». Совместно с детьми создали свой «Космос в банке». Дети выполнили коллективную работу «Загадочный космос» (нетрадиционная техника рисования). Ребята экспериментировали с гуашью и различными предметами и способами изобразили часть Солнечной системы. Лист хорошо смочили водой. Гуашь нанесли пятнами, густо не жалея краски от центра к краям листа. Затем полиэтиленовый пакет приложили к рисунку, разгладили руками, чтобы краска расплылась (набрызг). Пленку убрали рывком за верхний край. При помощи зубной щетки с белой гуашью нанесли звезды. Крышками разного диаметра, нанося на них светлые оттенки гуаши, нарисовали планеты (опечаток). Тематический день нашего проекта был посвящен интересным книгам о космосе, которые приносили воспитанники из дома. Изюминкой стала «Книга Дня» — «Солнечная система. Невероятные факты». Это необычная энциклопедия поможет изучить планеты нашей солнечной системы и даже заглянуть вглубь них! В группе был создан музей «Космос». Все экспонаты были изготовлены родителями совместно с детьми. Это красочные, необычные поделки, выполненные из разнообразных материалов: бумаги, пластилина, пенопласта и других материалов. К проекту были изготовлены модели «Планеты солнечной системы», онииспользовались при проведении образовательной деятельности. С детьми разучивали считалочки «На Луне жилзвездочет», считали планеты, играли. Велась активная работа с родителями. Для них была подобрана консультация «Как и что рассказать детям о космосе?» Дети почувствовали себя настоящими исследователями космоса. В процессереализации проекта дети узнали много информации о космосе, поняли, что быть космонавтом не только увлекательно, но и очень трудно. Ребята получили огромный заряд бодрости, много положительных эмоций и ярких впечатлений. А впечатления, полученные в детстве, остаются в памяти на всю жизнь исогревают и украшают душу человека на долгие годы. Знания, полученные в детском саду, несомненно, пригодятся детям в школе.
|