Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий» |
Познание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Чернявская Наталия Николаевна | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.05.2024 08:43 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий» Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ г. Нижневартовска ДС№49 «Родничок» Чернявская Наталия Николаевна 1. Характеристика проекта 1. 1 Актуальность Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. По словам Министра образования и науки, «деятельность по профориентации школьников начинает проводиться в старших классах, когда у подростков уже сформированы жизненные приоритеты и ценности». Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду. Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получать пятерки» и практически невозможно услышать ответ «Для себя». А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего. И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учится в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.
К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания этой проблеме. Причина этому, отсутствующая программа профориентации детей. Поэтому основная масса выпускников школ не имеет даже примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию получить, кем работать после окончания техникума или института, профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности семьи. В результате ребенок, даже если он хорошо учился в школе и имел множество увлечений, может не найти себя в нужной ему профессии. Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно дать знания о трудовой деятельности людей и общественной значимости их труда, о перспективах в работе при обучении той или иной профессии. Сформировать положительного отношения к труду, умение практически выполнять доступные трудовые процессы, заинтересованность в выборе будущей профессии. Родители и педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде и профессиях взрослых. С целью приобщения к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развития интереса детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители, выпускники детского сада, социальные партнеры) в нашем детском саду был разработан и реализован профориентационный проект «В мире профессий». Актуальность. Мир профессий в обществе — сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10-15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Однако и эти специальности всерьёз изменились благодаря развитию техники и внедрению цифровых информационных технологий во все сферы нашей жизни. Даже одни и те же профессии по должностным обязанностям называются по-разному. Даже взрослым порой непросто бывает разобраться во всем многообразии современных профессий, к тому же часто имеющих иностранные названия. Как же ребёнку не потеряться в потоке такой информации? Как доступно для его понимания объяснить ребёнку кто такой эколог, менеджер, программист, визажист, мастер автомобильного тюнинга, дизайнер и другие современные профессии. Как же научить детей выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела? 1. 2 Цель проекта Ввести ребенка в мир различных профессий, расширять представления дошкольников о труде взрослых, его результатах в общественной значимости для человека. Задачи: Обучающие
Развивающие
Развивать положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности, через игру Воспитательные Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; 1. 3 Ожидаемый результат Дети: имеют представление о разных профессиях; знают, где и кем работают родители, и в чем ценность их труда; соотносят результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии; имеют обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; используют предметы — заместители в качестве атрибутов для сюжетных и творческих игр. Родители: Вовлечены в воспитание и профориентационное сопровождение детей. Воспитатели: пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми, атрибутами для сюжетно-ролевых игр профориентационной направленности, разработка пособий по ранней профориентации дошкольников на основе современных образовательных технологий. Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет, педагоги группы, родители (законные представители) воспитанников. Сроки проведения: декабрь – апрель Тип проекта: информационно — практико-ориентированный, групповой. Методы реализации проекта:
Приёмы реализации проекта: беседы, рассматривание иллюстраций, презентаций; чтение художественной литературы; дидактические игры и материалы; подвижные игры; экскурсии и наблюдения; создание картотек и дидактических альбомов; интегрированная ООД, мастер-классы, сотрудничество с родительской общественностью, библиотечным комплексом. 1. 4 Этапы проекта
Первый этап:
Второй этап
Третий этап. Итог проекта – продукт проекта:
«У нас в гостях библиотека» «У нас в гостях работники МЧС, ДПС» «Мастер-классы наших родителей»
|