Картотека авторских пособий по краеведению «Сторона моя родная» |
Познание | |||
Автор: Соколова Ольга Валериевна | |||
17.05.2024 08:32 | |||
Картотека авторских пособий по краеведению «Сторона моя родная» Соколова Ольга Валериевна МБДОУ «Детский сад №2 «Чебурашка» Красавино Пособие «Колесо истории» Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории родного города и его настоящего. Оборудование: барабан с разметкой на сектора, хрустальная Сова, волчок, конверты с заданиями, черный ящик, музыкальная пауза. Практические действия: Дети крутят волчок, на каком секторе останавливается, берут конверт с заданием и выполняют его. В черном ящике находится предмет, который нужно отгадать с помощью загадки. На барабане присутствует музыкальная пауза, в ходе которой дети могут спеть песенку, рассказать стихотворение, станцевать. В конце игры победителю вручается хрустальная сова. Пособие «Пъедестал почета» Цель: закрепление знаний детей о зданиях и сооружениях специального назначения в родном городе. Оборудование: пъедестал с 1,2, 3 местом и кармашками, картинки с достопримечательностями города.
Практические действия: В пособии из набора иллюстраций архитектурных и скульптурных достопримечательностей ребенку предлагается выбрать три, которые ему больше всего нравятся, разместить их на «пьедестале почета», рассказать о данной достопримечательности и объяснить, почему они привлекли его внимание. Пособие «Уличные ловцы» Цель: расширение и систематизации индивидуального и коллективного опыта детей, их знаний о родном городе: его природе, культуре, памятниках, зданиях и предприятиях. Оборудование: Стороны пособия разделены на живую и неживую природу и состоят из 6 карманов. Сменность материала в карманах происходит после каждого наблюдения. Практические действия: С помощью пособия дети на прогулке, экскурсиях закрепляют усвоенные знания, находят в окружающей обстановке заданные предметы и явления. Пособие «Я шагаю в детский сад» Цель: закрепления знаний детей об адресе их проживания, об улицах города и месте их расположения. Оборудование: ширма с дорогой и карманами, карточки с достопримечательностями города, картинка мальчика и девочки. Практические действия: В этой игре ребенок должен проложить себе путь от дома до детского сада и вспомнить, какие здания, предприятия встречаются у него на пути. Пособие «Интеллектуальный планшет Цель: обобщение знаний по родному краю и систематизация по разделам (животный мир, растительность, достопримечательности, промыслы и др.) Оборудование: пластиковый планшет со смываемой поверхностью, многоразового использования. На планшете прозрачный карман для заданий. Карточки формата А-4 с заданиями по родному краю. Фломастеры. Символы для оценки выполненного задания. Практические действия: Ребенку предлагается на выбор карточки с заданиями на разную тематику: растения родного края, животный мир, достопримечательности, промыслы и др. С помощью фломастера ребенок выполняет задания на поверхности планшета (обведи, закрась, соедини, найди одинаковые, реши ребус и др.). Картинки стираются влажной салфеткой. С помощью символов идет самооценка выполненного задания. Пособие «Ходики» Цель: расширение представлений детей о старинных вещах, обогащение словаря устаревшими словами. Оборудование: игровое поле с цепочкой цифр, кубик, фишки, карточки со старинными изделиями. Практические действия: Ребенок бросает кубик и делает ход, получает картинку с предметом, соответствующую цифре на поле. Если правильно его называет и описывает, где применяется, продолжает игру, если нет, передает ход следующему игроку. Выигрывает тот, кто первый доходит до финиша. Пособие «Речевой дворик» Цель: расширение и обогащение знания детей о многообразии профессий вологодских мастеров. Оборудование: трехстворчатый лэпбук с заданиями. Практические действия:
Пособие «Игры от Деда Мороза» Цель: знакомство детей с жизнью сказочного волшебника, поселившегося в сказочном тереме, его обитателями, растениями и делами. Оборудование: серия настольных дидактических игр. Практические действия:
Наряди Деда Мороза в шубы цвета радуги, выложи их по цветовому спектру.
Определи, из каких материалов сделаны предметы народных промыслов (береста, северная чернь, кружево и др.).
Найди диких животных, проживающих в зоопарке Деда Мороза, подбери им их детёнышей.
Подбери узор Деда Мороза к морозному узору на окне.
Опознай деревья по внешнему виду. Расположи их в березняке, осиннике, ельнике.
Разложи подарки Деда Мороза в коробочки разной геометрической формы (мячик, шарик, часы в круглую коробочку и тд.). Пособие «Барабан слов» Цель: систематизирование и углубление знаний по теме «Старина и современность». Оборудование: два барабана одинаковой формы, разного цвета; картинки с достопримечательностями и предприятиями города в разные эпохи времени (черно-белые и цветные). Практические действия: С помощью вращения барабана соедини предприятия города прошлого времени и настоящего. Пособие «Занимательный лоток» Цель: закрепление названия населенных пунктов района, образование новых формы слов: устюжанин – устюжане, красавинец – красавинцы, вологжанин – вологжане, россиянин – россияне и тд. Оборудование: два лотка с перегородкой, карточки по теме краеведения. Практические действия: Один из детей выкладывает карточку в лоток и называет что на ней изображено, другой ребенок не видя изображения должен выложить аналогичную. Пособие «Рыболов» Цель: закрепление знаний детей о разнообразии рыб наших водоёмов, умении определять их по внешнему виду. Оборудование: цветные рыбки с карманами, удочка, карточки с рыбами. Практические действия: Ребенку предлагается выловить только тех рыб, которые водятся в наших водоемах. Пособие «Узнай животных нашего леса» Цель: обогащение и активизация словаря детей названиями диких животных, проживающих в нашем регионе, нахождение их по следам. Оборудование: картинки с животными, их тени и следы. Практические действия: Найди животных, которые обитают в нашем лесу по следам, объедини их с тенью. Отгадай, какого животного хвост. Пособие «Собери герб города» Цель: закрепление знаний детей о гербах: страны, области, района, города, умений их собирать из отдельных частей. Оборудование: целостные картинки гербов страны, области, района, города и разрезные. Практические действия: Выбери и сложи герб своего города, объясни значение символов на нем. Пособие «Старина и современность» Цель: расширение представлений о русских народных традициях, о старинных вещах: лапти — кроссовки, телега – автомобиль, голик – пылесос и тд. Оборудование: карточки с предметами старины и нашего времени. Практические действия: Детям предлагается определить, как видоизменялись предметы в течение времени. Соединить карточки прошлого и настоящего. Пособие «Куда спешат машины?» Цель: формирование представления о транспорте в городе и профессиях связанных с транспортом. Оборудование: фетровая дорожка со съемным транспортом, пешеходами, зданиями на липучках. Практические действия: Дети должны выложить машины на те дорожки и к тем зданиям, куда они спешат (скорая к больнице, бензовоз к заправке, бетономешалка на стройку, автобус на остановку и тд.). Пособие «Народный костюм Вологодской губернии» Цель: расширение знаний детей о традиционном русском костюме Вологодской губернии. Оборудование: картинки с элементами русского костюма Вологодской губернии, куклы в костюмах разных губерний. Практические действия: Разложи картинки так, в какой последовательности надевается костюм. Найди кукол в костюмах Вологодской губернии. Пособие «Мореплаватели — первопроходцы Великого Устюга» Цель: знакомство с именами знаменитых соотечественников-первооткрывателей (Дежнев, Хабаров, Атласов), совершивших великие морские походы и одержавшие великие морские победы во имя России. Оборудование: лэпбук с заданиями, карты. Практические действия:
Пособие «Собери грибы в лукошко» Цель: умение детей различать и называть съедобные и несъедобные грибы нашего края. Оборудование: карточки с лукошком, картинки со съедобными и несъедобными грибами. Практические действия: Детям предлагается собрать только съедобные грибы в лукошко, вспомнить их название и где произрастают (подберезовик, подосиновик, опята и др.).
|