Конспект индивидуальной беседы на тему «Байкал» в старшей группе |
Познание | |||
Автор: Перминова Кристина Александровна Соколова Оксана Алексеевна | |||
16.05.2024 10:30 | |||
Конспект индивидуальной беседы на тему «Байкал» в старшей группе Цель: Актуализация представлений по теме «Байкал» для детей старшей группы посредством беседы. Задачи: Обучающая:
Развивающая:
Воспитательная:
Словарная работа: эндемик, продухи. Материалы и оборудование: музыка «шум Байкала», колонки, 2 стакана воды, воронка, вата, комочек земли, картинки оз. Байкала, карта, нерпа, голомянка, байкальская губка. ХОД: Вводная часть: Дорогой (имя), я рада тебя приветствовать! А у нас сегодня гости, давай с ними поздороваемся. Мы живём в одном краю- Всех я вас приветствую! Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо! Здравствуй, вся моя Земля! Мы проснулись очень рано, И приветствуем тебя! Присаживайся поудобнее. Спину прямо. Сейчас я тебе загадаю загадку, а ты внимательно слушай ее и отгадывай: Есть в Сибири озеро большое, В нём вода прозрачна и чиста. Называем озеро мы — море, Им гордится вся наша страна. (Включается музыкальное сопровождение) Основная часть: -О каком озере говорится в загадке? (о. Байкале) Правильно, это озеро Байкал. -Что ты можешь рассказать об этом озере? (Байкал – самое глубокое и чистое озеро в мире. Байкал сохраняет прозрачность воды потому, что в ней живут микроорганизмы – маленькие живые частицы) -Как люди говорят о Байкале? (Великий, могучий, славное озеро, священное озеро Байкал) -А ты можешь показать мне его на карте? И как тыузнаешь, что это именно озеро Байкал? (оно похоже на полумесяц) Я предлагаю тебе послушать стихотворение о Байкале, которое написал Михаил Митюков: Беречь Байкал — святое дело: Его судьба – у нас в руках! Сама Природа нам велела, Чтоб жил Байкал родной в веках! И верю я: Байкал будет России славу приносить! И нам потомки не забудут За это должное воздать. - К чему нас призывает автор? (Автор призывает нас беречь Байкал, не мусорить, не разжигать костры, не рвать краснокнижные растения, беречь воду) -Чем богато озеро Байкал? (Это самое глубокое и большое озеро в мире; его вода чиста и прозрачна, особенно в зимнее время года. В ней содержится очень много полезных веществ. На Байкале много эндемиков) -А ты знаешь, что такое эндемик? Эндемики – это животные и растения, которые обитают только на Байкале. О некоторых эндемиках мы сейчас с тобой поговорим. Отгадай загадку: В снежном логове родится, Простудится не боится. Подрастет — начнет нырять, Шубку белую менять. Если очень повезет. Лет полсотни проживет. Что за зверь такой с усами? Может, вы видали сами? (НЕРПА) -Что ты знаешь о нерпе? (Байкальская нерпа – это единственное млекопитающее, которое обитает на Байкале. Нерпа — это эндемик озера Байкал) -Для чего нерпа накапливает жир? (Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде) -Как ты думаешь, всегда ли у нерпы получается выбраться на поверхность льда зимой для дыхания? (Когда озеро сковано льдом, нерпа может дышать только через продухи — запасные отверстия во льду. Продухи нерпа делает, разгребая снизу лед ногтями. С помощью продухов нерпа дышит) -А ты знаешь, чем питается нерпа? (Питанием нерпе служит рыба. Основная пища нерпы — это голомянка) -Я тебе предлагаю поговорить о голомянке. Голомянка также как и нерпа относится к эндемикам. -Что ты можешь рассказать о голомянке? (Голомянка – маленькая необычная рыбка, обитающая в Байкале. Она слегка розовая, прозрачная или полупрозрачная, потому что состоит почтииз одного жира. У голомянки к тому же нет чешуи) -У Голомянки есть зубы, как ты думаешь? (У Голомянки голова с огромной пастью и зубами, которые растут, начиная с подбородка) -Знаешь ли ты, чем питается голомянка? (Голомянка питается рыбными мальками и рачками) -Почему голомянка живет на глубине? (Ночью поднимается за кормовыми организмами к поверхности воды, а днем опускается на глубину, куда опускаются и кормовые организмы. На этих глубинах она, возможно, укрывается от дневных хищников. Большую часть жизни голомянка проводит на больших глубинах, куда свет не проникает) Воспитатель показывает картинку байкальской губки. Ты знаешь, что это? Еще один эндемик Байкала-это Байкальская губка. -Ты что-нибудь знаешь о ней? (Байкальская губка-важный элемент экосистемы озера Байкал, имеет интенсивную зеленую окраску. Живут на каменистых склонах.) - Как ты думаешь, губка — это растение или животное? Почему? (Байкальская губка — это животное. Их окраска обусловлена тем, что в теле губок живут зелёные водоросли) - Чем питается Байкальская губка? (Питаются мельчайшими пищевыми частицами — бактериями, водорослевыми клетками — содержащимися в окружающей воде) -Какую пользу несет Байкальская губка для озера? (Губка является фильтратором байкальской воды) -Как же это происходит? Чтобы нам с тобой это узнать, я предлагаю провести опыт, который мы назовем «Очистка воды». Опыт «Очистка воды» Посмотри внимательно. Я взяла два стакана. В одном стакане (положим комочек земли и перемешаем). Что стала с водой? Вода стала мутной, она помутнела. Но её можно очистить. В качестве фильтра мы используем вату, но мы с тобой представим, что это Байкальская губка. Положу её в воронку, перелью помутневшую воду от земли через воронку в другой стакан. Посмотри, что стало с водой. Правильно, она стала чистой. -Как ты думаешь, какой вывод мы с тобой можем сделать? Вывод: грязную воду можно фильтровать, и она станет чистой (Вот так Байкальская губка очищает воду от загрязнений, постоянно фильтруя воду, тем самым вода становится чистой). (включается музыкальное сопровождение фоном «шум Байкала») Релаксационное упражнение для снятия напряжения А сейчас я тебе предлагаю расположиться поудобнее, закрыть глаза… Сделай глубокий вдох и выдох. Представь себе, что светит яркое солнце, дует легкий теплый ветерок. Озеро тихое и спокойное, слышен лишь крик чаек, да плеск волн. Представь себе, что ты сидишь на берегу озера. Ты чувствуешь тепло солнца всей своейкожей ивидишь играющие волны. Сделай вдох и ощути, что воздухсвежий и немного влажный. Ты слышишь, как кричат чайки… Ты чувствуешь себя сейчас совершенно спокойно… Сейчас ты можешьпопрощаться с этим местом и медленно вернуться сюда, в эту комнату. Потянись, открой глаза. Заключительная часть: -Скажи, о чем мы сегодня с тобой беседовали? -Что ты узнал нового? -Что тебя удивило? -Давай вспомним, что такое эндемик? (Эндемик – значит больше нигде на Земле не повторяется, живёт только здесь, на Байкале.) -О каких эндемиках озера Байкала мы сегодня с тобой разговаривали? (нерпа, голомянка, байкальская губка) -А что такое продухи? (продухи — запасные отверстия во льду, через которые нерпа может дышать) -Почему голомянка живет на глубине? (Ночью поднимается за кормовыми организмами к поверхности воды, а днем опускается на глубину, куда опускаются и кормовые организмы. На этих глубинах она, возможно, укрывается от дневных хищников. Большую часть жизни голомянка проводит на больших глубинах, куда свет не проникает) -Какую пользу несет Байкальская губка для озера? (Губка является фильтратором байкальской воды) Спасибо тебе (Имя), я думаю ты сегодня узнал много нового. До новых встреч!
|