Как научить детей определять время |
Познание | |||
Автор: Калинкина Анна Владимировна Скоркина Оксана Юрьевна | |||
03.04.2024 20:13 | |||
Как научить детей определять время Время – это абстрактное понятие, его не пощупаешь и не попробуешь на вкус. Многие ответственные родители в таком случае задаются вопросом: как научить ребенка определять время по часам. 1. Предлагаю определить, готов ли ребенок воспринимать информацию: Ознакомление ребенка с часами следует начинать только когда:
Дети овладевают данными навыками к 5-7 годам. 2. Как научить ребенка времени? Расскажем, что время движется только вперед и не может идти назад. В данном случае в первый раз можно обратить внимание и показать движение стрелок на циферблате, объяснив при этом, что в обратную сторону они двигаться не могут. Затем расскажем о временных составляющих: часах, минутах, секундах. Далее необходимо перейти к суткам. Здесь можно задействовать уже знакомые дошкольнику категории и ориентироваться на день и ночь. Объясните, что в совокупности они составляют 24 часа, а это время равняется суткам. Закрепить понятие суток помогут картинки, плакаты, иллюстрации распорядка дня. Следует объяснить, что все взрослые люди живут по времени. Они ориентируются, когда им нужно вставать, завтракать, идти в школу или на работу. Именно поэтому, необходимо уметь определять и понимать время.
3. Изучаем вместе циферблат Внимательно рассмотрим, что на нем имеется. Расскажем, что на нем имеется два вида цифр – часовые и минутные. Посчитайте минутные деления. Объясните, что деления в данном случае обозначают минуты. В одном часе, как выяснится в ходе подсчетов, их 60. Расскажите, что когда стрелка сдвигается на одно деление, это значит, что прошла одна минута. Так дети впервые наглядно узнают, что значит течение времени. 4. Затем объясняем значение стрелок Когда циферблат уже в достаточной мере изучен, пришло время узнать, зачем же нужны стрелки и что они собой представляют. Стрелки различаются по своей длине – одна из них длинная, а другая короткая. Длинная «отвечает» за минуты, а короткая – за часы. Рассказ важно как можно лучше проиллюстрировать, заранее купить или сделать самостоятельно игрушечную модель циферблата для наглядного показа. При помощи механизма продемонстрируйте, что минутная стрелка движется быстрее и, когда она уже проходит целый оборот, то часовая сдвигается всего на одно деление. Здесь важно изначально правильно понять принцип работы часов, а дальше ребенку будет легче продолжить обучение. 5. Рассмотрим циферблат Двигая стрелки на циферблате, покажем ребенку, как выглядит 1 час дня, 2, 3, 4, 5 и так далее со всеми последующими цифрами. Несколько раз закрепите вместе пройденный материал, пока его ответы не дойдут до автоматизма. 6. Затем переходим к изучению минут Начинать, нужно с наиболее простого. Для изучения получаса разделите циферблат на 2 равные половинки. Объясните ребенку, что в часе два равных интервала в 30 минут. Проведите линию сначала через «6» и «12», а затем через другие, более сложные для восприятия числа, например, через «20» и «50». Обведя обе половинки по внешним краям, объясните ребенку, что вместе они составляют часовой промежуток. Лишь после этого можно переходить к изучению 5, 10, 20 и 40 минут. 7. Закрепите изученное тренировкой Когда ребенок уже достаточно много знает о часах, можно предложить самостоятельно заполнить циферблат. В качестве стрелок могут быть использованы вырезанные кусочки картона, а числа он должен будет написать самостоятельно. Полученные знания закрепляем в играх. Далее попросите его показывать стрелками то время, которое ты называешь и наоборот – сама выставляй стрелки, а он будет определять, сколько времени они означают. Когда ребенок уже достаточно хорошо научился разбираться во времени по часам, предложите ему сыграть в легкую игру на воображение. Вы двигаете стрелку на определенное время, он видит, какое время вы поставили, и начинает изображать, чем он в этом время занимается. Например, время 3 часа – он гуляет с собакой, время 10 часов – он ложиться спать и так далее. Если малыш уже разобрался во временном исчислении, и прекрасно разбирается в нем, вы можете просто периодически – 3-4 раза в день – невзначай спрашивать у него «Сколько времени?». Так вы доведете его понимание до автоматизма, и этот вопрос в будущем не будет вызывать у него никакого затруднения.
|