Проект по формированию финансовой грамотности и экономическому образованию дошкольников «Азбука юного финансиста» |
Познание | |||
Автор: Иванова Дарья Гаврильевна | |||
26.03.2024 12:26 | |||
Проект по формированию финансовой грамотности и экономическому образованию дошкольников «Азбука юного финансиста» Опыт работы Воспитателя Ивановой Дарьи Гаврильевны РС (Я) Нюрбинский район Чаппандинская МДОУ ис. С. П. Алексеева-Босут 1. Пояснительная записка Вид проекта: познавательно – информационный. Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители, воспитатели, специалисты, социум. Срок реализации: долгосрочный Обоснование проекта: Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы, педагоги, должны объяснить своим детям следующие финансовые вопросы: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста. Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участки детского сада), а также складывается первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена – и этическими: честность, щедрость, экономичность. Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля – продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие. Предпосылкой для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним. Другой предпосылкой является становление и развитие способности к децинтрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения. Таким образом, в дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как с одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально – коммуникативное и познавательное развитие дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка. Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания – ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье – реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. Другие социальные среды, с которыми соприкасается ребенок: детский сад, учреждения дополнительного дошкольного образования, дружеские компании, учреждения культуры, СМИ и т.д. – представляют еще более широкий спектр для познания реалий современного мира, в том числе экономических. Цель проекта: помочь детям дошкольного возраста войти в социально – экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности. Задачи:
Программа состоит из трех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама». 2. Этапы реализации проекта: 1 этап – Организационный
2 этап – Практический
3 этап — Заключительный
Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, а также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта. 3. Формы работы:
4. Предполагаемый результат В результате проектной деятельности дети:
5. Педагоги планируем -разработать технологические карты сюжетно-ролевых игр по формированию основ финансовой грамотности. - составить подборку пословиц и поговорок народа саха, способствующих пониманию многих экономических явлений. - составление словарика экономических терминов, целью которого является пополнение словаря детей новыми словами, обозначающими экономические явления, и учит применять их на практике. -книжка-раскраска, предназначенная для введения дошкольников в мир финансовой грамотности посредством изучения пословиц и поговорок народа саха. - составить лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников. -картотека дидактических игр по экономическому воспитанию. -диагностическая карта с методическим оцениванием -сборник методических разработок (сценарии образовательных игр и событий, тематические подпроекы). 6. Мероприятия с родителями:
«Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников», «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка», «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников», «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников».
В Чаппандинской МДОУ им. С. П. Алексеева-Босут который год работает Проект по формированию финансовой грамотности и экономическому образованию дошкольников «Азбука юного финансиста». Опытная воспитательница Дарья Гаврильевна Иванова усердно работает над проектом. Каждый год проводит интересные мероприятия по проекту и по сотрудничеству работает с другими организациями особое внимание уделяет на работу с родителями. Иванова Д. Г. Чаппанда
|