Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»
Познание
Автор: Жеравова Юлия Николаевна   
26.03.2024 10:17

«Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»«Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Обобщение опыта работы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Светлячок» комбинированного вида

Брянская область, Почепский район, город Почеп, улица Стародубская, дом 66

Телефон: 84834531098

Обобщение опыта работы воспитателя 1-й квалификационной категории Юлии Николаевны Жеравовой по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»

 

С начала моей работы в детском саду очень остро встал вопрос о применении новейших разработок, технологий, методик, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира, на мой взгляд, явилась опытно-экспериментальная деятельность. Именно этот вид деятельности, как никакой другой, удовлетворяет возрастные особенности. Работа с дошкольниками в нашем учреждении строится на основе Федеральной образовательной программы дошкольных учреждений — ФОП до. Ведущей идеей опыта моей работы является формирование гармонично развитой личности дошкольника через использование технологии детской экспериментальной деятельности.

Основная цель опытно-экспериментальной деятельности дошкольников — развитие свободной творческой личности ребенка.

Задачи:

  • развитие творческого воображения и мышления
  • развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы
  • развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
  • создание предпосылок формирования практических и умственных действий

Свою работу по развитию экспериментальной деятельности с детьми я строю по трём взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде;
  • неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет;
  • человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Уже в ходе работы в этих направлениях, я определила тот порядок действий, при выполнении которых, достигается наибольший результат.

Структура детского экспериментирования:

  • постановка проблемы, которую необходимо разрешить
  • целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
  • выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения)
  • проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях)
  • анализ полученного результата (подтвердилось -не подтвердилось)

-формулирование выводов.

Для реализации всего объема работы мною, совместно с педагогами ДОУ, в группах была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группах у нас постоянно оснащаются центры экспериментирования, где представлены различные материалы для исследования. При оборудовании уголка экспериментирования я старалась учитывать требования безопасности, достаточности и доступности расположения. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования определяется и меняется в соответствии с планом работы. В своей работепо исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Их провожу как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов создала и систематизировала картотеку.

При анализе деятельности я расставила акценты на то, что уже достигнуто и к чему нужно стремиться. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования. Ответственно относятся к выполнению домашних заданий. Я на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников. Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создавать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности. Активно привлекаю родителей и к оформлению уголка экспериментирования в группе.

Заглядывая вперед, скажу, что основная цель моей работы — совершенствование компетентности в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, а также объединение усилий педагогов и родителей при организации работы в данном направлении.

Список используемой литературы:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников //О. В. Дыбина (отв. ред.). — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 192 с. (серия «Вместе с детьми).
  2. Емельянова Е., Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду, 2009, № 3.
  3. Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. — М: ТЦ Сфера, 2004. — 224 с.
  4. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебн. пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005. -80 с.4.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Метод, пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 128 с.
  6. Интернет-ресурс.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год