Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Ходят часики по кругу» |
Познание | |||
Автор: Войтенко Надежда Анатольевна Мумбер Елена Викторовна | |||
21.03.2024 11:14 | |||
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Ходят часики по кругу» Воспитатели:
Цель: Познакомить с историей изобретения часов и закрепить умение детей определять время по часам. Задачи:
Словарная работа: Активизация — часовой, часовщик, водяные, солнечные, масляные; Пассивный словарь — циферблат, механические, электронные. Материалы: Для воспитателя: картинки с изображением разных часов (настенных, напольных, ручных, каминных и т. д.); макет часов с движущимися стрелками, фото для демонстрации, магнитная доска, Для детей: макеты циферблата часов. Ход занятия: Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас будет интересное занятие, а о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадку: На руке и на стене, И на башне в вышине, Ходят, ходят ровным ходом От восхода до захода. Дети: — Часы Воспитатель: - Все так думают? Верно — это часы. Человек, который их делает и ремонтирует, называется часовой мастер или часовщик. Место, где собирают часы – часовой завод, мастерская по ремонту – часовая мастерская. Ребята, как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов? (ответы детей) Воспитательпредлагает детям занять места за столами. -Давным-давно, когда не было часов, люди узнавали время по солнцу. Солнце взошло – пора вставать; темнеет – пора заканчивать работу, готовиться ко сну. Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу; становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе и придумали часы: вкопали столб в землю, начертили круг вокруг столба и разделили на равные части. Каждая часть равнялась 1 часу. Назвали такие часы – солнечные (показ фото). Но пользоваться ими человек не всегда мог. - А как вы думаете, почему? Ответы детей: (Дети рассуждают: если нужно узнать время, всегда придется к ним бегать, в пасмурную погоду не определишь время). Воспитатель: (обобщает ответы детей) – Правильно в дождливый и пасмурный день, а так же ночью эти часы не показывали время. - Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день (показ фото). В высокий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду. На сосуде черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Как вы думаете, удобны ли такие часы? Ответы детей: (Нет, воду нужно было постоянно доливать) Воспитатель: - Не случайно с тех пор говорят «Сколько воды утекло!» Воспитатель: С тех пор прошло немало лет, И люди поняли ответ, Что лишь песок он есть один И бог, и царь и господин. И придумали песочные часы. (Показ фото.) Они состоят из двух конусов соединенных вместе, внутри – песок. Такие часы рассчитаны на определенный промежуток времени: 1, 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет продолжается. Пользуются ли теперь песочными часами? Где и кто? Ответы детей: (Да, только в больнице) Воспитатель: (обобщает ответы детей) Молодцы! Песочные часы до сих пор применяют, когда нужно отмерить небольшой отрезок времени. Например, в больнице при проведении лечебных процедур. Можно отмерять время чистки зубов, проверить, сколько слов ты читаешь или пишешь за 1 минуту. Воспитатель: - Но все эти часы не совсем точные и ими неудобно пользоваться тогда люди изобрели механические часы, затем электрические, электронные. Давайте познакомимся с часами. - Посмотрите, сколько здесь много разных часов. Обратите внимание на их величину, форму, материал из которого они сделаны. Одинаковые ли они? (рассматривание настоящих часов в «Мини-музее часов»). Воспитатель берет часы: - Этот круг называется – циферблат движущиеся стрелки указывают на цифры – так мы узнаём, сколько времени в данный момент. Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута — небольшой промежуток времени, а час – большой. Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату, значит прошёл час, когда длинная стрелка на числе 12, а короткая, например на 6 – это значит, что сейчас ровно 6 часов. Физминутка. Игра “Ходят стрелочки по кругу” На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12, по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова. Мы – часы, наш точен ход, Водят стрелки хоровод. Ходят стрелочки по кругу И хотят догнать друг друга. (Дети ходят по кругу, взявшись за руки.) Стрелки, стрелки, не спешите, Вы нам время подскажите! (Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой.) Воспитатель: Пять часов! (Встают дети, сидящие с цифрой 5 и 12.) Игра повторяется несколько раз. Дети проходят за столы. Воспитатель: А теперь я вам буду показывать часы, а вы скажите, как они называются: Висят на стене — часы … (настенные) Стоят на полу –… (напольные) Стоят на столе –… (настольные) На руке –… (наручные) Лежат в кармане –… (карманные) Стоят на камине – (каминные) -Чем отличаются часы друг от друга? Ответы детей: Формой, величиной, цветом, местом расположения, разными по длине стрелками. -Чем похожи? (На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.) Воспитатель: Послушайте стихотворение Валентина Берестова “Часы”. Без четверти шесть! Без пятнадцати шесть! Хотите услышать приятную весть? Так что же случилось Без четверти шесть? Какая такая приятная весть? А то, что я сам, Понимаете, САМ Умею часы узнавать по часам. Ты прав. Так и есть, Без пятнадцати шесть! Спасибо тебе за приятную весть! Итог занятия. Воспитатель: — Дети, интересное сегодня было занятие? Что вы расскажите своим родителям о часах? Какие бывают часы? Как устроены часы? Так для чего нужны часы? Ответы детей Воспитатель: — А в следующий раз мы с вами, будем учиться определять время, чтобы вы не опаздывали в детский сад!
|