«Организация тематических участков и зон на территории ДОУ для познавательного развития дошкольника» |
Познание | |||
Автор: Потакуева Ольга Александровна | |||
21.12.2023 13:35 | |||
«Организация тематических участков и зон на территории ДОУ для познавательного развития дошкольника» Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы нашего коллектива по оформлению территории детского сада к летнему оздоровительному сезону. Детский сад — особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется сделать уютным и теплым. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника происходит эффективно в том случае, если для этого созданы определенные условия. Наш педагогический коллектив уделяет большое внимание созданию познавательно-развивающей среды на участке детского сада.
Целью деятельности педагогов в летний период является объединение усилий взрослых (сотрудников ДОУ и родителей воспитанников) по созданию условий, способствующих оздоровлению детского организма в летний период; эмоциональному, личностному, познавательному развитию детей. Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка детского сада имеет большое воспитательное значение. На всей территории детского сада созданы условия для обеспечения разных направлений развития детей: игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности. Для наших детей лето — самая долгожданная и любимая пора. Они знают, что с приходом лета, участки детского сада превращаются в сказочную страну. Дети в этой сказочной стране чувствуют себя полноценными владельцами пространства, становятся творцами своего окружения, своего Я. Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. В то же время такая предметная среда позволяет нашим воспитателям решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности. С целью развивающей направленности предметной среды мы учли следующие условия:
Оформление территории детского сада своими руками это увлекательно и интересно. Для этого необходимо приложить много усилий, но оно того стоит, поскольку речь идет о детях — нашем будущем. Кроме того правильно оформленная площадка увлекает детей в игру — основу развития малышей. Главное – использовать безопасные материалы и яркие цвета. Совсем не обязательно покупать готовые садовые декорации, ведь существует масса увлекательных идей, которые можно легко претворить в жизнь. Поделки для детской площадки, сделанные своими руками, смотрятся оригинально и необычно. Заниматься таким творчеством приятно и что самое главное — малозатратно. Подходящих материалов везде предостаточно, причем взять их можно абсолютно бесплатно. Все, что от вас требуется — это фантазия и креативное мышление. А еще к творческому процессу всегда можно приобщить детей. Очень хочется, чтобы территория детского сада летом выглядел ярко, живо и интересно! Участки детского сада педагоги совместно с родителями самостоятельно и без лишних затрат украсили различными поделками. Дети с удовольствием катаются верхом на жирафе и зебре, сидят и отдыхают рядом с лягушкой. Нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования, игр способствует развитию творчества воспитателей. Каждое лето территория детского сада преображается стараниями воспитателей и родителей. Все оформление и пособия делаются из бросового материала. Порой очень сложно найти качественный бросовый материал для оформления прогулочного участка к летнему сезону. Поразмыслив мы нашли прочный и долговечный, и самое главное очень дешевый материал — тепловая пленка. Она блестит, протирается, легко режется, клеится и трансформируется. Клумбы смастерили из дерева, что безопасно и экологично. Клумбы имеют разную форму и смотрятся очень красиво и оригинально, а когда в них высадишь яркие цветы, то от них просто невозможно оторвать взгляд. Такие клумбы имеются на каждой площадке. Дети с удовольствием ухаживают за цветами, наблюдают за ними. Воспитатели подобрали цветы, которые радуют своей красотой целое лето. Из деревянных пеньков, пиломатериала мы смастерили забавные фигуры, машины, препятствия для эстафеты и множество других объектов. Вся поверхность обработана, ошкурена, покрашена разноцветными красками. Из пеньков на прогулочных площадках сделаны машины, корабль, пирамиды «Сова» и «Матрешка», лягушки, лебеди, конь с телегой, колодец и др. Все это оборудование используется в сюжетно — ролевых, спортивных играх, самостоятельной деятельности. Так, например, корабль используется в играх «Морское путешествие» и «Моряки». Прогулочный участок подготовительной к школе группы «Морской бриз» полностью оформлен в морской тематике: это и рыбки из фоамирана, и медузы из голубых мусорных пакетов. Колодец, раскрашенный под «березку», используется для игр с водой, также, как и прудик из старого корыта, в котором дети ловят рыбку на магнитную удочку. Кстати, колодец дети с воспитателями назвали «Колодец желаний», и у ребят появилась еще одна игра «Загадай желание», главная цель которой: сформулировать желание правильно и четко его произнести, чтобы «сбылось». Пластиковые бутылки отлично подойдут для изготовления поделок и украшений для детской площадки. Если собрать разные по форме и размерам бутылки, можно смастерить очень интересные композиции: пальмы, фигурки животных, цветы и другие объекты. Очень просто делается, например, поросенок: для туловища подойдет пятилитровая бутылка, а двухлитровые – для конечностей. Уши и хвост также вырезаются из пластика. Так на нашей клумбе поселились три поросенка. Оригинально смотрится цветник из бутылок: горлышки вырежьте в виде колокольчиков и других цветов, а листьями будут основания без дна, разрезанные на несколько частей. Разукрасьте бутылки красками и зафиксируйте в нужных местах. Можно использовать и разноцветные бутылки. Такие украшения очень практичны: они не испортятся ни от дождя, ни от солнца. Кстати, цветами из бутылок можно украсить не только цветник, но и пеньки, и ветки, смастерив при этом декоративное дерево. Монтажная пена используется для декора детской площадки не так часто, как пластик или шины, но, тем не менее, из нее можно сделать очень интересные поделки. Фигурки из пены похожи на игрушки, они отлично смотрятся и нравятся малышам. Из пены можно сделать любую форму, которую потом разукрашивают. Так на нашей клумбе поселился ежик. Всех идей по оформлению пеньков не перечесть. Вот самые популярные из них: старичок-лесовичок и гриб мухомор. Мы использовали пеньки и как стульчики, и как основу для стола. Старые строительные каски мы раскрасили под божьих коровок и рассадили их по всей территории, а старые бочки, расписанные красками, превращаются в смешных человечков и подставки для цветов. Теневые веранды воспитатели украсили флажками и гирляндами, а возле веранды «выросли» огромные ромашки из использованных дисков. Каждый групповой участок по-своему хорош, оборудован всем необходимым для игр, занятий и отдыха детей. При создании развивающей среды на участке мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной и вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности. Уют и красота нашего участка, позволяет решать и образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания, ведь у них развивается любознательность, творчество, коммуникативные способности. Хочется создать комфорт для каждого ребенка. Ежегодно в нашем учреждении проводятся конкурсы на лучшее оформление участка, лучший цветник. Такие конкурсы побуждают педагогов к творчеству, фантазии, в использовании элементов декора, артдизайна. Наши педагоги настоящие конструкторы и художники. Рассаду для цветников выращиваем сами, при этом дети и родители становятся активными участниками благоустройства территории и все это несет в себе положительный воспитательный момент. Одной из наиболее распространенных форм двигательной активности детей на воздухе являются игры на асфальте, которые способны расширять двигательный опыт ребенка и обогащать его новыми координационно-сложными движениями. В теплое время года рисуем разнообразные фигуры на асфальте: классики, геометрические фигуры зигзаги, улитки, гусеницы, различные «волшебные дорожки» для выполнения упражнений в ходьбе, прыжках и беге. Игры на асфальте не требуют специального оборудования и дополнительного места для проведения, их легко организовать там, где есть асфальт: на групповом участке, асфальтированной дорожке вокруг детского сада. Таким образом, у нас педагогов есть прекрасная возможность научить детей видеть и понимать окружающий мир, ощутить красоту природы, развить творчество и фантазию, а также укрепить здоровье детей на прогулке, постараться сделать так, чтобы участок детского сада стал объектом для развития познавательных интересов детей. Бесспорно, чрезвычайно важна атмосфера детского учреждения, поскольку именно здесь возникают одни из первых впечатлений ребенка. Поэтому так необходимо создание соответствующих педагогических целесообразных условий, как в помещениях, так и на ландшафтном участке детского сада. Дизайн участка должен быть значимым в образовательном процессе, а также комфортным, удобным и безопасным. Оформление территории детского сада служит тому, чтобы не только поднимать настроение детей и давать стимул для игровой активности, но и обучать, воспитывать. Уже сложилась своеобразная традиция: каждая группа задумывает проект обустройства своей площадки, а затем занимается его реализацией. В этом процессе принимают участие все, и даже дети: совместными усилиями малыши и взрослые делают все возможное для того, чтобы их детский сад был красивым, неповторимым, по-домашнему уютным, и чтобы пребывание здесь было настоящим праздником
|