КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МЫ С БУМАГОЙ ПОИГРАЕМ, СЕКРЕТЫ ПРО НЕЁ УЗНАЕМ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ |
Познание | |||
Автор: Манукова Светлана Александровна сооавтор Шальнова Елена Дмитиевна | |||
19.12.2023 20:27 | |||
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МЫ С БУМАГОЙ ПОИГРАЕМ, СЕКРЕТЫ ПРО НЕЁ УЗНАЕМ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ СОСТАВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ: МАНУКОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Материалы и оборудование: Бумага: цветная, картон, санитарная (салфетка), альбомная. Цветы (кувшинки), изготовленные из бумаги, кисть, акварель, ножницы, карандаши, палочки с острым концом. Проектор. Мешочек, береста, камень. Гелевые шары. Предварительная работа: беседы о происхождении бумаги, об интересных фактах о бумаге, о производстве бумаги, об использовании ее в повседневной жизни, рассматривание энциклопедий, иллюстраций по теме, сбор коллекции «Виды бумаги». Ход познавательно – исследовательской деятельности Организационный момент Воспитатель: Ребята, проходите в группу! Посмотрите, сколько к нам пришло сегодня гостей! Давайте поздороваемся с нашими гостями и еще раз друг с другом. Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх) А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу) И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками) «Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки) «Доброе утро!» — и маме и папе «Доброе утро!» — останется с нами. А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное, и даже волшебное занятие. Я хочу вам предложить отправиться в Волшебную Страну экспериментов. А как вы думаете, на чем же до этой Волшебной Страны можно добраться? (Ответы детей). Так, как мы отправляемся в волшебную страну, я вам хочу предложить отправиться на волшебном транспорте, мы полетим туда на красивых волшебных шарах. Возьмите каждый себе по одному шарику, закройте глаза, и давайте скажем волшебные слова: "Раз, два, три-в волшебную страну попади!" (Дети произносят волшебные слова). Ребята, вот мы и попали с вами в страну экспериментов. А название этой страны, вы узнаете, отгадав загадку. «Она бывает документом, Плакатом, фантиком, конвертом, Письмом, обоями, листовкой, Альбомом, книгой, упаковкой». (Бумага!) Воспитатель: Правильно, ребята, это бумага! Наша волшебная страна называется «Бумажная страна!» и все в ней посвящено бумаге. Основная часть Входит Волшебник (плачет): Волшебник: Здравствуйте, ребята! Я волшебник! А точнее только учусь! Мой учитель задал мне очень сложные задания! Мне одному не под силу с ними справится! Может быть, вы мне поможете? Ответы детей Волшебник: Вот первое из них. (Достает из мешочка камень, бересту и лист бумаги.) Что у этих вещей может быть общего? Откуда это все взялось? И для чего нужно? Никогда мне одному не разобраться!!! Воспитатель: Поможем разобраться волшебнику? Ответы детей Ребята, что общего у этих трех предметов? Предполагаемые ответы детей: на всем этом можно рисовать. Воспитатель: Люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на берестяных грамотах. Ребята, давайте попробуем на всем этом что-нибудь нарисовать? Практические действия детей (линии на камне гуашью, процарапать буквы на бересте и написать их карандашом на бумаге). Воспитатель: Первая бумага появилась в Китае. Воспитатель предлагает подготовленному ребенку рассказать. Ребенок: Давным-давно, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, делали ее в Воспитатель: А в наше современное время бумагу делают машины на бумажных заводах. Волшебник: Скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей). Волшебник: Почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей). Воспитатель: А прочная ли бумага? Мы с вами сейчас проверим. Я хочу пригласить вас и нашего Волшебника в лабораторию, где мы будем проводить опыты с бумагой. (Дети заходят в лабораторию, обращаю внимание детей на тарелочки, где лежат листочки бумаги). Сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее. Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь и описывают свойства). Какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого проведем ряд экспериментов. Опыт №1 Возьмите в руки лист бумаги и лист картона. Картон – это тоже бумага, но только более плотная. Попробуйте смять (скрутить, согнуть) бумагу и картон. Что легче мнется, скручивается, сгибается бумага или картон? (Ответы детей). Вывод: Чем толще бумага, тем она труднее мнется, скручивается, сгибается. Опыт №2 А теперь порвите бумагу и картон. Что легче рвется? (Ответы детей) Вывод: Картон толще, чем бумага, бумага рвется легче, а картон труднее. Значит, бумага рвется легче в зависимости от толщины. Опыт №3 Возьмите ножницы и разрежьте сначала бумагу, потом картон. Что легче разрезать? (Ответы детей) Вывод: Картон толще, чем бумага. Бумага режется легче в зависимости от толщины. А как вы думаете, можно соединить бумагу? Как? (Склеить, сшить, переплести). А теперь проверим, как бумага разной толщины «ведет» себя воде. Опыт №4 Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? (Ответы детей) Вывод: Тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, этот материал не прочный. Волшебник: Дети, а как вы думаете, бумага легко горит? Опыт №5 Бумага легко воспламеняется и горит. Этот опыт очень опасно проводить! Как вы думаете почему? (Ответы детей) Верно! Можно получить ожог, и может случиться пожар. «Помни правило — ты бумагу и огонь никогда один не тронь». Поэтому посмотрим этот опыт на экране. (показ опыта) Вывод: Бумага горит. Воспитатель: Устали? Давайте отдохнем и поиграем. Физкультминутка По бумаге я бегу, Все умею, все смогу: (бег на месте) Хочешь-домик нарисую, (встать на носочки, руки вверх изображая крышу) Хочешь-елочку в снегу, (приседания) Хочешь-дядю, хочешь-сад. (повороты в стороны, руки на пояс) Мне любой ребенок рад. (прыжки на месте) Волшебник: Ребята, я вместе с вами изучил свойства бумаги и много нового узнал о ней. И теперь я готов выполнить другие задания своего учителя! Только мне нужна ваша помощь! Вы мне поможете? (ответы детей). Задание № 2: «Живые цветы» Волшебник: показывает детям цветок, сделанный из бумаги. Как называется этот цветок? (Кувшинка) Где он растет? (На озере, на пруду) Волшебник: Возьмите по кувшинке и аккуратно положите на поверхность воды. Давайте скажем все вместе: «ЭЙ, ЦВЕТОЧКИ, ПРОСЫПАЙТЕСЬ! ЛЕПЕСТОЧКИ РАСКРЫВАЙТЕСЬ!» Дети наблюдают за раскрытием лепестков. Волшебник: Как вы думаете, а в чем секрет? Почему лепестки стали раскрываться? (Дети высказывают свои предположения) Необходимо подвести детей к правильному ответу: бумага впитывает в себя воду и лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды. Задание № 3 «Тайное послание». Посмотрите, на этот чистый альбомный лист. Сейчас я произнесу волшебные слова: «Рекс-пэкс-фэкс», закрасим лист бумаги краской и проявится тайное послание. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской. Дети проводят кистью по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы. Волшебник вместе с детьми «рисует» свой рисунок на листе. Объяснение волшебника: Ребята, такой рисунок Вы можете подготовить сами. Нужно только взять белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской. Можно подарить такой «волшебный рисунок» другу или родителям. Волшебник: Какие мы молодцы! Благодаря вам, я выполнил все задания моего учителя. И мне они показались даже немного волшебными. Ребята, а вам понравилось со мной выполнять задания? Теперь вы сможете показать их своим родителям и друзьям, только не забывайте про волшебные слова. Мне кажется, что наши гости немного загрустили! Для них у меня тоже есть интересное задание! (Раздает гостям ножницы и бумагу) «Как в обычном листе бумаги сделать отверстие достаточно большое, чтобы вы могли через него пролезть?». Волшебник: Спасибо всем за помощь. Мне пора возвращаться к моему учителю, в школу волшебства. Воспитатель: Нам тоже пора возвращаться в наш любимый детский сад! И тебе, дорогой наш Волшебник, мы с ребятами хотели бы подарить нашу коллекцию с «Виды бумаги», на память о нашей встрече. Волшебник прощается с детьми и уходит. Воспитатель: Ребята, давайте возьмем наши волшебные шарики, закроем глаза и скажем волшебные слова все вместе: Раз, два, три, в детский садик попади. Заключительная часть Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо сегодня потрудились. - О чем мы сегодня с вами говорили? - Что нового мы узнали? - Вам понравилось проводить эксперименты с бумагой? Наши ученые наблюдали за нами всё время и хотят вас наградить значками. Скажем нашим гостям до свидания!
|