Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Несложные опыты с объектами природы как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Познание
Автор: Голубева Полина Дмитриевна Белостокова Марина Ивановна Орлова Елена Романовна   
28.12.2023 18:37

Несложные опыты с объектами природы как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.Несложные опыты с объектами природы как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

В двадцать первом веке проблема развития познавательной активности, является одной из актуальных. Данной проблеме, вопросам ее формирования и развития посвящено значительное количество исследований. Во многих работах, развитие познавательной активности, связывают с наблюдением, вниманием, интересом и любознательностью ребенка[4]. Перед педагогами стоит задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и хорошо ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности окружающего мира, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности.

 

Чтобы более детально изучить, что включает в себя понятие «познавательная активность» обратимся к анализу категории «активность». Учитывая мнение М.И. Лисиной, можно сделать вывод, что активность понимают как деятельность, готовность к деятельности и инициативность[228]. Раскрывая понятие «детская активность» обратимся к анализу целого ряда работ Н.Н. Поддъякова, выделяющего два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым[189]. Эти два типа достаточно тесно связаны между собой и редко выступают по отдельности. Собственная активность детейтесносвязана с активностью, идущей от самого взрослого, а знания и умения, полученные и усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, и он действует с ними как со своими собственными[189].

От того как педагог организует образовательный процесс обучения, будет зависеть продуктивность интеллектуального развития детей. Следовательно, формируясь в процессе деятельности, познавательная активность будет влиять и на качество данной деятельности, т.е. она станет выступать как средство и условие достижения цели[107]. Следует подчеркнуть, что во взаимодействии воспитателя с детьми, познавательная деятельность будет включать не только организованный процесс обучения, но также стихийное приобретение ребенком определенный знаний.

Большинство ученых отмечают, что на формирование познавательной активности, будет оказывать большое значение детское экспериментирования с объектами природы. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, дают возможность более отчётливо рассмотреть отдельные свойства, особенности предметов и явлений природы. Всю информацию об изменениях окружающего мира, ребёнок воспринимает через наглядное рассматривание. В процессе проведения опытов дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий его мир, используя разнообразные формы и средства воздействия на него.

Детское экспериментирование развивает у дошкольника умения изучатьокружающую действительность, выбирая адекватные способы познания. В период дошкольного возраста формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения и абстракции. Несложные опытыпобуждают детей сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи. Это процесс не только глубокого умственного поиска, определённой степени развития логического мышления, но так же это этап формирования определённых качеств личности, формирование духовного мира и расширения интересов самого ребёнка, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям окружающей среды.

Для того чтобы правильно организовать экспериментально — исследовательскую деятельность детей, педагог должен владеть необходимыми методами и приемами, умением отбирать материал в соответствии с требованиями и возрастными особенностями детей, создать условия для детского экспериментирования, так же систематизировать работу по данному направлению[4]. В ходе обучения экспериментированию педагог должен использовать проблемные задачи, развивающие образовательные ситуации на разном содержании, учитывать предпочтения детей при выборе содержания материалов для детского экспериментирования. В работе педагога с детьми, в экспериментальной деятельности должна присутствовать некоторая недосказанность, незавершенность процесса решения проблемы в совместной с взрослым деятельности[5].

Детское экспериментирование в образовательном процессе дошкольного учрежденияявляется тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира,

основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Библиографический список

  1. И.В. Весенин, Л.В. Шинкарева «Познавательная активность дошкольников: сущность, уровни проявления»https: //cyberleninka. ru/article/n/poznavatelnaya-aktivnost-doshkolnikov-suschnost-urovni-proyavleniya
  2. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности».https://detstvo-press. ru/books/pdf/978-5-907009-22-6. pdf
  3. Л. В. Рыжова «Методика детского экспериментирования».https://r1.nubex.ru/s14450-112/f652_35/Рыжова, %20Методика%20детского%20экспериментирования. pdf.
  4. Гончарова Л. И. «Развитие познавательной активности у дошкольников через опыты и эксперименты»https: //moluch. ru/archive/294/66600/.

© Голубева П.Д., Белостокова М. И., Орлова Е.Р.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год