Несложные опыты с объектами природы как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. |
Познание | |||
Автор: Голубева Полина Дмитриевна Белостокова Марина Ивановна Орлова Елена Романовна | |||
28.12.2023 18:37 | |||
Несложные опыты с объектами природы как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. В двадцать первом веке проблема развития познавательной активности, является одной из актуальных. Данной проблеме, вопросам ее формирования и развития посвящено значительное количество исследований. Во многих работах, развитие познавательной активности, связывают с наблюдением, вниманием, интересом и любознательностью ребенка[4]. Перед педагогами стоит задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и хорошо ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности окружающего мира, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности.
Чтобы более детально изучить, что включает в себя понятие «познавательная активность» обратимся к анализу категории «активность». Учитывая мнение М.И. Лисиной, можно сделать вывод, что активность понимают как деятельность, готовность к деятельности и инициативность[228]. Раскрывая понятие «детская активность» обратимся к анализу целого ряда работ Н.Н. Поддъякова, выделяющего два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым[189]. Эти два типа достаточно тесно связаны между собой и редко выступают по отдельности. Собственная активность детейтесносвязана с активностью, идущей от самого взрослого, а знания и умения, полученные и усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, и он действует с ними как со своими собственными[189]. От того как педагог организует образовательный процесс обучения, будет зависеть продуктивность интеллектуального развития детей. Следовательно, формируясь в процессе деятельности, познавательная активность будет влиять и на качество данной деятельности, т.е. она станет выступать как средство и условие достижения цели[107]. Следует подчеркнуть, что во взаимодействии воспитателя с детьми, познавательная деятельность будет включать не только организованный процесс обучения, но также стихийное приобретение ребенком определенный знаний. Большинство ученых отмечают, что на формирование познавательной активности, будет оказывать большое значение детское экспериментирования с объектами природы. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, дают возможность более отчётливо рассмотреть отдельные свойства, особенности предметов и явлений природы. Всю информацию об изменениях окружающего мира, ребёнок воспринимает через наглядное рассматривание. В процессе проведения опытов дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий его мир, используя разнообразные формы и средства воздействия на него. Детское экспериментирование развивает у дошкольника умения изучатьокружающую действительность, выбирая адекватные способы познания. В период дошкольного возраста формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения и абстракции. Несложные опытыпобуждают детей сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи. Это процесс не только глубокого умственного поиска, определённой степени развития логического мышления, но так же это этап формирования определённых качеств личности, формирование духовного мира и расширения интересов самого ребёнка, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям окружающей среды. Для того чтобы правильно организовать экспериментально — исследовательскую деятельность детей, педагог должен владеть необходимыми методами и приемами, умением отбирать материал в соответствии с требованиями и возрастными особенностями детей, создать условия для детского экспериментирования, так же систематизировать работу по данному направлению[4]. В ходе обучения экспериментированию педагог должен использовать проблемные задачи, развивающие образовательные ситуации на разном содержании, учитывать предпочтения детей при выборе содержания материалов для детского экспериментирования. В работе педагога с детьми, в экспериментальной деятельности должна присутствовать некоторая недосказанность, незавершенность процесса решения проблемы в совместной с взрослым деятельности[5]. Детское экспериментирование в образовательном процессе дошкольного учрежденияявляется тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Библиографический список
© Голубева П.Д., Белостокова М. И., Орлова Е.Р.
|