Проект для детей 4-5 лет «Море, которого на карте нет» |
Познание | |||
Автор: Шагвалиева Алия Инсановна | |||
07.07.2024 00:21 | |||
Проект для детей 4-5 лет «Море, которого на карте нет» Шагвалиева А.И. МБУ детский сад № 86 «Почемучка» г.о. Тольятти ПРОБЛЕМА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ: У детей среднего возраста слабо развито представление о понятии «материал». Понятие «материал» они приравнивают к понятию «ткань». Дети затрудняются в назывании признаков таких материалов, как дерево, стекло, бумага, ткань и т.д. ПРОБЛЕМА ДЛЯ ДЕТЕЙ: После окончания строительно-конструктивной деятельности в свободное от занятий время воспитатель предложил детям разложить «строители» и конструкторы по материалу, из которого они сделаны. У детей возникли вопросы: Что такое материал? Каким он бывает? Чем отличается один от другого? ЦЕЛЬ: Помочь детям овладеть понятием «материал». Различать несколько видов материалов (дерево, стекло, ткань, бумага). Учить классифицировать объекты, выделяя их главные признаки; выделять основные признаки самих материалов. КОПИЛКА
I. Наглядный материал:
II. Художественное слово:
В процессе создания копилки с детьми сочинялись стихи, загадки, проводились разные игры. На познавательных занятиях изучали признаки разных материалов, проводили опыты. СОЗДАНИЕ КАРТОТЕКИ по алгоритму ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА «МОРЕ РАЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ» Содержание
МОДЕЛЬ «МОРЕ ЧУДЕСНЫХ КОРАБЛЕЙ» Приложение 1 ПРОТОКОЛ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА «МОРЕ РАЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ» Воспитатель: Дорогие гости! Сегодня дети нашей группы расскажут вам о своем открытии, сделанном благодаря большой работе, которую они провели в поиске информации о разных материалах. Ребенок 1: Мы с ребятами захотели узнать какие бывают материалы, что из них делают. Мы стали расспрашивать своих родителей, бабушек, дедушек. Ребенок 2: Дома взрослые показывали нам предметы, сделанные из разных материалов. Каждый день мы узнавали что-нибудь интересное. Ребенок 3: На занятиях мы проводили разные опыты и узнали, что:
Ребенок 4: Мы узнали, что все материалы имеют разные признаки; и мы обозначили их символами. Ребенок 5: Потом мы стали собирать копилку предметов из разных материалов: картинки, игрушки, сочиняли стихи, загадки. Ребенок 6: Затем мы сделали картотеку и разложили все предметы по их главному признаку. В одну коробочку мы положили все деревянные предметы. В другую – все бумажные предметы. В третью – все стеклянные предметы. В четвертую – все предметы, сделанные из ткани. Ребенок 7: Мы с ребятами хорошо подумали и сделали маленькое открытие. Сейчас мы вам о нем расскажем. Ребенок 1: Бывает море воды. Мы с ребятами открыли море разных материалов и сейчас его вам покажем. Ребенок 2: Эй, ребята, выходите, море наше покажите. Все дети принимают участие в игре «Море волнуется» Море волнуется – раз! Какие материалы живут в нашем море, скорей расскажи! Дети: Дерево, стекло, бумага, ткань, резина, пластмасса, кожа, глина и др. Воспитатель: Сегодня в нашем море плавают четыре корабля, а вот какие это корабли, из какого материала сделаны, вы узнаете из наших загадок, которые мы с ребятами сами придумали. Тимур: Плавает, но не утка, Воспитатель: Какой это корабль? Из какого материала он сделан?.. Правильно! Это деревянный корабль. Он сделан из дерева. Никита: Блестит, но не солнышко, Воспитатель: Какой это корабль? Из какого материала он сделан?.. Правильно! Это стеклянный корабль. Он сделан из стекла. Настя: Плетеный, но не паутина, Воспитатель: Какой это корабль? Из какого материала он сделан?.. Правильно! Это тканевый корабль. Он сделан из ткани. Тимур: Горит, но не дерево, Воспитатель: Какой это корабль? Из какого материала он сделан?.. Правильно! Это бумажный корабль. Он сделан из бумаги. Воспитатель: Ветер по морю гуляет Деревянный корабль к берегу плывет, пассажиров в путешествие зовет. А так как корабль деревянный, то путешествовать на нем будут только деревянные предметы. Каждый ребенок называет деревянный объект и становится участником путешествия на деревянном корабле. Дети: Я деревянный стул (стол, кровать, ложка, доска, скамейка, забор, дом и т.д.) Воспитатель: Чтобы наше путешествие было не скучным, деревянные предметы расскажут о себе веселые стихи. Вова: Ложки Настя Г.: Скамейка Коля, Дима, Тома. Не для всех мы друзья. Марк: Теремок Слава: Мебель Воспитатель: Замечательная команда подобралась для нашего деревянного корабля: деревянные ложки, деревянная скамейка, спички-сестрички, теремок, мебель. Но у нашего корабля есть капитан, который отвечает за порядок на нем, за свою команду и очень хорошо знает все о них. Тимур: Я буду капитаном деревянного корабля. Я загадаю загадку, а вы отгадаете, как меня зовут: Деревянный, но не шкаф. Да, я – деревянный карандаш. Сейчас я вам расскажу о своем деревянном корабле. (Рассказ ребенка с опорой на флажки-символы, помогающие ему в назывании признаков материала – дерево) Рассказ Мой корабль сделан из дерева. Дерево состоит из твердых и дружных человечков, поэтому дерево хорошо держит свою форму. Дерево горит в огне. Свежесрубленное дерево имеет запах древесины. Старое дерево пахнет окружающей его средой. Дерево твердое, жесткое. Может быть шершавым, когда не обработанное может занозить руку. Дерево может быть гладким, когда обработано. Дерево имеет разный цвет. Это зависит от породы деревьев. Дерево не растягивается. Оно не упругое. Мои друзья: стол, стул, шкаф, ящик, дом, забор, скамейка, полка. Они сделаны из разных пород деревьев: из березы, дуба, клена, липы, ели, сосны. Воспитатель: Аплодисменты нашему капитану за интересный рассказ о своем корабле. Пока мы путешествовали на деревянном корабле, к берегу подплыли еще три корабля: стеклянный, бумажный, тканевый. Наши экскурсоводы приглашают всех гостей на экскурсию по остальным кораблям. Они вам расскажут много интересного о каждом из них. Все дети делятся на три группы экскурсоводов. Гости подходят к кораблям, задают вопросы, а дети-экскурсоводы отвечают на них. После окончания экскурсии воспитатель предлагает гостям послушать веселую песню о море материалов. Песня Есть на свете море Мы открыли сами Припев: А по морю нашему Кораблик – деревянный, Воспитатель: Моря материалов действительно нет ни на одной карте. И мы с ребятами придумали карту своего моря и назвали его «Море чудесных кораблей» Ребенок 1: В нашем море плавают четыре корабля: деревянный, стеклянный, бумажный и тканевый. Они везут на себе предметы сделанные из бумаги, ткани, стекла, дерева. Все эти предметы сделаны руками человека. Поэтому море это рукотворное. Гости: Но в вашем море есть еще корабли, и они не везут на себе никаких предметов. Почему? Ребенок 2: В нашем море живет много разных материалов, но мы про них еще ничего не знаем. Поэтому остальные корабли пустые. Воспитатель: Мы с ребятами будем продолжать свою работу и дальше открывать секреты нашего моря. Презентация проекта заканчивается Приложение 2 СТИХИ И ЗАГАДКИ – РЕЧЕВОЙ ПРОДУКТ ПРОЕКТА I. Стихи для пассажиров бумажного корабля. Открытка Я открытка бумажная, Тетрадь Я – школьная тетрадь, Учебник Я – учебник, учу детей. Салфетка Я салфетка очень мягкая, Коробка Я – картонная коробка, Загадка капитана бумажного корабля II. Стихи для пассажиров тканевого корабля. Рубашка На моей рубашке Ленты Ленты гладкие, атласные Одеяло Я одеяло теплое, я одеяло мягкое. Майка Я – майка, похожа на зайку. Носят на голове, но не платок. III. Стихи для пассажиров стеклянного корабля. Оконное стекло У меня секретов нет, Стакан Я стакан прозрачный, Флакон и пузырек Баночка Я баночка для джема, Загадка капитана стеклянного корабля Секрет вам я открыть готов.
|