Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическое пособие для педагогов ДОО «Ларец дидактических игр» по ознакомлению дошкольников старшего возраста с Самарским краем»
Познание
Автор: Дубровина С.Д. Голубкина О.В.   
19.12.2023 12:57

Методическое пособие для педагогов ДОО «Ларец дидактических игр» по ознакомлению дошкольников старшего возраста с Самарским краем»Методическое пособие для педагогов ДОО «Ларец дидактических игр» по ознакомлению дошкольников старшего возраста с Самарским краем»

Любовь к Родине начинается с малого — с семьи и города, где мы родились. Восхищение миром, который видит ребенок, отражается в его душе, а восприятие детства оказывает влияние на формирование личности.

Исходя из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), такими как общее недоразвитие речи (ОНР), мы заметили отклонения в их речевом развитии, несмотря на нормальный слух и сохраненный интеллект. Эти отклонения проявляются в нарушениях звукопроизношения, грамматического строя речи, связной речи и ограниченном словарном запасе. Отмечено, что у таких детей наблюдаются особенности в эмоционально-волевой сфере, такие как нестойкие интересы, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, неуверенность в себе и трудности в установлении контактов со сверстниками.

Для ознакомления детей с ограниченными возможностями здоровья с родным краем важно использовать доступные и интересные средства обучения, представленные в наглядной форме, а не в виде речевой инструкции. В этом контексте дидактическая игра становится идеальным инструментом, позволяя детям легко и с удовольствием изучать новое.

Однако, знакомство дошкольников с историческими, культурными, географическими и природнымиособенностями родного края представляет собой сложную задачу, так как соответствующий материал часто предназначен для старших возрастов и отсутствует на полках магазинов.

 

В связи с этим мы приняли решение разработать картотеку дидактических игр для знакомства дошкольников с родным краем под названием "Сундучок дидактических игр", чтобы обеспечить эффективное обучение и вовлечение детей в это направление.

Цель создания сундучка: Вызвать у дошкольников с ОВЗ познавательный интерес к родному краю посредством использования дидактических игр.

Дидактическая игра представляет собой неотъемлемый элемент интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста и подходящее средство для ознакомления детей с общим недоразвитием речи (ОНР) с родным краем. В ходе игры активизируются процессы развития речи, расширяется словарный запас, усиливается развитие памяти, внимания и мышления ребенка.

Представленные дидактические игры предназначены для дошкольников в возрасте 5-7 лет не только со статусом ОВЗ, но и для нормотипичных детей. Игры удобно использовать в различных сценариях, включая режимные моменты, индивидуальные и групповые занятия.

«Сундучок дидактических игр» по ознакомлению дошкольников 5-7 лет с Самарской губернией

Название игры: «Найди герб нашего города»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Оборудование: карточки с изображениями гербов разных городов Самарской области.

Описание игры: игрок среди гербов разных городов Самарской области должен найти герб родного города.

Название игры: «Как это было?»

Цель:

  • закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем родного города, о внешнем виде зданий
  • формировать у детей наблюдательность, умение находить в зданиях, изображённых на картинках, сходство и различие
  • активизировать словарь детей.

Оборудование: карточки (фотографии) с изображениями зданий родного города в старом и современном виде.

Описание игры: Дети внимательно рассматривают карточки (фотографии), находят сходства и различия зданий в старом и современном виде. По очереди дети рассказывают о назначении здания для жителей города. Затем выбирают изображения зданий современного города.

Название игры: «Собери герб родного города»

Цель: закрепить представления детей о гербе родного города и о гербах Самарской области.

Оборудование: элементы гербов Самарской области.

Описание игры: Игрок, среди разных элементов гербов Самарской области, отыскивает элементы герба родного города и составляет его по памяти, затем сравнивает с образцом.

Название игры: «Собери картинку»

Цель: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания детей о родном городе, воспитывать любовь к малой Родине.

Оборудование: кубики с фотографиями с изображением главных достопримечательностей города.

Описание игры: Ребёнок из отдельных кубиков-частей складывает целую картинку с опорой на образец.

Название игры: игра-ходилка «Путешествие по карте родного города»

Цель: закрепить знания детей о родном городе, названиях улиц, достопримечательностях города.

Оборудование: карта-ходилка города, фишки по количеству игроков, игральный кубик.

Описание игры: В игре могут принимать участие 5-6 детей. На столе раскладывается карта-ходилка города. Воспитатель предлагает отправиться в путешествие по городу. Последовательность хода определяется брошенным кубиком, передвигаться по игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике. Если фишка в ходе игры попадает на синий кружок возле карточки, то игрок называет достопримечательность и двигается дальше, если на красный кружок – пропускает ход. Победит тот, кто первым завершит своё путешествие.

Название игры: «Четвертый лишний»

Оборудование: карточки с изображением птиц, животных и растений, обитающими на территории Самарской области, карточки с птицами, животнымии растениями России и других стран.

Цель: расширять знания детей о растениях, животных, птицах обитающих в Самарской области; воспитывать любовь к природе родного края.

Описание игры: Игроку предоставляют четыре карточки с изображением птиц, растений или животных, обитающих в Самарской области, и одну карточку с представителем из другой страны. Игрок должен выявить и объяснить, почему одна из карточек не соответствует местной тематике.

Заключение. Главной особенностью наших дидактических игр является предоставление заданий детям в игровой форме с опорой на наглядность. Играя, дети, не только получают удовольствие, но и незаметно для себя усваивают новые знания. Таким образом, использование наших дидактических игр в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья способствует развитию познавательного интереса к родному краю и более эффективному усвоению знаний.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год