Сценарий непосредственно-образовательной деятельности познавательного цикла «Чудесная глина» |
Познание | |||
Автор: Соболева Ирина Васильевна | |||
24.12.2023 22:22 | |||
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности познавательного цикла «Чудесная глина» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Искитимского района Новосибирской области детский сад «Теремок» п.Керамкомбинат Выполнила: Соболева Ирина Васильевна 2023 г. Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в сочетании с речевым, физическим и социально-коммуникативным развитием Виды деятельности: познавательно-исследовательская, экспериментальная, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы. Вид игровой ситуации: ситуация оценки. Форма совместной деятельности: Заседание научного совета. Актуальность:
Кажется, что мы все хорошо знаем, что такое глина. Даже городские жители не могут не обратить на нее внимания, правда, в основном в новостройках после дождя. В детстве мы часто пачкали в ней руки и одежду и слышали от мам и бабушек: «Опять в грязи выпачкался!» Мы привыкли воспринимать глину как грязь, которая пристает к обуви и в которой буксуют колеса автомобиля. Но знаем ли мы, действительно, что на самом деле представляет собой это весьма распространенное природное образование? Проблемная ситуация: Какие свойства глины определили ее ценность? Планируемые результаты (целевые ориентиры):
Программные задачи: Образовательные задачи. -Способствовать формированию у детей основ естественно – научного описания мира. Формирование умений анализировать вещества и объяснять элементарные физические процессы. — способствовать умению устанавливать причинно — следственные связи. — Закрепить знания о глине, ее свойствах: вязкая, пластичная, труднопроходимая для воды, слипшиеся комочки совсем не двигаются. Развивающие задачи.
Воспитательные задачи.
Словарная работа:
Предварительная работа:
Используемое оборудование:
Оборудование для опытов:
Методы и приемы: Практические: Обследование природного материала, экспериментирование, опыты, метод маленьких человечков, пластический этюд. Наглядные: Показ опытов, просмотр презентации, рассматривание иллюстраций на тему «Где используют глину», Словесные: Чтение сказки, беседа, анализ, подведение итогов – обобщение детских исследований по данной теме, народный фольклор (пословица о глине), игра «Да – нет» (ТРИЗ). Здоровьесберегающие технологии: пластический этюд, игра малой подвижности. 1 часть. Вводная: Ввод в игровую ситуацию. В группу входит научный сотрудник. Ученый: Здравствуйте, ребята, я научный сотрудник. Я принес, что — то интересное, а что угадайте. Вы будете задавать вопросы, а я буду отвечать «да, нет» (игра «Да – нет») (в коробке оказывается глина) Случайно узнал, что есть поселок с необычным названием «Керамкомбинат». Почему ваш поселок получил такое интересное название? Ученый: Глина – это очень интересный материал, который дает нам природа. Глина находиться под слоем земли. Посмотрите на экран, вот так выглядит месторождение глины. Чтобы ее достать, надо убрать верхний слой, только тогда можно начинать добычу глины. Неподалеку от поселка есть карьер, где добывают глину. Я там побывал и вот фотография вашего карьера. Как в карьере добывают глину? (ответы детей) Какая техника пришла на помощь людям? (ответы детей) 2 часть Основная (развитие игровой ситуации) Я вас приглашаю в научную лабораторию, чтобы определить, какие свойства глины сделали ее ценным материалом? Но прежде, я хочу рассказать вам сказку: (сказка сопровождается показом презентации) Жила на свете твердая глина и никому от нее не было радости. Сухая была, черствая, скорее треснет, чем сделает кому – то добро. Пришла к твердой глине вода. Надо, говорит, тебе быть помягче, только тогда ты сможешь делать добро. Прикоснулась к глине вода, та сразу стала мягче от воды. Что из нее даже кружку вылепили. -Будем с тобой вместе людей поить, — говорит вода, а пока я испаряюсь. -Будем вместе, а сама испаряешься? -Пока, — говорит вода — чтобы поить людей кружка должна быть твердой. Вода испарилась, а глина задумалась: «Оказывается не так легко делать добро, нужно хорошо знать, когда мягким быть, а когда твердым» Ученый: Какая глина была раньше? (сухой, рассыпчатой) Сейчас часть детей превратятся в частички глины, эти частички твердые, держатся рядом. Пластический этюд: (на голове у детей шапочки — модели маленьких человечков) Часть детей, превращается в глину, другая в воду. Вода и глина смешиваются. Какая глина стала? (мягкой, пластичной) Дети изображают пластичную глину. Человек слепил из глины кружку и поставил в печь сушить. Дети заходят в печь (обруч) и сушатся. Вода при нагревании во что превращается (в пар), дети, изображающие воду, превращаются в пар и покидают печь. Оставшиеся, крепко держаться друг за друга. Вот какая кружка крепкая. Вывод: При высыхании, глина сохраняет форму, становиться очень крепкой. Ученый: Чтобы подтвердить наш вывод приглашаю вас в научную лабораторию, для проведения опытов но прежде чем приступить к опытам, оденьте халаты, шапочки. Приступим к обследованию глины.
(Пахнет землей, свежестью)
Вывод: Глина состоит из мелких, твердых частичек. 3. Растворяется ли глина в воде? Дети берут ложечкой глину и размешивают в банке с водой. Для наглядности банка с осевшей глиной на дно глиной. Вывод: Глина не растворяется в воде, оседает на дно.
Две обрезанные, пластиковые бутылки, на них одеты горлышками вниз верхние части бутылки. В один конус насыпаны мелкие камешки, в другую глина, наливаем в одну бутылку воды и в другую и сравниваем, где лучше проходит вода. Вывод: Глина плохо пропускают воду в отличии от мелких камешков. Почему так происходит? (потому что мелкие частицы глины слипаются между собой при воздействии воды) Ученый: Сейчас приглашаю вас в музей «Глина – наше богатство» Где еще используют глину? (работа в музеи) 3 часть. Заключительная Народная мудрость: «Глину не мять – горшков не видать» как вы понимаете это выражение? Рефлексия: Если вам понравилось, если вы узнали что-то новое, интересное, а может быть необычное, то свисните в свистульку три раза. А если вам было не интересно, то один раз. Литература:
Все о глине [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. vesco. dn. ua/, свободный. Глина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //nerud-m. ru/produktsiya/glina. html, свободный. Глина (полезное ископаемое): виды, свойства и применение [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //fb. ru/article/179897/glina-poleznoe-iskopaemoe-vidyi-svoystva-i-primenenie, свободный. Ликум А., Всё обо всем. Том 1. Популярная энциклопедия для детей. Наука и учёба, научно-популярное название: Все обо всем. Том 1 Автор: Аркадий Ликум. Из-во: Москва, 1997. – 198 с. Свойства глины [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //spleteno. ru/publications/wiki/50-glina-svojstva-gliny. html, свободный. Наш музей Выставка поделок из глины в музеи
|