Конспект занятия в средней группе на тему «Вода» |
Познание | |||
Автор: Палкина Лариса Владимировна | |||
24.12.2023 15:06 | |||
Конспект занятия в средней группе на тему «Вода» Воспитатель: Палкина Л.В. Цель: уточнить и расширить знания детей о воде, ее роли и свойствах. Задачи:
Оборудование:
Ход занятия: Воспитатель загадывает загадку: Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли - Жить нельзя нам без (воды) Воспитатель: Ребята, закройте глаза, послушайте и определите, что это за звук. (Звучит аудиозапись шум дождя). Дети: Это звуки воды (дождь, речки и другие варианты) Воспитатель: Действительно, это шумит дождь. Снег растаял — не беда! Вместо снега есть вода. А потом вода уйдёт, В небе тучкой поплывёт. И пойдёт, когда не ждёшь, Постучав по крыше, … (Дождь) Воспитатель: А как вы думаете, кому нужна вода и для чего? (Ответы детей). А может ли человек прожить без воды? (Ответы детей). Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Воспитатель: К нам в гости пришла Капелька. А откуда взялась капелька, где она может быть? Давайте назовем водоемы, в которых мы можем встретить капельку. (Дети: Озеро, море, лужа, река, болото). Значит, капелька — это частичка чего? (Дети: Воды). Воспитатель: Ребята, Капелька приглашает нас в путешествие «Волшебный мир воды», где мы увидим и узнаем многое о воде. Но дорога у нас не простая: Физкультминутка: Тихо плещется вода Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети садятся) Воспитатель зовет детей к столу. Воспитатель: Сейчас мы с вами узнаем, что такое «круговорот воды в природе». Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе» - Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду? Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька. Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку. - Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается. Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой. Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар. - Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх. Термос закрывается. - Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако. - На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух. - Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду. Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю. - Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваясь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе». Воспитатель: Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Капелька приглашает нас за стол с цифрой 1. 1. Опыт «Вода прозрачная» Воспитатель показывает детям чистую воду в прозрачном стакане. Воспитатель: Ребята, какая вода у нас в стакане? (ответы детей) Опыт: Опустите в стакан с водой предмет. Виден ли он? Да. Вывод-вода прозрачная. Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим, какая вода? Какого она цвета? Какие цвета вы знаете? (ответы детей) Вода не похожа ни на один цвет, у воды нет никакого цвета, значит она бесцветная. Давайте хором повторим слово "бесцветная". Воспитатель: Дальше следуем к столу с цифрой 2. 2. Опыт «Вода меняет свой цвет» Воспитатель: Но вода-волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет. Опыт: У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой? (ответы) Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей. Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет. Воспитатель: А теперь пройдём к столу с цифрой 3. 3. Опыт «У воды нет запаха» Детям даются новые стаканчики с прозрачной чистой водой. Воспитатель: Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (ответы) Чистая вода, ребята, ничем не пахнет. Вода без запаха. Как вы думаете, а бывает ли вода с запахом? (ответы) Как вы думаете, чем будет пахнуть вода, если я в неё положу варенье из малины? (ответы) Воспитатель кладёт в свой стакан с водой варенье, размешивает его и даёт каждому ребёнку понюхать. Чем пахнет вода? (ответы) Воспитатель: Остался ещё один стол с цифрой 4. 4. Опыт «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются» Воспитатель: Возьмём два стаканчика с водой. В один из них положим обычный песок и попробуем размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай. В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок. Итог: Воспитатель: Вот, ребята, вода действительно волшебница! Давайте вспомним, чистая вода какая? (ответы)
Но мы с вами выяснили, что вода имеет свойство менять свой цвет, запах и вкус, поэтому воду можно назвать волшебной. Понравилось вам путешествовать в волшебном мире воды? (ответы) Капелька очень рада, что вам понравилось, а сейчас ей пора возвращаться домой. В следующий раз мы снова отправимся с ней в путешествие и узнаем, что ещё может делать волшебница водичка.
|