Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка «Лента познания» по теме: «Овощи и фрукты», как средство развития познавательной активности детей с задержкой психического развития.
Познание
Автор: Петренко Галина Вячеславовна   
17.12.2023 20:11

Методическая разработка «Лента познания» по теме: «Овощи и фрукты», как средство развития познавательной активности детей с задержкой психического развития.Методическая разработка «Лента познания» по теме: «Овощи и фрукты», как средство развития познавательной активности детей с задержкой психического развития.

В дошкольном возрасте ребенок получает первые представления об окружающем мире. Ознакомление с природой является одним из главных способов его развития. Однако процесс усвоения природоведческих представлений детьми с ЗПР отличается от такового в норме. У нормально развивающихся дошкольников существует, пусть и неполная, целостная картина окружающего мира. По мере развития ребенка она уточняется, дополняется новыми сведениями, новые природные объекты встраиваются в существующую картину мира. Ребенок старшего дошкольного возраста способен самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные зависимости.

У дошкольника с ЗПР картина окружающего мира фрагментарная. «Осколки» окружающего мира не связаны друг с другом, ребенок не может объединить даже родственные объекты, установить связи между объектами и явлениями природы.

Освоение окружающего мира невозможно без собственного опыта. Однакослаборазвитая интеллектуальная деятельность не позволяет детям с ЗПР строить познание мира с опорой на имеющиеся у них знания об объектах и явлениях природы и умения их обследовать.

 

Формирование природоведческих представлений у нормально развивающихся дошкольников во многом опирается на опыт повседневного взаимодействия с природными объектами, носит нерегулируемый характер. У детей с ЗПР «стихийное» освоение окружающего мира невозможно. Изучение объектов и явлений должно носить планомерный, целенаправленный характер и организовываться педагогом.

Формирование умений ориентироваться в окружающем мире является составной частью процесса адаптации в жизни. Однако у детей с ЗПР зачастую отсутствует желание познавать новое. Для развития любознательности важно помочь ребенку наладить эмоциональный контакт с живыми растениями и животными, увидеть красоту окружающего мира. Доброжелательное отношение к объектам и явлениям окружающего мира будет побуждать ребенка к самостоятельной деятельности в окружающем пространстве, что

будет способствовать приобретению собственного чувственного и действенного опыта.

У дошкольников с ЗПР не сформированыумения сравнивать, анализировать, группировать, обобщать, классифицировать предметы. Педагог должен так организовать разнообразную деятельность ребенка с учетом зоны ближайшего развития, чтобы она пробуждала его познавательную активность. Развитию познавательной деятельности способствуют активные формы и методы обучения: наблюдения, экскурсии, дидактические игры.

Основной деятельностью ребенка является игровая, поэтому эффективным является включение обучения в игровую деятельность. Для достижения целей обучения я разработала и хочу представить вашему вниманиюметодическая разработка «Лента познания» по теме: «Овощи и фрукты». Пособие предназначено для индивидуальной и подгрупповой работы по ознакомлению с окружающим миром.

Использование методической разработки предполагает решение ряда задач.

Цель: закрепить умение детей различать овощи и фрукты.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнять и закреплять знания об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду и способу произрастания, закреплять умение составлять предложения с союзом «а», составлять рассказ – сравнение с опорой на план-схему, последовательно и полно характеризуя их признаки.

Коррекционно-развивающие: уточнять, обогащать и систематизировать словарьпо теме, развивать умение видеть признаки сходства и различия; развивать внимание, память, мышление, фонематические процессы, процессы анализа и синтеза.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение взаимодействовать с педагогом, демонстрировать свои знания и умения, вежливость. Воспитывать умение слушать друг друга.

План-схема «Лента познания» состоит из следующих вопросов:

1. Что это? (два вопросительных знака, обозначают, что нужно сравнить два предмета). 2. Какого цвета? 3.Какой формы? 4.Где растёт? 5.Какой на вкус? 6. В каком виде едят?

Рядом с некоторыми вопросами находится сказочный герой «Незнайка»: это значит, что этот вопрос может иметь несколько вариантов ответа, ребёнку надо подумать и предложить другие варианты ответа.

Каждый вопрос имеет порядковый номер, это помогает ребёнку соблюдать последовательность ответов, что способствует составлению связного рассказа. Дети, которые умеют читать, могут самостоятельно прочитать вопрос. Также к плану-схеме прилагаются карточки с изображением овощей и фруктов. Ребёнок сам выбирает какие фрукты и овощи он будет сравнивать.

План-схема в виде ленты, яркие и привлекательные рисунки способствуют повышению мотивации и интереса у детей, помогаюткачественно усвоить детям изучаемый материал, развивают связную речь.

Целенаправленная коррекционная работа, поэтапная помощь взрослого позволят детям реализовать их потенциальные возможности и постепенно преодолеть имеющееся отставание.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год