Методическая разработка «Лента познания» по теме: «Овощи и фрукты», как средство развития познавательной активности детей с задержкой психического развития. |
Познание | |||
Автор: Петренко Галина Вячеславовна | |||
17.12.2023 20:11 | |||
Методическая разработка «Лента познания» по теме: «Овощи и фрукты», как средство развития познавательной активности детей с задержкой психического развития. В дошкольном возрасте ребенок получает первые представления об окружающем мире. Ознакомление с природой является одним из главных способов его развития. Однако процесс усвоения природоведческих представлений детьми с ЗПР отличается от такового в норме. У нормально развивающихся дошкольников существует, пусть и неполная, целостная картина окружающего мира. По мере развития ребенка она уточняется, дополняется новыми сведениями, новые природные объекты встраиваются в существующую картину мира. Ребенок старшего дошкольного возраста способен самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные зависимости. У дошкольника с ЗПР картина окружающего мира фрагментарная. «Осколки» окружающего мира не связаны друг с другом, ребенок не может объединить даже родственные объекты, установить связи между объектами и явлениями природы. Освоение окружающего мира невозможно без собственного опыта. Однакослаборазвитая интеллектуальная деятельность не позволяет детям с ЗПР строить познание мира с опорой на имеющиеся у них знания об объектах и явлениях природы и умения их обследовать.
Формирование природоведческих представлений у нормально развивающихся дошкольников во многом опирается на опыт повседневного взаимодействия с природными объектами, носит нерегулируемый характер. У детей с ЗПР «стихийное» освоение окружающего мира невозможно. Изучение объектов и явлений должно носить планомерный, целенаправленный характер и организовываться педагогом. Формирование умений ориентироваться в окружающем мире является составной частью процесса адаптации в жизни. Однако у детей с ЗПР зачастую отсутствует желание познавать новое. Для развития любознательности важно помочь ребенку наладить эмоциональный контакт с живыми растениями и животными, увидеть красоту окружающего мира. Доброжелательное отношение к объектам и явлениям окружающего мира будет побуждать ребенка к самостоятельной деятельности в окружающем пространстве, что будет способствовать приобретению собственного чувственного и действенного опыта. У дошкольников с ЗПР не сформированыумения сравнивать, анализировать, группировать, обобщать, классифицировать предметы. Педагог должен так организовать разнообразную деятельность ребенка с учетом зоны ближайшего развития, чтобы она пробуждала его познавательную активность. Развитию познавательной деятельности способствуют активные формы и методы обучения: наблюдения, экскурсии, дидактические игры. Основной деятельностью ребенка является игровая, поэтому эффективным является включение обучения в игровую деятельность. Для достижения целей обучения я разработала и хочу представить вашему вниманиюметодическая разработка «Лента познания» по теме: «Овощи и фрукты». Пособие предназначено для индивидуальной и подгрупповой работы по ознакомлению с окружающим миром. Использование методической разработки предполагает решение ряда задач. Цель: закрепить умение детей различать овощи и фрукты. Коррекционно-образовательные задачи: уточнять и закреплять знания об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду и способу произрастания, закреплять умение составлять предложения с союзом «а», составлять рассказ – сравнение с опорой на план-схему, последовательно и полно характеризуя их признаки. Коррекционно-развивающие: уточнять, обогащать и систематизировать словарьпо теме, развивать умение видеть признаки сходства и различия; развивать внимание, память, мышление, фонематические процессы, процессы анализа и синтеза. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение взаимодействовать с педагогом, демонстрировать свои знания и умения, вежливость. Воспитывать умение слушать друг друга. План-схема «Лента познания» состоит из следующих вопросов: 1. Что это? (два вопросительных знака, обозначают, что нужно сравнить два предмета). 2. Какого цвета? 3.Какой формы? 4.Где растёт? 5.Какой на вкус? 6. В каком виде едят? Рядом с некоторыми вопросами находится сказочный герой «Незнайка»: это значит, что этот вопрос может иметь несколько вариантов ответа, ребёнку надо подумать и предложить другие варианты ответа. Каждый вопрос имеет порядковый номер, это помогает ребёнку соблюдать последовательность ответов, что способствует составлению связного рассказа. Дети, которые умеют читать, могут самостоятельно прочитать вопрос. Также к плану-схеме прилагаются карточки с изображением овощей и фруктов. Ребёнок сам выбирает какие фрукты и овощи он будет сравнивать. План-схема в виде ленты, яркие и привлекательные рисунки способствуют повышению мотивации и интереса у детей, помогаюткачественно усвоить детям изучаемый материал, развивают связную речь. Целенаправленная коррекционная работа, поэтапная помощь взрослого позволят детям реализовать их потенциальные возможности и постепенно преодолеть имеющееся отставание.
|