Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Наблюдение на прогулке «Как определить влажность воздуха? Сосновая шишка – природный гигрометр»
Познание
Автор: Бархатова Елена Анатольевна   
13.12.2023 15:44

Наблюдение на прогулке «Как определить влажность воздуха? Сосновая шишка – природный гигрометр»Наблюдение на прогулке «Как определить влажность воздуха? Сосновая шишка – природный гигрометр»

Бархатова Елена Анатольевна, воспитатель МАДОУ детский сад № 76 г. Ангарск, Иркутская область

«Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно приобретали знания не из книг, а из неба и земли, дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах» Я. А. Каменский

Практическая работа на метеоплощадке с приборами в метеобудке.

Нам, взрослым, порой бывает так интересно наблюдать за изменениями в природе и в погоде, любоваться небом на закате и как оно меняется перед дождем. Смотреть, как первые капли дождя падают на землю. А теперь давайте представим, как радуются этому дети. Ведь они по своей натуре очень любопытные, они тянутся ко всему новому и неизведанному. Поэтому эти наблюдения доставляют дошкольникам целую радугу неописуемых ярких впечатлений и всевозможных эмоций.

 

Скачать конспект

На сегодняшний день проблема прогнозирования погоды не теряет своей актуальности. Ведь правильное прогнозирование погоды может позволить скорректировать планы в разных сферах жизни: от посевной кампании или планирования авиаперелетов и выходов в море, и возможностью, в целях безопасности, отмены рейсов из-за непогоды до житейских проблем как одеться по погоде и стоит ли, выходя из дома прихватить с собой зонт, чтобы не попасть под дождь. Для прогнозирования погоды используются разные приборы: термометры, чтобы определить температуру, барометры для измерения атмосферного давления, гигрометры, чтобы определить влажность воздуха. Однако, даже при помощи этих приборов не всегда точно можно предсказать все изменения погоды

Влажность воздуха определяется количеством водяного пара, она оказывает влияние на погоду, самочувствие человека и его общее физическое состояние, жизнь растений, а также сохранность технических объектов, архитектурных сооружений, произведений искусства, книг. Поэтому крайне необходимо отслеживать влажность воздуха, уметь измерить ее. Для измерения влажности воздуха существует специальный прибор – гигрометр.

Цель:

Создание условий для развития любознательности и исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста посредством деятельности на метеостанции. Экспериментальным путём доказать, что сосновая шишка может реагировать на изменение влажности воздуха.

Задачи:

Образовательные:

  • развивать у детей навыки исследовательской деятельности;
  • учить детей наблюдать за изменениями погоды, влажностью воздуха;
  • познакомить детей с назначением метеорологической будки;

Развивающие:

  • научить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязь между шишкой и влажностью воздуха;
  • приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту;
  • знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений;

Воспитательные:

  • воспитывать основы экологической культуры;
  • прививать любовь и бережное отношение к природе.

Предшествующая работа:

  • Стихотворения «Нестойкая погода» А. Барто
  • Стихотворение «Сколько знаю я дождей»
  • Просмотр мультфильма «Чьи в лесу шишки»
  • Чтение «Как меняется погода» П. Волцит
  • Беседа «Что находится в метеобудке?»
  • Д/игра «Что нам нужно одеть?», «Какие бывают осадки», «Назови погодное явление»
  • Д/и «Угадай, что это за прибор?»
  • Продуктивная деятельность «Нарисуем погоду», «Еловая ветка»
  • Познавательно – исследовательская деятельность «Сколько весит воздух»
  • Ситуативный разговор «Когда воздух бывает влажным?»
  • Самомассаж с сосновыми шишками (оздоровительная гимнастика тела)

Работа с родителями:

  • Консультация «Чем занять ребёнка в непогоду»
  • Папка передвижка «Гуляй, да присматривайся»

Словарная работа:

  • Метеобудка, хвойные, влажность, гигрометр

Оборудование:

  • Шишки сосновые, еловые; метеобудка; приборы: лупа, гигрометр.

Ход прогулки:

1. Ребята в прошлое посещение метеоплощадки вы мне задали интересный вопрос «Что это за домик стоит и для чего он нужен на метеоплощадке?» Ваши ответы были интересными, неожиданными (Этот домик не скворечник, не улей и даже не почтовый ящик).

Это метеобудка. А нужна она для размещения разных приборов. Какие приборы мы можем туда поместить? (компас, лупу, термометр — рассмотреть данные приборы)

Давайте с вами рассмотрим метеобудку повнимательнее. Какого цвета? Из чего она сделана? Что есть у будки? Обратите внимание на стенки, они сложены из наклонных дощечек — реек, дверца плотно закрывается на магните. Что же может попасть во внутрь? Верно воздух, ветер, свет. А вот дождь и солнечные лучи не попадают. Ветер продувает, защищает от нагрева. Приборы должны быть в тени, а не на солнце, тогда они дадут правильный результат.

2. Что же сегодня нового мы с вами узнаем? А определять мы будем влажность воздуха.

Вы знаете, когда воздух бывает влажным? (перед дождём, после дождя, во время тумана, утром, вечером) Для определения влажности ученые придумали специальный прибор – гигрометр.

Давайте заглянем в метеобудку и посмотрим на прибор. А его там и нет. Что же делать нам ребята?

Послушайте загадку:

Это не овощ, это не фрукт

На хвойных деревьях красиво растут

И раскрываются будто бы книжки

С сосны высокой падают … (шишки)

-И мы с вами в прошлый раз, зачем то поместили в метеобудку шишки?

Какие? (сосновые) Как они выглядели? Вы внимательно рассмотрели (раскрытые).

Ребята, оказывается обычная сосновая шишка может превратиться в уникальный прибор для прогнозирования погоды.

Дело в том, что шишки имеют свойство раскрываться или закрываться в зависимости от влажности воздуха. Когда на улице сухо жарко, что произошло с шишками? (они раскрылись)

Что есть внутри шишек? Правильно, семена. Мы их рассмотрели, ни легкие маленькие. Ветер их разносит как можно дальше от шишки. А перед дождем шишка закрывается, чтобы сохранить семена. А иначе они выпадут и сгниют на влажной земле. Семена — это сокровища! Это будущее дерево, лес!

3. Садитесь за столик и мы рассмотрим с вами шишки (еловые и сосновые). Что вы думаете? Верно. Сейчас чешуйки у шишек закрыты. Какой сделаем вывод? Какая будет погода? (будет дождь). Воздух какой? (стал влажным)

Что мы сегодня определяли? Влажность воздуха. С помощью чего?

Мы узнали, что шишка это природный гигрометр.

Подвижная игра «Дождик и дети» (с помощью считалки выбирается ведущий – «дождик», «Дождик» ходит вдоль условной границы)

Воспитатель: Туча по небу ходила, туча детям говорила.

Дождик: Я дождем хочу пролиться, от меня вам не укрыться.

Дети: Нам не страшен дождь и гром, мы сейчас пойдем домой! (После этих слов дети пытаются перебежать на другую сторону).

А по каким ещё народным приметам можно узнать о приближении дождя?

Чтение детям примет.

  • «Ласточки низко летают — к дождю»
  • «Одуванчики закрываются днем, к дождю»
  • «Воробьи купаются в пыли — к дождю»
  • «Вороны каркают на дождь»

Беседа с детьми по теме «Растения — предсказатели погоды»:

  • Ноготки развернули венчики рано утром — ожидается ясная погода, после полудня — дождь, гроза.
  • Одуванчик сжимает свой шар — быть дождю.
  • Вьюнок закрывает свой венчик перед дождем, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду.
  • Клевер сближает листочки перед ненастьем.
  • Перед дождем цветки желтой акации, сирени выделяют больше нектара и сильнее пахнут.
  • Ветер поворачивает листья на деревьях верхней стороной вниз — к дождю.
  • Листья клена начинают "лить слезы" ещё за 3-4 суток. Выделяя капельки сока у основания черенков.
  • Ветки елки книзу – к дождю.

Как вы думаете, какой воздух полезнее сухой или влажный?

Верно! Влажный более полезный. Лучше находится в помещении с чистым и влажным воздухом. Делать дома и в детском саду чаще влажную уборку. Не боятся дождя, и дышать полезным влажным воздухом, особенно гуляя в хвойном лесу.

Чтение стихотворения

Желаю хорошей погоды

В подарок от нашей природы.

Чтоб солнышко грело не сильно,

И дождик не капал обильно.

Пусть будет тепло и приятно,

Под небом большим необъятным.

Чтоб воздуха вдоволь напиться

И в эту погоду влюбиться!

Домашнее задание: прогуляться по лесу, парку.

Найти раскрытые шишки и поместить их в банку с водой.

Понаблюдать, что произойдет с ними.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год