Наблюдение на прогулке «Как определить влажность воздуха? Сосновая шишка – природный гигрометр» |
Познание | |||
Автор: Бархатова Елена Анатольевна | |||
13.12.2023 15:44 | |||
Наблюдение на прогулке «Как определить влажность воздуха? Сосновая шишка – природный гигрометр» Бархатова Елена Анатольевна, воспитатель МАДОУ детский сад № 76 г. Ангарск, Иркутская область «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно приобретали знания не из книг, а из неба и земли, дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах» Я. А. Каменский Практическая работа на метеоплощадке с приборами в метеобудке. Нам, взрослым, порой бывает так интересно наблюдать за изменениями в природе и в погоде, любоваться небом на закате и как оно меняется перед дождем. Смотреть, как первые капли дождя падают на землю. А теперь давайте представим, как радуются этому дети. Ведь они по своей натуре очень любопытные, они тянутся ко всему новому и неизведанному. Поэтому эти наблюдения доставляют дошкольникам целую радугу неописуемых ярких впечатлений и всевозможных эмоций.
На сегодняшний день проблема прогнозирования погоды не теряет своей актуальности. Ведь правильное прогнозирование погоды может позволить скорректировать планы в разных сферах жизни: от посевной кампании или планирования авиаперелетов и выходов в море, и возможностью, в целях безопасности, отмены рейсов из-за непогоды до житейских проблем как одеться по погоде и стоит ли, выходя из дома прихватить с собой зонт, чтобы не попасть под дождь. Для прогнозирования погоды используются разные приборы: термометры, чтобы определить температуру, барометры для измерения атмосферного давления, гигрометры, чтобы определить влажность воздуха. Однако, даже при помощи этих приборов не всегда точно можно предсказать все изменения погоды Влажность воздуха определяется количеством водяного пара, она оказывает влияние на погоду, самочувствие человека и его общее физическое состояние, жизнь растений, а также сохранность технических объектов, архитектурных сооружений, произведений искусства, книг. Поэтому крайне необходимо отслеживать влажность воздуха, уметь измерить ее. Для измерения влажности воздуха существует специальный прибор – гигрометр. Цель: Создание условий для развития любознательности и исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста посредством деятельности на метеостанции. Экспериментальным путём доказать, что сосновая шишка может реагировать на изменение влажности воздуха. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Предшествующая работа:
Работа с родителями:
Словарная работа:
Оборудование:
Ход прогулки: 1. Ребята в прошлое посещение метеоплощадки вы мне задали интересный вопрос «Что это за домик стоит и для чего он нужен на метеоплощадке?» Ваши ответы были интересными, неожиданными (Этот домик не скворечник, не улей и даже не почтовый ящик). Это метеобудка. А нужна она для размещения разных приборов. Какие приборы мы можем туда поместить? (компас, лупу, термометр — рассмотреть данные приборы) Давайте с вами рассмотрим метеобудку повнимательнее. Какого цвета? Из чего она сделана? Что есть у будки? Обратите внимание на стенки, они сложены из наклонных дощечек — реек, дверца плотно закрывается на магните. Что же может попасть во внутрь? Верно воздух, ветер, свет. А вот дождь и солнечные лучи не попадают. Ветер продувает, защищает от нагрева. Приборы должны быть в тени, а не на солнце, тогда они дадут правильный результат. 2. Что же сегодня нового мы с вами узнаем? А определять мы будем влажность воздуха. Вы знаете, когда воздух бывает влажным? (перед дождём, после дождя, во время тумана, утром, вечером) Для определения влажности ученые придумали специальный прибор – гигрометр. Давайте заглянем в метеобудку и посмотрим на прибор. А его там и нет. Что же делать нам ребята? Послушайте загадку: Это не овощ, это не фрукт На хвойных деревьях красиво растут И раскрываются будто бы книжки С сосны высокой падают … (шишки) -И мы с вами в прошлый раз, зачем то поместили в метеобудку шишки? Какие? (сосновые) Как они выглядели? Вы внимательно рассмотрели (раскрытые). Ребята, оказывается обычная сосновая шишка может превратиться в уникальный прибор для прогнозирования погоды. Дело в том, что шишки имеют свойство раскрываться или закрываться в зависимости от влажности воздуха. Когда на улице сухо жарко, что произошло с шишками? (они раскрылись) Что есть внутри шишек? Правильно, семена. Мы их рассмотрели, ни легкие маленькие. Ветер их разносит как можно дальше от шишки. А перед дождем шишка закрывается, чтобы сохранить семена. А иначе они выпадут и сгниют на влажной земле. Семена — это сокровища! Это будущее дерево, лес! 3. Садитесь за столик и мы рассмотрим с вами шишки (еловые и сосновые). Что вы думаете? Верно. Сейчас чешуйки у шишек закрыты. Какой сделаем вывод? Какая будет погода? (будет дождь). Воздух какой? (стал влажным) Что мы сегодня определяли? Влажность воздуха. С помощью чего? Мы узнали, что шишка это природный гигрометр. Подвижная игра «Дождик и дети» (с помощью считалки выбирается ведущий – «дождик», «Дождик» ходит вдоль условной границы) Воспитатель: Туча по небу ходила, туча детям говорила. Дождик: Я дождем хочу пролиться, от меня вам не укрыться. Дети: Нам не страшен дождь и гром, мы сейчас пойдем домой! (После этих слов дети пытаются перебежать на другую сторону). А по каким ещё народным приметам можно узнать о приближении дождя? Чтение детям примет.
Беседа с детьми по теме «Растения — предсказатели погоды»:
Как вы думаете, какой воздух полезнее сухой или влажный? Верно! Влажный более полезный. Лучше находится в помещении с чистым и влажным воздухом. Делать дома и в детском саду чаще влажную уборку. Не боятся дождя, и дышать полезным влажным воздухом, особенно гуляя в хвойном лесу. Чтение стихотворения Желаю хорошей погоды В подарок от нашей природы. Чтоб солнышко грело не сильно, И дождик не капал обильно. Пусть будет тепло и приятно, Под небом большим необъятным. Чтоб воздуха вдоволь напиться И в эту погоду влюбиться! Домашнее задание: прогуляться по лесу, парку. Найти раскрытые шишки и поместить их в банку с водой. Понаблюдать, что произойдет с ними.
|