Организация экспериментирования как способа развития исследовательской активности у старших дошкольников |
Познание | |||
Автор: Прохорова Мария Алексеевна | |||
13.12.2023 05:51 | |||
Организация экспериментирования как способа развития исследовательской активности у старших дошкольников Дошкольный возраст – это сензитивный период развитияличности ребенка. Именно в этот период происходит формирование исследовательской активности, котораявпоследствии станет основой учебной деятельности в начальной школе. Вопросы развития исследовательской активности вдошкольном возрасте рассматриваются в работах многих педагогов – Н.А. Ветлугиной, О.М Дьяченко, О.В. Киреевой, Т. С. Комаровой, А.Н. Поддьякова и др. Под активностью понимаетсясвоеобразная ведущая характеристика человека, который выступает непосредственным субъектомдеятельности. Проявление активности в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребенка познавать, исследовать окружающий мир. Исследовательская активностьспособствует становлению субъектной позиции ребенка в познании. Одним из способовразвития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста выступаетэкспериментирование.
Экспериментирование представляет собой вид деятельности, направленной на познание ипреобразование объектов окружающей действительности, оно позволяет детям сформировать представление о разных сторонах изучаемого объекта, еговзаимоотношениях с другими объектами, средой его существования ифункционирования. Кроме того, оно привлекательно для ребенка, так как обеспечиваетусловия для проявления самостоятельности, возможности реализации задуманного, создания ситуациивыбора и изменения существующих вещей собственными действиями и усилиями, обеспечивая тем самымоткрытие нового. Основные характеристики экспериментирования в старшем дошкольном возрасте:
Для организации детского экспериментирования как способа развития исследовательской активности вдошкольном образовательном учреждении необходимо создавать благоприятные педагогические условия:
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда дает возможностьодновременного включения в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. В группе следует создать центр экспериментирования. В нем могут быть размещены различные дидактические материалы: схемы и таблицы с алгоритмом проведения опытов; таблицы и рисунки с изображениями разнообразных природных сообществ; книги, справочники, энциклопедии, тематические альбомы; разнообразные вещества и материалы; природный и бросовый материал, а также материалы технического свойства; приборы для экспериментирования. В качестве оборудования стимулирующего характера в центре экспериментирования размещаютсярезиновые перчатки, фартуки и халаты для детей. Для развития детской самостоятельности целесообразносоздание картотеки экспериментов и опытов. Использование картотеки позволяет систематизировать имеющиесяматериалы по экспериментированию с учетом возраста, тематики опытов, программного содержания. В процессе развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста посредствомэкспериментирования важную роль играет педагог. Роль и степень вовлеченности педагога в эксперимент зависит от уровня сформированностиисследовательских умений у детей. При формировании первичныхпредставлений и умений экспериментальной деятельности педагог ставит перед детьми проблему, выстраивает ход ее разрешения. Исследовательская активность детей в этом случае заключается внахождении решения поставленной задачи. В процессе дальнейшего развития исследовательской активностидетей, их самостоятельность в процессе экспериментирования возрастает засчет поиска способов решения поставленной педагогом проблемы. Самостоятельность при этом может бытьдостигнута путем объединения детей в мини-группы для коллективного поиска решения поставленнойпроблемы. Следующий этап в развитии исследовательских умений у детей – проявление имиактивности и самостоятельности на всех этапах эксперимента: от постановки проблемы – до поиска способовее решения и формулировки вывода. Независимо от того, какую роль играет педагог в экспериментированиидетей, он помогает раскрывать потенциал детей, развивать их исследовательскую активность, формировать субъектную позицию в деятельности. В процессе экспериментирования дети учатся ставить цель, определятьзадачи, решать поставленные проблемы опытным путем, выдвигать предложения-гипотезы, проверять ихопытным путем и делать соответствующие выводы по результатам экспериментирования. Включение впроцесс исследования развивает детскую любознательность, на основе которой формируется познавательныйинтерес к объектам познания. Процесс экспериментирования может пронизывать все сферы деятельности детей старшего дошкольноговозраста. Например, во время прогулки дети могут подумать над такими важными вопросами, как, что происходит со снегом, сосульками, льдом, когда их пригревает солнце, как «устроена» снежинка и почему скрипит снег. В процессе развития исследовательской активности важное место должно быть отведено систематическим наблюдениям. Это позволит детям экспериментальным путем познакомиться с внешними признаками разнообразныхобъектов окружающего мира, сформировать необходимые умения и навыки, способствующие познаниюокружающего мира, а также его преобразованию. Партнерами в этом процессе могут стать родители, какполноправные участники образовательных отношений, которые готовы заинтересовать детей, предоставляяим возможность для самостоятельных исследований, стимулируя внимание и интерес к новым интереснымобъектам для исследований. Таким образом, экспериментирование можно определить как деятельность активно-преобразующегохарактера, способствующую развитию исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
|