Краткосрочный мини-проект «Веселый огород» |
Познание | |||
Автор: Бурмистрова Ксения Александровна | |||
12.12.2023 08:52 | |||
Краткосрочный мини-проект «Веселый огород» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Образовательный комплекс «Перспектива» г. Химки (дошкольное отделение «Лебедушка») Составила и провела воспитатель: Бурмистрова Ксения Александровна г.о. Химки 2023г. Проект: краткосрочный (с 02. 09. 2023 по 31. 09. 2023) Продолжительность: 1 месяц. Тип проекта: познавательный, исследовательский. Участники проекта: 24воспитанника II младшей группы, 2воспитателя, 14 родителей. Цель:
Задачи:
Социальная значимость проекта: развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений. Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, были созданы условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Продукты проекта: Театрализация сказки "Репка", выставки творческих работ детей. Риски: Несоблюдение сроков реализации проекта; Проблема привлечения родителей к участию в проекте; Низкое познавательное развитие детей. Предполагаемые результаты: Дети познакомятся с культурными растениями; Дети получат практические знания о росте растений; У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру; Формирование у детей уважительного отношения к труду; Все участники проекта получат положительные эмоции от полученных результатов. Выполнение проекта: Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный. Основные мероприятия проекта:
Основные этапы и направления реализации цели проекта: 1 этап — подготовительный Деятельность педагога: Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях); Составление плана работы над проектом; Сбор материала необходимого для реализации проекта; Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами); Организация предметно – развивающей среды по теме проекта Изготовление дидактических игр и пособий. Деятельность детей: Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта. Взаимодействие с семьей: Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта. 2 этап – исследовательский (реализация проекта) Деятельность педагога: Беседа с детьми познавательного характера; Организация предметно – развивающей среды по теме; Подготовка информации для родительских уголков. Деятельность детей: Игровая, двигательная деятельность; Участие в практической деятельности; Лепка овощей из пластилина; Отгадывание загадок про овощи и фрукты; Совместная деятельность взрослых и детей: Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы; Различные виды изобразительной деятельности по тематике; Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах; 3 этап – заключительный Проведение анализа и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Подведение итогов Деятельность педагога: Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы). Деятельность детей: Участие в итоговой беседе о проделанной работе. Игровая деятельность: - Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу»,» Огород» - Настольная игра «Парные картинки», «Овощи» - Рассмотреть иллюстрации с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике. В дальнейшем необходимо проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, Дети стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Результаты мониторинга по проекту «Волшебный огород» Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 2-3 растения, их основные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями. Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а так же затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет. Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Интереса нет или он ситуативен. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Желания ухаживать за растениями нет. Выводы: Таким образом, данный проект способствовал тому что, уровень интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними. Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований. Использованная литература:
Фотоотчет краткосрочного мини-проекта «Веселый огород» День 1. Тематическая беседа «Овощи в огороде». Игра малой подвижности «Собираем урожай». Физ. минутка «Чиполлино». День 2. Рисование красками «Любимый овощ». День 3. Театрализация сказки «Репка». День 4. Игра «сварим компот и щи».
|