ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Познание | |||
Автор: Мизерева Ирина Васильевна Наумова Вера Николаевна | |||
07.12.2023 11:27 | |||
ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дошкольный возраст – это время, когда в ребёнке закладываются основные способности в области познания, общения и деятельности. Дошкольное детство – это важный этап формирования личности, её ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в этот период ребёнок «раскрывается», закладывается его эмоциональная сфера, первичное представление об окружающем мире, формируется отношение к нему. Как известно, любая деятельность ребенка начинается с его собственной активности, в том числе и познавательной. Потребность в познании чего-то нового свойственно каждому ребенку с рождения.
Современный дошкольник окружен различными гаджетами и его очень трудно заинтересовать играми и игрушками. Всем известно, что игра является эффективным средством формирования личности дошкольника. Очень важно правильно преподнести игру и вызвать интерес и познавательную активность. Знания, данные в занимательной форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими скучными упражнениями. Простая и всем, казалось бы, ясная мысль, но, как это часто бывает, легко сказать, но трудно сделать. Как в современном мире при таком многообразии игр и игрушек выбрать то, что действительно обладает мощными развивающими характеристиками? В настоящее время разработано большое количество игровых технологий. Игровые технологии мотивирую, стимулируют и активизируют познавательный интерес детей. С помощью игровых технологий развивается внимание, мышление, память, воображение, речь, творчество. Одной из таких технологий, в которой игры распределены по возрастным категориям и направлениям на развитие творчества и интеллектуальных способностей дошкольника – является игровая технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Достоинством данных развивающих игр, является широкий возрастной диапазон всех участников игр и их многофункциональность. Преимущество в том, что с одной и той же игрой, могут заниматься дети от трех лет и до начальной школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система, постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий. Незаметно для себя, малыш осваивает цифры, буквы; узнает и запоминает цвет, форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, память, воображение. К каждой игре разработано большое разнообразие игровых заданий, упражнений, направленных на решение образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана и состоит. Развивающие игры дают возможность придумывать, воплощать задуманное в действительность, как детям, так и взрослым. Сочетание вариативности, творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг». Цели и задачи игровой технологии В.В. Воскобовича:
Сущность игры, как одного из основных видов деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений людей, уточняют и получают знания об окружающей действительности. В игре, по мнению авторов – разработчиков Стандарта, происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. А использование развивающих игр В.В. Воскобовича, подразумевает еще и смену способа организации детских видов деятельности: это больше не руководство взрослого, а совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка, как наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. Игры или игровые упражнения обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новыми знаниями; помогают сконцентрировать внимание на учебной задаче, которая воспринимается в этом случае, как желанная и лично значимая цель, а не как «обязаловка», навязанная ребенку взрослым. Самостоятельная игра позволяет сделать более доступным сложные задачи обучения, способствуя становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Обучение в форме игры должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Возможно ли это? Почему нет!? Необходимо создать условия, организовав педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. И, здесь, нам в помощь игровая технология «Сказочные лабиринты игры», с четко обозначенной, пошагово описанной системой увлекательных заданий, выполняющих роль дидактического материала, который легко вписывается в содержание любой образовательной программы. Использование данной технологии способствует не только всестороннему развитию детей во всех образовательных областях, но и даст наилучший результат в познавательном и речевом развитии дошкольника. В чем же особенности игр В.В. Воскобовича? - Каждая игра имеет свои отличительные конструктивные элементы. Например, в «Геоконте» — это динамическая резинка, в «Прозрачном квадрате» — прозрачные и непрозрачные части, в «Квадрате Воскобовича» — одновременно использованы ка жесткость, так и гибкость. - Игры Воскобовича, можно использовать, как самостоятельное, демонстрационное игровое пособие, так и с другими развивающими играми. Они подходят для детей широкого возрастного диапазона. Для малышей, предусмотрены несложные одно – или двухшаговые упражнения, для старших ребят – более сложные и многоступенчатые задачи. - Малыш одновременно осваивает буквы, цифры, учится различать цвет, форму, тренирует память, внимание, развивает мышление, воображение, а также мелкую моторику пальцев рук. И все это – в игре! Здесь заложен огромный творческий потенциал. С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая даст ему возможность воплощать задуманное в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей «Чудо – головоломок», разноцветных паутинок «Геоконта», «Вечного оригами», «Квадрата Воскобовича»: машины, самолеты, корабли, бабочки, птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир, который дает возможность проявлять творчество и нам, взрослым! - Все игры В.В. Воскобовича имеют сказочную огранку. Ребенку намного интереснее играть не просто с квадратами и треугольниками, а с «Нетающими льдинками» или разноцветными паутинками Паука Юка. Вместо того, чтобы изучать дроби, ребенок разгадывает секреты «Чудо – цветика», и в этом, ему помогает сказочный персонаж — Малыш Гео. Новое и необычное всегда лучше привлекает внимание и легко запоминается. - Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность. Такая игра интригует, мобилизует внимание, вовлекая ребенка в процесс решения. Малыш образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задачи, осознает цели и находит многочисленные варианты решения. Взрослый – равноправный партнер в игре, которая «сама» занимается обучением. Для каждого занятия с персонажами, можно придумывать новые истории и путешествия. Игры Воскобовича, очень мобильны! Они не просто учат читать, считать, но и развивают такие качества личности – творца, как оригинальность, творческое мышление, дивергентность суждений. Методическое сопровождение: Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами – сказками, с различными сюжетами, интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки — задания и их добрые герои: Мудрый Ворон Метр, храбрый Малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик – сопровождает ребенка на протяжении всей игры, обучая его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям. Важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам процесс. Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому, с ее помощью, на занятии, воспитатель всегда может организовать не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку, выполнение игровых заданий, во многих случаях, связано с различными движениями и манипуляциями. Целесообразно включенные в обучение игры или их элементы, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра активизирует взаимодействие когнитивного и эмоционального начал в учебном процессе. Она не только вдохновляет дошкольника думать, выражать свои мысли, но и обеспечивает целенаправленность действий, а, следовательно, дисциплинирует ум ребенка. Современные игры Воскобовича, полностью соответствуют требованиям к игрушкам для детей дошкольного возраста и техническому регламенту о безопасности продукции. Обладая таким качеством, как полифункциональность, они могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества и воображения. Игры пригодны к использованию одновременно группой воспитанников. Такого рода игры несут в себе способы обучения конструированию, ознакомлению с цветом, формой, способствуют развитию логического мышления, воображения, речи. Применяя данную технологию, мы сможем достичь главной цели дошкольного образования – сохранить и укрепить здоровье дошкольников, воспитать у них общую культуру, развить физические, интеллектуальные и личностные качества, сформировать предпосылки учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность в будущем! Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая, очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, побуждающие малыша к мышлению и творчеству. Дети, которые развиваются по данной методике, отлично подготовлены к обучению в школе, умеют ориентироваться на плоскости, читать, считать, логически мыслить. И, в заключении, вспомним, что ребенок развивается в игре! На основании ФГОС ДО, педагог должен осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая иго интересы, возрастные особенности, желания и способности. Так как, ведущим видом деятельности детей, является игра, то факт повышения роли игры и отведение ей главенствующего места, безусловно значим и дает свои плоды. Как показывает практика, — применение современной игровой технологии в образовательный процесс ДОУ, уже дал положительные результаты! Литература:
|