Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Познание
Автор: Мизерева Ирина Васильевна Наумова Вера Николаевна   
07.12.2023 11:27

ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВИГРЫ ВОСКОБОВИЧА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • Автор: Мизерева Ирина Васильевна,
  • Наумова Вера Николаевна

Дошкольный возраст – это время, когда в ребёнке закладываются основные способности в области познания, общения и деятельности.

Дошкольное детство – это важный этап формирования личности, её ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в этот период ребёнок «раскрывается», закладывается его эмоциональная сфера, первичное представление об окружающем мире, формируется отношение к нему. Как известно, любая деятельность ребенка начинается с его собственной активности, в том числе и познавательной. Потребность в познании чего-то нового свойственно каждому ребенку с рождения.

 

Современный дошкольник окружен различными гаджетами и его очень трудно заинтересовать играми и игрушками. Всем известно, что игра является эффективным средством формирования личности дошкольника. Очень важно правильно преподнести игру и вызвать интерес и познавательную активность. Знания, данные в занимательной форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими скучными упражнениями. Простая и всем, казалось бы, ясная мысль, но, как это часто бывает, легко сказать, но трудно сделать. Как в современном мире при таком многообразии игр и игрушек выбрать то, что действительно обладает мощными развивающими характеристиками?

В настоящее время разработано большое количество игровых технологий.

Игровые технологии мотивирую, стимулируют и активизируют познавательный интерес детей. С помощью игровых технологий развивается внимание, мышление, память, воображение, речь, творчество.

Одной из таких технологий, в которой игры распределены по возрастным категориям и направлениям на развитие творчества и интеллектуальных способностей дошкольника – является игровая технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Достоинством данных развивающих игр, является широкий возрастной диапазон всех участников игр и их многофункциональность. Преимущество в том, что с одной и той же игрой, могут заниматься дети от трех лет и до начальной школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система, постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

Незаметно для себя, малыш осваивает цифры, буквы; узнает и запоминает цвет, форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, память, воображение. К каждой игре разработано большое разнообразие игровых заданий, упражнений, направленных на решение образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана и состоит.

Развивающие игры дают возможность придумывать, воплощать задуманное в действительность, как детям, так и взрослым. Сочетание вариативности, творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

Цели и задачи игровой технологии В.В. Воскобовича:

  1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнавать что – то новое; наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности; воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения); гармоничное, сбалансированное развитие эмоционально – образного и логического начала; развитие мелкой моторики и всех психических процессов.
  2. Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических, речевых умений.

Сущность игры, как одного из основных видов деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений людей, уточняют и получают знания об окружающей действительности. В игре, по мнению авторов – разработчиков Стандарта, происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. А использование развивающих игр В.В. Воскобовича, подразумевает еще и смену способа организации детских видов деятельности: это больше не руководство взрослого, а совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка, как наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. Игры или игровые упражнения обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новыми знаниями; помогают сконцентрировать внимание на учебной задаче, которая воспринимается в этом случае, как желанная и лично значимая цель, а не как «обязаловка», навязанная ребенку взрослым. Самостоятельная игра позволяет сделать более доступным сложные задачи обучения, способствуя становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.

Обучение в форме игры должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Возможно ли это? Почему нет!? Необходимо создать условия, организовав педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. И, здесь, нам в помощь игровая технология «Сказочные лабиринты игры», с четко обозначенной, пошагово описанной системой увлекательных заданий, выполняющих роль дидактического материала, который легко вписывается в содержание любой образовательной программы. Использование данной технологии способствует не только всестороннему развитию детей во всех образовательных областях, но и даст наилучший результат в познавательном и речевом развитии дошкольника.

В чем же особенности игр В.В. Воскобовича?

- Каждая игра имеет свои отличительные конструктивные элементы. Например, в «Геоконте» — это динамическая резинка, в «Прозрачном квадрате» — прозрачные и непрозрачные части, в «Квадрате Воскобовича» — одновременно использованы ка жесткость, так и гибкость.

- Игры Воскобовича, можно использовать, как самостоятельное, демонстрационное игровое пособие, так и с другими развивающими играми. Они подходят для детей широкого возрастного диапазона. Для малышей, предусмотрены несложные одно – или двухшаговые упражнения, для старших ребят – более сложные и многоступенчатые задачи.

- Малыш одновременно осваивает буквы, цифры, учится различать цвет, форму, тренирует память, внимание, развивает мышление, воображение, а также мелкую моторику пальцев рук. И все это – в игре! Здесь заложен огромный творческий потенциал. С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая даст ему возможность воплощать задуманное в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей «Чудо – головоломок», разноцветных паутинок «Геоконта», «Вечного оригами», «Квадрата Воскобовича»: машины, самолеты, корабли, бабочки, птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир, который дает возможность проявлять творчество и нам, взрослым!

- Все игры В.В. Воскобовича имеют сказочную огранку. Ребенку намного интереснее играть не просто с квадратами и треугольниками, а с «Нетающими льдинками» или разноцветными паутинками Паука Юка. Вместо того, чтобы изучать дроби, ребенок разгадывает секреты «Чудо – цветика», и в этом, ему помогает сказочный персонаж — Малыш Гео. Новое и необычное всегда лучше привлекает внимание и легко запоминается.

- Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность. Такая игра интригует, мобилизует внимание, вовлекая ребенка в процесс решения. Малыш образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задачи, осознает цели и находит многочисленные варианты решения. Взрослый – равноправный партнер в игре, которая «сама» занимается обучением. Для каждого занятия с персонажами, можно придумывать новые истории и путешествия. Игры Воскобовича, очень мобильны! Они не просто учат читать, считать, но и развивают такие качества личности – творца, как оригинальность, творческое мышление, дивергентность суждений.

Методическое сопровождение:

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами – сказками, с различными сюжетами, интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки — задания и их добрые герои: Мудрый Ворон Метр, храбрый Малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик – сопровождает ребенка на протяжении всей игры, обучая его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

Важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам процесс.

Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому, с ее помощью, на занятии, воспитатель всегда может организовать не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку, выполнение игровых заданий, во многих случаях, связано с различными движениями и манипуляциями. Целесообразно включенные в обучение игры или их элементы, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра активизирует взаимодействие когнитивного и эмоционального начал в учебном процессе. Она не только вдохновляет дошкольника думать, выражать свои мысли, но и обеспечивает целенаправленность действий, а, следовательно, дисциплинирует ум ребенка.

Современные игры Воскобовича, полностью соответствуют требованиям к игрушкам для детей дошкольного возраста и техническому регламенту о безопасности продукции. Обладая таким качеством, как полифункциональность, они могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества и воображения. Игры пригодны к использованию одновременно группой воспитанников. Такого рода игры несут в себе способы обучения конструированию, ознакомлению с цветом, формой, способствуют развитию логического мышления, воображения, речи.

Применяя данную технологию, мы сможем достичь главной цели дошкольного образования – сохранить и укрепить здоровье дошкольников, воспитать у них общую культуру, развить физические, интеллектуальные и личностные качества, сформировать предпосылки учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность в будущем! Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая, очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, побуждающие малыша к мышлению и творчеству.

Дети, которые развиваются по данной методике, отлично подготовлены к обучению в школе, умеют ориентироваться на плоскости, читать, считать, логически мыслить.

И, в заключении, вспомним, что ребенок развивается в игре! На основании ФГОС ДО, педагог должен осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая иго интересы, возрастные особенности, желания и способности. Так как, ведущим видом деятельности детей, является игра, то факт повышения роли игры и отведение ей главенствующего места, безусловно значим и дает свои плоды. Как показывает практика, — применение современной игровой технологии в образовательный процесс ДОУ, уже дал положительные результаты!

Литература:

  1. Воскобович В.В., Харько Г.Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» Книга 1 МЕТОДИКА. – СПб – 2003
  2. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов / Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015
  3. Реализация ФГОС средствами технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Сказочные лабиринты игры» / Воскобович В.В., Корсак О.В., Емельянова С.В. – СПб.: 2014
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год