Исследовательский проект «Огромный мир профессий» |
Познание | |||
Автор: Гайнетдинова Олеся Камилевна | |||
01.12.2023 17:59 | |||
Исследовательский проект «Огромный мир профессий» В дошкольном возрасте ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, он старается проявить себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Актуальность. Выбор профессии – ответственное дело, и от того, насколько правильно он сделан, зависит многое в жизни человека. Поэтому важно уже с младшего дошкольного возраста обращать внимание детей на то, что делают взрослые: родители, воспитатели, сотрудники детского сада и т. д. Целенаправленное знакомство дошкольников с разными профессиями взрослых людей закладывает основу выбора профессии из многочисленной сферы трудовой деятельности родителей и окружающих людей. Как же научить детей выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела? Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни. Цель: ознакомление детей с различными профессиями взрослых, формирование у старших дошкольников трудовых навыков, обеспечение начальных профориентационных представлений с помощью дидактических и методических пособий. Воспитание уважения к труду представителей разных профессий. Задачи:
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители. Предполагаемые целевые ориентиры Дети должны знать:
Дети должны уметь:
1 этап – Подготовительный (разработка схемы реализации проекта, обогащение предметно-развивающей среды по теме проекта, постановка проблемной ситуации). 2 этап – Практический (реализация проекта) 3 этап – Заключительный (подведение итогов, результаты продуктивной деятельности в процессе реализации проекта). Проектный продукт: игровые пособия по теме "Профессии". Профессии в моей семье Моя мама работает дефектологом. Дефектолог — это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами, учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А также он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей. Мой папа работает электромонтером. Электромонтер это специалист, работающий в области электрики электротехники. Занимающийся монтажом, эксплуатацией и ремонтом электрооборудования и электрических цепей. Эта профессия относится к категории особо опасных. Деятельность электромонтеров связана с постоянным риском, требует внимательности и знания способов защиты от поражения электрическим током, а так же способов оказания первой помощи пострадавшим от поражения электрическим током. Папа и мама и любят свою профессию за то, что она несёт доброту. Я думаю, что их профессии— это почётное, уважаемое дело. Я горжусь своими родителями, потому что они выбрали замечательные и такие нужные профессии. Профессии родителей в нашей группе Однажды Олеся Камилевна прочитала нам произведение Владимира Маяковского «Кем быть?», где мы познакомились с разными профессиями. А когда дело дошло до профессии родителей, многие из нас знали лишь только о том, что они работают на работе. А кем, где и чем именно занимаются, многие не знали. И тут началось самое интересное! Сначала каждый из нас расспросил своих родителей об их профессиях (где работают, что делают, какую пользу приносит их работа людям). Еще в младшей группе мы начали знакомиться с профессиями, с представителями которых мы встречаемся достаточно часто в детском саду- медицинская сестра, повара; на прогулке– дворники, водители общественного транспорта, грузчики, полицейские. В группе говорили на тему: «Что такое профессии», «Какие профессии ты знаешь», «Профессии моих родителей», «Кем бы хотел стать, когда вырастешь?» «Почему важно быть хорошим специалистом, мастером своего дела». Играли в настольные игры, игровизоры: «Кому что нужно для работы», «Инструменты для людей разных профессий», «Собери картинку», «Исправь ошибку», «Для чего нужен этот предмет?», «Все работы хороши», «Угадай профессию». Очень много читали: С. Маршак «Почта», «А что у вас?» С. Михалков, «Строители», «Портниха» Б. Заходер, «Дядя Стёпа — милиционер» С. Михалков, «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов, Я. Аким «Неумейка», Е. Пермяк «Мамина работа». Рисовали, лепили и делали поделки: «Кем я хочу стать», «Профессия моих родителей». Раскрашивали картинки по теме: «Профессии людей». Играли в сюжетно-ролевые игры: «Театр», «Семья», «Магазин», «Больница», «Строители», «Салон красоты», «Кафе» и т.д.. А самыми запоминающимися были встречи с родителями нашей группы. К нам приходили представители таких профессий, о которых мы даже и не слышали, и не знали. Приходил инструктор по йоге- это мама Евы, она рассказала очень много нового, интересного и познавательного о своей профессии. Показала атрибуты и инвентарь, с которым она работает. И даже расслабились под звуки "поющей чаши". И сделали вывод, что сила нужна для ДОБРЫХ ДЕЛ! Мама Романа парикмахер-стилист, и за 5 мин она мне навела такую красоту, что сразу захотелось устроить праздник. Приходила и моя мамочка, которая работает дефектологом. Она помогает детям с особенностями. Очень много важного и интересного мы узнали. А столько атрибутов, раздаточного материала разнообразного принесла в собой: осенние листья, мыльные пузыри, зеркала, мячи, и даже съедобные "палочки"! Банковский работник мама Милены, познакомила с разными способами как можно отличить настоящие деньги от фальшивых. Для одного из способов принесла даже ультрафиолетовый детектор банкнот. Показала как слабовидящие, и даже слепые, могут определить какая банкнота у них на руках и настоящая ли она. Рассказала, в каких случаях можем обменять испорченные деньги, а в каких нет. Провела с детьми игру на внимание, где искали по картине тайные буквы. А самое интересное — познакомила и потом подарила каждому юбилейные монеты, выпущенные в честь Олимпиады в Сочи номиналом 25р., предложив не тратить их, а положить в копилку -на их мечту. С мамой Сабины мы впервые в жизни сами пекли печенье, а с мамой Камиллы накрошили фруктовый салат, а с мамой Ясмины, которая работает хирургической медсестрой, делали самую настоящую операцию. А папа Полины познакомил нас с такими на первый взгляд опасными, но такими нужными инструментами для строительства. А папа Эмира мастер боевых искусств показал самую настоящую тренировку с сыном А чтобы познакомится с профессиями работников театра мы пошли в наш драматический театр, где нам провели экскурсию: мы увидели абсолютно всё и там, где отшивают и хранят костюмы, и где происходит перевоплощение всех героев, и познакомились с людьми, которые изготавливают декорации и атрибуты. И даже побывали в роли актеров, посмотрели как открывается и закрывается занавес. Для знакомства с работниками библиотеки мы сходили в детскую библиотеку, где нам рассказали всё-всё о работе библиотекаря. Приезжал дедушка Дианы, который работает егерем и рассказал, как они защищают животных и растения природного парка Кандрыкуль. Но больше всего нам запомнилась поездка в приют. Мы собрали гостинцы, подарки для собак и на автобусе поехали в гости. Благодаря этой поездке мы познакомились с работой волонтеров. Волонтеры — это люди, которые бесплатно занимаются полезными делами для животных, для нуждающихся людей. После этой поездки мы провели опрос, кто кем хочет стать и выяснилось, что многие хотят стать ветеринарами, потому что очень любят животных и хотят им помочь. После многих дней знакомства с разными профессиями я с удивлением поняла, что в мире их бесконечно много. Заключение В ходе проектной работы я пришла к выводу, что выбор будущей профессии дело серьезное и достаточно трудное. В мире существует огромное количество профессий, они охватывают различные сферы человеческой деятельности Я думаю, что самое главное в жизни — помогать другим людям, животным, и природе. Я еще не знаю, кем я буду, когда вырасту. Но может быть, я тоже стану педагогом, как моя мама. В своей жизни очень важно найти работу по душе. Теперь-то я знаю, что профессии бывают разные и требуют разных умений и знаний, но прав был Маяковский, что все они важны и поэтому, чтобы делать любое дело хорошо, называться мастером своего дела, нужно его любить, то есть выбирать себе профессию по душе.
|