Познавательно-исследовательский проект «Эта удивительная соль» для детей старшей группы. |
Познание | |||
Автор: Широкова Наталья Сергеевна, Платонова Елена Юрьевна | |||
28.10.2021 14:09 | |||
Познавательно-исследовательский проект «Эта удивительная соль» для детей старшей группы. Введение: Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители Руководители: воспитатели: Широкова Наталья Сергеевна, Платонова Елена Юрьевна Период: 1 месяц Цель проекта: Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности. Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.
Задачи:
Актуальность: Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта. Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная. Гипотеза: При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве. Вид проекта: Краткосрочный, исследовательский, познавательный. Ожидаемый результат:
Методы и приемы при реализации проекта:
План реализации проекта. 1 этап — подготовительный: 1. Подбор бесед о соли. Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности. 3. Подбор познавательной, научной и методической литературы. Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации. Цель: Анализ литературы для организации осуществления исследования. 4. Подбор художественных произведений (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки о соли). 5. Подбор опытов и экспериментов с солью. Цель: Пробудить у детей интерес к естественно — научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств. 6. Взаимодействие с родителями. 2 этап – технологический:
3-й этап – заключительный:
Список литературы: 1. Интернет ресурс. Картотека опытов с солью Опыт № 1: «Из чего состоит соль». Взяли тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов) Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов. Опыт № 2 «Соль растворяется в воде» Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать. Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется Опыт № 3 «Соль в холодной и горячей воде» Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали. Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль. Опыт № 4 «Незамерзающая вода» Для проведения опыта понадобится: 2 контейнера, вода, соль, морозильная камера. В один контейнер добавили соль. Оба контейнера поставили в холодильник. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лед, а соленая — стала холодной, но не замерзла. Оставили воду в морозильной камере и проверили ее через 2 дня. Соленая вода стала напоминать кашу. Вывод: соль понижает температуру замерзания воды. Опыт № 5 «Металл и соль» Понадобится: гвоздь, стакан, вода и соль.
Вывод: соль оставляет следы на металле, вызывая появление ржавчины, которая служит началом коррозии металлических поверхностей. Опыт № 6 «Можно ли сделать соль цветной» Ребята, мы с вами определили, что соль – это вещество белого цвета. Скажите, а можно ли сделать соль цветной? Давайте узнаем. Проверим. А для проведения этого эксперимента нам потребуется: тарелочка, соль и гуашь, ложечка. Добавляем в тарелочку соль из стаканчика, чуть – чуть гуаши и с помощью ложечки перемешиваем. Что произошло с солью? Соль изменила цвет. Вывод: Соль при взаимодействии с красителями может поменять цвет. Интересные факты о соли
Достигнутые результаты: Участие в проекте способствовало повышению любознательности, познавательной активности детей. Они стали больше задавать вопросов, активно проявлять интерес к окружающему миру. Выводы.
Наша гипотеза подтвердилась: соль — не только важный пищевой продукт, но и интересный материал для проведения опытов, наблюдений применения для творчества. Загадки о соли. Этот белый минерал, Он на кухне генерал. Без него супы и каша, Не понравятся нам даже... (Соль) Этот камень можно есть, Он в слезах и поте есть. Не вкусна в борще фасоль, Если пожалели соль... (Соль) В воде она родится, Но странная судьба- Воды она боится, И гибнет в ней всегда... (Соль) Все ребята знать должны, Из чего пекут блины! Ты не знаешь что ли? Молоко, мука, яйцо и щепотка... (Соли) Что за странный порошок, С виду неприметный. Но любое блюдо он, Делает отменным.. (Соль) Мясо любит и капуста, Помидор, арбуз и сало, Огурец, растёт что густо. Может хватит или мало?.. (Соль) В воде родится, А воды боится… (Соль) И не красива, и не вкусна, А без неё еда пресна… (Соль) В воде родилась, В огне крестилась. На воду пала и пропала… (Соль) В земле родится, На солнце вырастает, В воде умирает… (Соль). Пословицы и поговорки о соли. Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли Соль не жалей, так и есть веселей. Кто раз соль попробует, тот за ту соль все отдаст. Есть солоней, жить будет веселей. Без соли не обед. Пища вкусна солью, человек приятен речью. Вкус воды – ото льда, вкус пищи – от соли. Жизнь, что соленая вода: чем больше пьешь, тем больше жажда. Помяни соль, чтобы дали хлеба. Соли нет, так и слова нет. Без соли и стол кривой. Хлеб-соль ешь, да правду режь. Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой выхлебаешь. Солью сыт не будешь, думой горе не размыкаешь. Кисло пей, солоно ешь, помрешь, не сгниешь. Добра соль, а переложишь – рот воротит. Вместо соли не лижи мед. Виды соли: Чёрная (Индийская или Костромская) Розовая (Гималайская) Красная (Гавайская) Фиолетовая (для морепродуктов и шоколада) Мексиканская (Чили – Верде)
|