Статья «Концепция работы по знакомству детей с родным краем» |
Познание | |||
Автор: Полищук Оксана Владимировна | |||
27.10.2021 18:42 | |||
Статья «Концепция работы по знакомству детей с родным краем» Педагогическая концепция Воспитателя первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 29 комбинированного вида» г. Петропавловска — Камчатского Полищук Оксаны Владимировны по теме: «Организация краеведческой работы с дошкольниками». Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь.
Актуальность изучения краеведения в современном обществе очевидна. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формированию гражданственности. В дошкольном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада — с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. На мой взгляд, ощущения ребёнка как патриота должна начинаться с осознания себя частью своей малой родины. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании детей, которые возникли в последнее время. Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах. Краеведческая работа расширяет у детей кругозор, развивает детское словесное и изобразительное творчество. Хочется напомнить замечательные слова известного русского ученого Д.С. Лихачева: «Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это — самый массовый вид науки». Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. Знакомство дошкольников с культурными и природными истоками малой Родины становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к малой Родине. Особое внимание уделяю развитию любви к родному краю, познавательных способностей и потребностей посредством знакомства детей с растительным и животным миром, формирую у детей интерес к народному искусству, обеспечиваю условия для воспитания детей в духе толерантности. Все мы знаем пословицы «Велик белый свет, да теплее своего края нет», «Родной дом дороже золота», «В своем краю и вода слаще» — эти мудрые слова, ставшие пословицами и поговорками, не требуют доказательств. Они были нравственным мерилом, образом жизни наших предков А что эти слова значат для наших детей? С этим вопросом я обратилась к моим воспитанникам. Ответы, которые я получила (это интересно; это важно знать, чтобы уважать историю предков; всегда интересно, откуда ты родом; не зная истории родного края нельзя считать себя культурным человеком), позволили мне сделать вывод: ребятам это интересно. Краеведение сегодня становится важным средством повышения качества знаний. Используя краеведческий материал на занятиях, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность детей, позволяет разнообразить методику занятий, участвует в патриотическом воспитании дошкольников. Главной целью моей работы по краеведению является: формировать знания ребенка о мире природы родного края, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать. Активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями. Познакомить с общественной жизнью Камчатки, с бытом и культурой народов, ее населяющих, историей, литературным наследием, символикой. На достижение этой цели направлена реализация следующих задач:
Я считаю, что решению задач по ознакомлению дошкольников с родным краем будут способствовать:
Развитие работы по краеведению должна осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно. Развитие работы по краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Изучением краеведения я занимаюсь не только на занятиях, но и в свободную деятельность. Таким образом, организация краеведческой деятельности есть введение маленького человека в мир малой родины. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения Камчатская природа полна очарования не только сама по себе. Знакомя детей с Камчатским краем, я рассказывала о том, чем он славен: Вулканами, заповедниками, необыкновенной природой, животными. Большое внимание уделяю знакомству с Кроноцким заповедником. Составила план знакомства детей с Камчатским краем, и план знакомства с Кроноцким заповедником. Подобрала множество литературы для ознакомления детей с камчатским краем, дидактический материал. Ведущей формой работы по ознакомлению с родным краем являются занятия по познавательному развитию. Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим, в группе, мною оформлен центр краеведения, где созданы условия для совместной и самостоятельной деятельности детей. В центре имеется разнообразный материал: тематические альбомы о Камчатке, о городе Петропавловске — Камчатском, о селах Камчатского края, фотографиями достопримечательностей, материал по Заповедникам Камчатского края. В центре имеется разнообразное оборудование. Грамотное сочетание материала и оборудования в уголке способствуют расширению познавательного, коммуникативного, художественно-эстетического опыта детей. Особое место в краеведческой работе занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого нашего края, познакомить предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. Экспозиции природоведческого содержания позволяют показать богатство и разнообразие животного и растительного мира Камчатской земли. Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо сопровождение его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами, а также предметами старинного быта. Были подобраны и разработаны презентации к каждому занятию по ознакомлению детей с родным краем и Кроноцким заповедником: Презентации о Камчатском крае:
Презентации о Кроноцком заповеднике:
Также были подобраны фильмы о Кроноцком заповеднике и о Камчатском крае. Учитывая ведущую деятельность детей, широко использую различные виды игр в краеведческой работе. Разработала ряд дидактических игр по ознакомлению с Камчатский краем ( «Где я нахожусь», «Узнай и расскажи», «Когда это было»), природой Камчатской земли ( «Экологический светофор», «Кто живет в лесу» «Съедобное — несъедобное» и др), трудом земляков ( «Кто потрудился?», «Чем богата Камчатская земля?»). Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт ( «Моряки», «Рыболовы», «Экскурсовод», «Стройка» и т.д) Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей я оформляю в форме тематических выставок. Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Народный праздник, краеведческая викторина, тематическое развлечение (о труде, родной природе,) является логическим и эмоциональным завершением работы по каждой из разработанных тем. Мною проведены такие мероприятия как «Праздник хололо», викторина «Люби и знай Камчатский край», «Камчатские народные сказки», «Традиции коренного населения». Во время моей работы с детьми мы посетили Камчатский краевидческий музей и Камчатский выставочный центр, Камчатский музей «Военной славы», где дети были познакомлены с общественной жизнью Камчатки, бытом и культурой народов Камчатки, историей Камчатки. Я веду тесное сотрудничество с Кроноцким заповедником. В подготовительной группе с Кроноцкого заповедника приходили гости и провели замечательное занятие о лососях Кроноцкого заповедника и медведях Кроноцкого заповедника. Важным условием в решении задач по краеведческой работе с дошкольниками, является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. В своей работе опираюсь на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Родители так же участвуют в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников, организации выставок народного прикладного искусства. Анализ результативности Результативность педагогического опыта в том, что краеведение пробуждает интерес к культуре родного края. Я считаю, что у детей формируются:
|