ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ» |
Познание | |||
Автор: Парфенова Ирина Григорьевна | |||
09.11.2023 14:44 | |||
ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ» Автор: И.Г. Парфенова, воспитатель дошкольного отделения БМАОУ СОШ №29 «Школа на твоем берегу», п. Старопышминск, г. Березовский Свердловской области Актуальность проекта. Знакомство детей дошкольного возраста с достопримечательностями России играет важную роль в их образовании и развитии. Этот процесс помогает детям узнать больше о своей родине, ее истории, культуре и традициях. Кроме того, это может стимулировать их интерес к изучению родного языка и литературе, что в дальнейшем может способствовать развитию их интеллектуальных способностей. Также, знакомство с достопримечательностями может помочь детям лучше понять свою национальную идентичность и развивать чувство гордости за свою страну. Значимость проекта состоит в развитии интереса к истории России, ее городам, традициям и культуре.
Проект посвящен знакомству детей с городами Золотого кольца России. Золотое кольцо России – это туристический маршрут, который проходит по древним русским городам, сохранившим уникальные памятники истории и архитектуры. В маршрут входят такие города, как Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир. В рамках проекта использовались многообразные методы и формы работы. Среди этих форм и методов можно отметить:
Новизна проекта заключается в поиске способов знакомства дошкольников с Россией, ее известными городами. Практическая значимость проекта. Организация проекта способствует воспитанию любви к родной стране и познавательному развитию детей. Цель проекта: расширение представлений дошкольников о горлах Золотого кольца России. Достижению цели проекта способствует решение следующих задач:
Метод проектов в дошкольном образовании – это педагогическая технология, которая ориентирована на совместную деятельность педагога, детей и родителей. Он позволяет организовать образовательный процесс в форме проектов, направленных на решение конкретных задач и достижение определенных целей. Метод проектов позволяет развивать у детей самостоятельность, инициативу, умение работать в команде, а также способствует формированию у них коммуникативных и познавательных навыков. Кроме того, данный метод стимулирует интерес детей к познанию окружающего мира и активизирует их творческий потенциал. Проекты могут быть различными по тематике и содержанию, но все они должны быть направлены на развитие личности ребенка, его творческих способностей и познавательных интересов. В процессе реализации проекта дети учатся работать с различными источниками информации, анализировать и оценивать полученные данные, а также применять полученные знания на практике. Таким образом, метод проектов является эффективным инструментом для организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях и позволяет создать условия для развития личности каждого ребенка. К ключевым параметрам проекта относятся ресурсы проекта, участники проекта, их роли, сроки реализации, условия проектирования и др. Ресурсы проекта. Ресурсами является деятельность дошкольников, взаимодействие с родителями и педагогами, а также методическая работа педагогов по организации мероприятий. Участники проекта:
Роли участников проекта:
Сроки реализации проекта: 9 месяцев (сентябрь-май). Проект долгосрочный. Теоретические основания проекта. Разработка и реализация проекта о знакомстве детей с достопримечательностями страны способствует:
Условия проектирования:
Золотого кольца России. С детьми была проведена беседа, посвященная маршруту Золотого кольца России. Затем дети вместе с педагогами собрали макет данного маршрута. Сначала дети раскрашивали карту, затем из пластилина слепили дома, храмы, деревья и реки, а также лодки и автомобили. Задача была непростая, но мы справились. 2 этап. Знакомство детей с городом Сергиев Посад. Сергиев Посад – это древний русский город, который имеет богатую историю и культурное наследие. В первую очередь о городе Сергиев Посад, рассказал о достопримечательностях города, таких как Троице-Сергиева лавра, музей-заповедник «Конный двор», о музеях и других памятниках архитектуры. Детям были предложены темы для выступлений: «Народные промысли города», «Музеи города», «История города». Также были предложено нарисовать иллюстрации. Организованы выступления детей о городе Сергиев Посад. 3 этап. Знакомство детей с городом Переславль-Залесский. Дети подготовили фотографии и рассказы о городе Переславль-Залесский, о музеях города. Детей очень заинтересовал рассказ о музеях Утюга и Чайника. Самые первые утюги были с металлической ручкой. Разогревали их, ставя на раскаленные угли. Но т.к. гладить было неудобно – обжигающая ручка плюс грязная от углей одежда, то придумали утюги с деревянной ручкой и с функцией засыпания угля вовнутрь. 4 этап. Знакомство детей с городом Ростов. Ростов – «жемчужина» Золотого кольца. Это один из крупнейших центров туризма. Ростов. Значительное прошлое Ростова обусловило его насыщенность памятниками истории и культуры. Одним из важнейших памятников является уже сам ландшафт озёрной котловины и прилегающей территории, на протяжении тысячелетий привлекавший сюда людей и изобилующий памятниками археологии. Классикой не только русского, но и мирового искусства стали архитектурные памятники Ростова, в частности постройки бывшего Архиерейского дома XVII века – Ростовский кремль. Большую ценность представляет каменная и деревянная застройка города XVIII–XX веков. Достоянием мировой культуры являются Ростовские звоны – уникальный набор музыкальных произведений XVII–XIX веков., неотделимый от замечательного музыкального инструмента – знаменитой Ростовской звонницы. Каждый из её 13 колоколов, от самого большого, весом 2 тысячи пудов (32 тонны), до самого малого, имеет своё особое звучание. На западной окраине города, на берегу озера Неро, расположен красивейший ансамбль Спасо-Яковлевского монастыря. Дети подготовили и выступили с рассказами о Ростове Великом. С детьми был проведен мастер-класс по изготовлению Ростовской финифти. Ростовская финифть – русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретёнными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном. Ремесло финифти было занесено в Ростов из Москвы, где мастера Оружейной палаты овладели эмальерным искусством еще в XV веке. 5 этап. Знакомство детей с городом Ярославль. Ева рассказала детям, почему город называется Ярославль. Познакомила детей с гербом города (это медведь). Рассказ Евы был интересным и познавательным. Илья рассказал детям о легенде, то Ярославль – родина бабушки Яги. Он слепил избушку, бабушку Ягу в ступе и кота. Всем понравилась выступление и поделка Ильи. Паша рассказал детям, что основная часть протоков реки Волга протекает в Ярославле. Также дети узнали о других реках края. Паша рассказал о растительном и животном мире Ярославля. Детям рассказ Паши очень понравился. Саша рассказал детям, почему в Ярославле стоит памятник медведю. Мы также узнали о других архитектурных постройках города. Рассказ был интересным и познавательным. Дети изготовили ширму и персонажей, познакомили детей группы со сказками о Ярославле. 6 этап. Знакомство детей с городом Кострома. Дети подготовили рассказы о достопримечательностях города Костромы. Из рассказа Алисы дошкольники узнали о таких известных местах Костромы, как Пожарная каланча, памятник Бобке, терем Снегурочки. Дети под нашим руководством изготовили костромские сладости во время мастер-класса. Дети изготовили и поиграли в игру-бродилку о Костроме. 7 этап. Знакомство детей с городом Иваново. Город Иваново считается центром текстиля. В городе много памятников архитектуры (Дом-корабль, Дом-подкова, Дом коллектива и др.). В Иванове действуют несколько музеев, в том числе Музей ивановского ситца, Ивановский областной художественный музей. Дети подготовили доклад с фотографиями, рассказали о городе Иваново, про его герб и историю. В ходе мастер-класса «Пасхальные зайчики из Ивановского ситца» деьти изготовили множество поделок. 8 этап. Знакомство детей с городом Суздаль. Дети узнали про герб города Суздаль В ходе мастер-класса познакомились ближе с символами Суздаля. 8 этап. Знакомство детей с городом Владимир. Дети познакомились с историей города Владимир. Дети узнали, что Владимир – один из древнейших городов России. Его история насчитывает более 1000 лет. Город Владимир являлся одним из центров Древней Руси. Владимир был одним из центров древнерусского зодчества, в городе сохранились многочисленные старинные достопримечательности – Успенский собор, Дмитриевский собор и Золотые ворота. На мастер-классе дети изготовили макеты храмов города Владимира, послушали звуки владимирских рожков. Дети узнали про Золотые ворота Владимира. Участие родителей в проекте Взаимодействие с родителями детского сада в проектной деятельности имеет большое значение. Родители являлись главными партнерами педагогов. Они помогали детям подготовить доклады и сделать фотографии городов Золотого кольца. Также родители участвовать в организации мероприятий и проведении мастер-классов, предоставлении материалов. Это помогло сделать проекты более интересными и полезными для детей. Родители приняли активное участие во всех мероприятиях проекта «Золотое кольцо России», в том числе мастер-классах. Итоги проекта В ходе проекта дети узнали много нового о городах Золотого кольца России. Вместе с родителями и педагогами был подготовлен большой стенд «Золотое кольцо России» с фотографиями, рисунками и поделками детей. Оформление итогового стенда при реализации проекта с детьми было необходимо для следующих целей. Демонстрация результатов проекта. Итоговый стенд позволил наглядно продемонстрировать, каких результатов удалось достичь в ходе реализации проекта. Закрепление знаний и представлений детей. Рассматривая итоговый стенд, дети вспоминают и повторяют полученную информацию, что способствует ее закреплению. Развитие коммуникативных навыков. Обсуждение с детьми результатов проекта помогло развивать коммуникативные навыки детей, учит их выражать свои мысли и чувства. Итоговый стенд стал для детей мотивацией к дальнейшему изучению темы, стимулом для дальнейшего изучения детьми достопримечательностей России. Проект «Золотое кольцо России» будет способствовать развитию интереса дошкольников к истории и культуре страны. Заключение Проект «Золотое кольцо России» был подготовлен при активном участии детей дошкольного возраста. Целью проекта было расширение представлений дошкольников о горлах Золотого кольца России. В ходе проекта были решены следующие задачи:
В процессе реализации проекта дети познакомились с такими городами Золотого кольца, как Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир. В ходе проекта применялись такие формы и методы, как беседы с детьми, подготовка докладов и выступлений детей, мастер-классы, применение наглядности, изобразительная деятельность детей и др. Проект был реализован при активном взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов детского сада, дошкольников и родителей воспитанников. Осуществление данного проекта помогло детям узнать больше о своей родине, ее истории, культуре и традициях, способствовало лучшему пониманию своей страны. Перспективы проекта. Считаем целесообразным распространение опыта реализации проекта «Золотое кольцо России» для знакомства детей с историей и культурой нашей страны, развития творческого потенциала дошкольников. Список литературы
|