Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ»
Познание
Автор: Парфенова Ирина Григорьевна   
09.11.2023 14:44

ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ»ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ»

Автор: И.Г. Парфенова, воспитатель дошкольного отделения БМАОУ СОШ №29 «Школа на твоем берегу», п. Старопышминск, г. Березовский Свердловской области

Актуальность проекта.

Знакомство детей дошкольного возраста с достопримечательностями России играет важную роль в их образовании и развитии. Этот процесс помогает детям узнать больше о своей родине, ее истории, культуре и традициях. Кроме того, это может стимулировать их интерес к изучению родного языка и литературе, что в дальнейшем может способствовать развитию их интеллектуальных способностей. Также, знакомство с достопримечательностями может помочь детям лучше понять свою национальную идентичность и развивать чувство гордости за свою страну.

Значимость проекта состоит в развитии интереса к истории России, ее городам, традициям и культуре.

 

Скачать конспект

Проект посвящен знакомству детей с городами Золотого кольца России. Золотое кольцо России – это туристический маршрут, который проходит по древним русским городам, сохранившим уникальные памятники истории и архитектуры. В маршрут входят такие города, как Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир.

В рамках проекта использовались многообразные методы и формы работы. Среди этих форм и методов можно отметить:

  1. беседы;
  2. подготовка деть докладов о городах, выступления;
  3. мастер-классы;
  4. организация изобразительной деятельности детей;
  5. создание стенда «Золотое кольцо России».

Новизна проекта заключается в поиске способов знакомства дошкольников с Россией, ее известными городами.

Практическая значимость проекта. Организация проекта способствует воспитанию любви к родной стране и познавательному развитию детей.

Цель проекта: расширение представлений дошкольников о горлах Золотого кольца России.

Достижению цели проекта способствует решение следующих задач:

  1. знакомство детей с городами Золотого кольца России;
  2. формировать представления детей о городах, их культуре, народных промыслах;
  3. развивать интерес детей к изучению Золотого кольца России;
  4. развивать исследовательские умения у детей дошкольного возраста.
  5. Ключевые параметры проекта

Метод проектов в дошкольном образовании – это педагогическая технология, которая ориентирована на совместную деятельность педагога, детей и родителей. Он позволяет организовать образовательный процесс в форме проектов, направленных на решение конкретных задач и достижение определенных целей.

Метод проектов позволяет развивать у детей самостоятельность, инициативу, умение работать в команде, а также способствует формированию у них коммуникативных и познавательных навыков. Кроме того, данный метод стимулирует интерес детей к познанию окружающего мира и активизирует их творческий потенциал.

Проекты могут быть различными по тематике и содержанию, но все они должны быть направлены на развитие личности ребенка, его творческих способностей и познавательных интересов. В процессе реализации проекта дети учатся работать с различными источниками информации, анализировать и оценивать полученные данные, а также применять полученные знания на практике.

Таким образом, метод проектов является эффективным инструментом для организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях и позволяет создать условия для развития личности каждого ребенка.

К ключевым параметрам проекта относятся ресурсы проекта, участники проекта, их роли, сроки реализации, условия проектирования и др.

Ресурсы проекта. Ресурсами является деятельность дошкольников, взаимодействие с родителями и педагогами, а также методическая работа педагогов по организации мероприятий.

Участники проекта:

  1. дети дошкольного возраста БМАОУ СОШ №29 «Школа на твоем берегу», п. Старопышминск, г. Березовский Свердловской области;
  2. педагоги детского сада;
  3. родители дошкольников.

Роли участников проекта:

  1. педагоги дошкольной образовательной организации предложили идею данного проекта, разработали план проекта и реализовали мероприятия;
  2. дошкольники принимали участие в мероприятиях, рассказали об истории, культуре и достопримечательностях городов Золотого кольца России;
  3. родители участвовали в подготовке мероприятий.

Сроки реализации проекта: 9 месяцев (сентябрь-май). Проект долгосрочный.

Теоретические основания проекта. Разработка и реализация проекта о знакомстве детей с достопримечательностями страны способствует:

  1. Развитию интереса к истории и культуре своей страны. Дети узнают о достопримечательностях, которые являются символами России, и это помогает им лучше понять историю своей страны и ее культурные особенности.
  2. Формированию чувства патриотизма. Знакомство с достопримечательностями способствует развитию у детей чувства гордости за свою страну и уважения к ее истории и культуре.
  3. Расширению кругозора. Проект знакомит детей с новыми местами, позволяет им узнать о разных культурах и народах, проживающих в России.
  4. Развитию коммуникативных навыков. Работа над проектом требует от детей общения с другими участниками, обсуждения идей и планирования деятельности.
  5. Улучшению навыков работы в команде. Участие в проекте помогает детям научиться работать вместе, решать возникающие проблемы и достигать общих целей.
  6. Развитию творческих способностей. Проект может включать в себя создание творческих работ, связанных с достопримечательностями, что позволяет детям проявить свою фантазию.
  7. Повышению мотивации к обучению. Участие в проекте может стать стимулом для детей к изучению новых тем и предметов, связанных с историей и культурой России.

Условия проектирования:

  1. Педагоги должны понимать важность патриотического воспитания детей и осознавать его социальную значимость.
  2. Педагоги должны выбирать такие методы и средства обучения, которые будут интересны и полезны для детей.
  3. Дети должны осознавать важность знаний о своей семье, своем городе и своей стране и понимать, зачем им эти знания нужны.
  4. Родители дошкольников должны привлекаться к участию в проектной деятельности и помогать педагогам в реализации проекта.
  5. Для успешной реализации проекта необходимо выделить достаточное количество времени и ресурсов.
  6. Этапы реализации и основные мероприятия проекта
  7. этап. Знакомство и оформление маршрута

Золотого кольца России.

С детьми была проведена беседа, посвященная маршруту Золотого кольца России. Затем дети вместе с педагогами собрали макет данного маршрута. Сначала дети раскрашивали карту, затем из пластилина слепили дома, храмы, деревья и реки, а также лодки и автомобили. Задача была непростая, но мы справились.

2 этап. Знакомство детей с городом Сергиев Посад.

Сергиев Посад – это древний русский город, который имеет богатую историю и культурное наследие. В первую очередь о городе Сергиев Посад, рассказал о достопримечательностях города, таких как Троице-Сергиева лавра, музей-заповедник «Конный двор», о музеях и других памятниках архитектуры.

Детям были предложены темы для выступлений: «Народные промысли города», «Музеи города», «История города». Также были предложено нарисовать иллюстрации. Организованы выступления детей о городе Сергиев Посад.

3 этап. Знакомство детей с городом Переславль-Залесский.

Дети подготовили фотографии и рассказы о городе Переславль-Залесский, о музеях города. Детей очень заинтересовал рассказ о музеях Утюга и Чайника.

Самые первые утюги были с металлической ручкой. Разогревали их, ставя на раскаленные угли. Но т.к. гладить было неудобно – обжигающая ручка плюс грязная от углей одежда, то придумали утюги с деревянной ручкой и с функцией засыпания угля вовнутрь.

4 этап. Знакомство детей с городом Ростов.

Ростов – «жемчужина» Золотого кольца. Это один из крупнейших центров туризма. Ростов. Значительное прошлое Ростова обусловило его насыщенность памятниками истории и культуры. Одним из важнейших памятников является уже сам ландшафт озёрной котловины и прилегающей территории, на протяжении тысячелетий привлекавший сюда людей и изобилующий памятниками археологии. Классикой не только русского, но и мирового искусства стали архитектурные памятники Ростова, в частности постройки бывшего Архиерейского дома XVII века – Ростовский кремль. Большую ценность представляет каменная и деревянная застройка города XVIII–XX веков. Достоянием мировой культуры являются Ростовские звоны – уникальный набор музыкальных произведений XVII–XIX веков., неотделимый от замечательного музыкального инструмента – знаменитой Ростовской звонницы. Каждый из её 13 колоколов, от самого большого, весом 2 тысячи пудов (32 тонны), до самого малого, имеет своё особое звучание. На западной окраине города, на берегу озера Неро, расположен красивейший ансамбль Спасо-Яковлевского монастыря.

Дети подготовили и выступили с рассказами о Ростове Великом. С детьми был проведен мастер-класс по изготовлению Ростовской финифти.

Ростовская финифть – русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретёнными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.

Ремесло финифти было занесено в Ростов из Москвы, где мастера Оружейной палаты овладели эмальерным искусством еще в XV веке.

5 этап. Знакомство детей с городом Ярославль.

Ева рассказала детям, почему город называется Ярославль. Познакомила детей с гербом города (это медведь). Рассказ Евы был интересным и познавательным.

Илья рассказал детям о легенде, то Ярославль – родина бабушки Яги. Он слепил избушку, бабушку Ягу в ступе и кота. Всем понравилась выступление и поделка Ильи.

Паша рассказал детям, что основная часть протоков реки Волга протекает в Ярославле. Также дети узнали о других реках края. Паша рассказал о растительном и животном мире Ярославля. Детям рассказ Паши очень понравился.

Саша рассказал детям, почему в Ярославле стоит памятник медведю. Мы также узнали о других архитектурных постройках города. Рассказ был интересным и познавательным.

Дети изготовили ширму и персонажей, познакомили детей группы со сказками о Ярославле.

6 этап. Знакомство детей с городом Кострома.

Дети подготовили рассказы о достопримечательностях города Костромы. Из рассказа Алисы дошкольники узнали о таких известных местах Костромы, как Пожарная каланча, памятник Бобке, терем Снегурочки.

Дети под нашим руководством изготовили костромские сладости во время мастер-класса.

Дети изготовили и поиграли в игру-бродилку о Костроме.

7 этап. Знакомство детей с городом Иваново.

Город Иваново считается центром текстиля. В городе много памятников архитектуры (Дом-корабль, Дом-подкова, Дом коллектива и др.). В Иванове действуют несколько музеев, в том числе Музей ивановского ситца, Ивановский областной художественный музей.

Дети подготовили доклад с фотографиями, рассказали о городе Иваново, про его герб и историю.

В ходе мастер-класса «Пасхальные зайчики из Ивановского ситца» деьти изготовили множество поделок.

8 этап. Знакомство детей с городом Суздаль.

Дети узнали про герб города Суздаль

В ходе мастер-класса познакомились ближе с символами Суздаля.

8 этап. Знакомство детей с городом Владимир.

Дети познакомились с историей города Владимир. Дети узнали, что Владимир – один из древнейших городов России. Его история насчитывает более 1000 лет. Город Владимир являлся одним из центров Древней Руси. Владимир был одним из центров древнерусского зодчества, в городе сохранились многочисленные старинные достопримечательности – Успенский собор, Дмитриевский собор и Золотые ворота.

На мастер-классе дети изготовили макеты храмов города Владимира, послушали звуки владимирских рожков.

Дети узнали про Золотые ворота Владимира.

Участие родителей в проекте

Взаимодействие с родителями детского сада в проектной деятельности имеет большое значение. Родители являлись главными партнерами педагогов. Они помогали детям подготовить доклады и сделать фотографии городов Золотого кольца. Также родители участвовать в организации мероприятий и проведении мастер-классов, предоставлении материалов. Это помогло сделать проекты более интересными и полезными для детей.

Родители приняли активное участие во всех мероприятиях проекта «Золотое кольцо России», в том числе мастер-классах.

Итоги проекта

В ходе проекта дети узнали много нового о городах Золотого кольца России. Вместе с родителями и педагогами был подготовлен большой стенд «Золотое кольцо России» с фотографиями, рисунками и поделками детей.

Оформление итогового стенда при реализации проекта с детьми было необходимо для следующих целей.

Демонстрация результатов проекта. Итоговый стенд позволил наглядно продемонстрировать, каких результатов удалось достичь в ходе реализации проекта.

Закрепление знаний и представлений детей. Рассматривая итоговый стенд, дети вспоминают и повторяют полученную информацию, что способствует ее закреплению.

Развитие коммуникативных навыков. Обсуждение с детьми результатов проекта помогло развивать коммуникативные навыки детей, учит их выражать свои мысли и чувства.

Итоговый стенд стал для детей мотивацией к дальнейшему изучению темы, стимулом для дальнейшего изучения детьми достопримечательностей России. Проект «Золотое кольцо России» будет способствовать развитию интереса дошкольников к истории и культуре страны.

Заключение

Проект «Золотое кольцо России» был подготовлен при активном участии детей дошкольного возраста. Целью проекта было расширение представлений дошкольников о горлах Золотого кольца России.

В ходе проекта были решены следующие задачи:

  1. дети познакомились с городами Золотого кольца России;
  2. сформированы представления детей о городах, их культуре, народных промыслах;
  3. у детей повысился интерес детей к изучению истории и культуры страны, Золотого кольца России;
  4. в ходе проектной деятельности развивались исследовательские умения у детей дошкольного возраста.

В процессе реализации проекта дети познакомились с такими городами Золотого кольца, как Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир.

В ходе проекта применялись такие формы и методы, как беседы с детьми, подготовка докладов и выступлений детей, мастер-классы, применение наглядности, изобразительная деятельность детей и др.

Проект был реализован при активном взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов детского сада, дошкольников и родителей воспитанников.

Осуществление данного проекта помогло детям узнать больше о своей родине, ее истории, культуре и традициях, способствовало лучшему пониманию своей страны.

Перспективы проекта. Считаем целесообразным распространение опыта реализации проекта «Золотое кольцо России» для знакомства детей с историей и культурой нашей страны, развития творческого потенциала дошкольников.

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. – 25 ноября.
  2. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). – М.: Перспектива, 2011. – 310 с.
  3. Алиева Р.Р. Педагогическое проектирование. – М.: Директ-Медиа, 2021. – 92 с.
  4. Андрианова Н.А. Россия для детей. – М.: Эксмо, 2021. – 192 с.
  5. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. – М.: Академия, 2020. – 288 с.
  6. Лукин Е.В. Золотое кольцо России. Легенды древних городов. – М.: Просвещение-Союз, 2023. – 208 с.
  7. Марцев П.А. Золотое кольцо. Энциклопедия-путеводитель для детей. – М.: Аванта, 2023. – 160 с.
  8. Новиков С.В. Родная история. – М.: ЭКСМО, 2021. – 160 с.
  9. Овчинникова Н.А. Золотое кольцо России. Большой путеводитель по городам и времени. – М.: АСТ, 2023. – 160 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год