Опытно-экспериментальная работа в детском саду |
Познание | |||
Автор: Подольская Ольга Алексеевна | |||
24.10.2023 19:30 | |||
Опытно-экспериментальная работа в детском саду Старший воспитатель Подольская Ольга Алексеевна МБДОУ №3 «Тополёк» ст. Фастовецкая Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС ДО педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности. Воспитанники именно старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах. Задачами опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном общеобразовательном учреждении являются:
Опыты, эксперименты можно классифицировать по разным принципам:
Демонстрационными называются наблюдения и эксперименты, при которых имеется только один объект, если он не может быть дан детям в руки (солнце, дерево, облако), либо объект, представляющий опасность. В остальных случаях проводятся фронтальные наблюдения, эксперименты, опыты. В организации и проведении опытов выделяются три этапа: 1 этап — Вводно-организационный, мотивационный-побудительный (проблемная ситуация, мотивация к деятельности)
2 этап — Основной (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность)
3 этап — Завершающий, рефлексивно-корригирующий (контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов)
Важно учитывать особенности детского экспериментирования:
Экспериментирование, проводимое с детьми дошкольного возраста, состоит в том, чтобы оно развивало познавательные интересы. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка будут опыты со следующими требованиями:
Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности выделим актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении: Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат. Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников. Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. Для того чтобы опытническая деятельность была более эффективна, целенаправленна к ее организации устанавливаются определенные требования:
В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования) и на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования). Во время экспериментальной деятельности организуется диалог с детьми с целью осмысления их действий и прогнозирования результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Что ты предполагаешь получить?». Также уточняется цели деятельности ребят, подведение их к планированию эксперимента: «Что мы будем делать и для чего?», «Что нам для этого потребуется?». В ходе экспериментирования побуждаем детей думать, рассуждать, анализировать, делать выводы и обобщения, использовать полученные знания и умения в других видах деятельности. Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений. Важная особенность детского экспериментирования состоит в том, что в нем имеют место две противоположные тенденции: преобразования раскрывают перед ребенком новые стороны и свойства объекта, а новые знания рождают новые вопросы. Наличие двух этих тенденций делает простейший эксперимент ведущим методом деятельностного познания ребенком явлений живой и неживой природы. В игровой форме дошкольник делает первые шаги по освоению экспериментального метода естественных наук, а главное, в нем развивается любознательность и вкус к познавательной деятельности.
|