Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опытно-экспериментальная работа в детском саду
Познание
Автор: Подольская Ольга Алексеевна   
24.10.2023 19:30

Опытно-экспериментальная работа в детском садуОпытно-экспериментальная работа в детском саду

Старший воспитатель Подольская Ольга Алексеевна МБДОУ №3 «Тополёк» ст. Фастовецкая

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС ДО педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии

особенностей и свойств объектов окружающей действительности.

Воспитанники именно старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.

Задачами опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном общеобразовательном учреждении являются:

  • развитие у детей представления о химических свойствах веществ (растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ при соединении (реакция) и их влияние на свойства других предметов);
  • развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды испарение, сила тяготения, трение, электричество, инерция);
  • развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня;
  • развитие элементарных математических представлений о мерке — как способе измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины;
  • развитие у детей умственных способностей (развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного анализа);
  • социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Опыты, эксперименты можно классифицировать по разным принципам:

  • по характеру объектов, используемых в эксперименте (с объектами живой и неживой природы);
  • по месту проведения опытов (в группе, на участке);
  • по количеству детей (индивидуальные, групповые, коллективные);
  • по причине проведения (случайные, запланированные);
  • по характеру включения в педагогический процесс (эпизодические, систематические);
  • по продолжительности (от5 до 15 минут, свыше 15 минут);
  • по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, цикличные;
  • по месту в цикле: первичные, повторные, итоговые;
  • по характеру мыслительных операций: (сравнительные, обобщающие).
  • по способу применения: демонстрационные, фронтальные.

Демонстрационными называются наблюдения и эксперименты, при которых имеется только один объект, если он не может быть дан детям в руки (солнце, дерево, облако), либо объект, представляющий опасность. В остальных случаях проводятся фронтальные наблюдения, эксперименты, опыты. В организации и проведении опытов выделяются три этапа:

1 этап — Вводно-организационный, мотивационный-побудительный (проблемная ситуация, мотивация к деятельности)

  • постановка проблемы.

2 этап — Основной (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность)

  • поиск пути решения проблемы;
  • проведения наблюдения.

3 этап — Завершающий, рефлексивно-корригирующий (контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов)

  • обсуждение итогов и формулировка вывода.

Важно учитывать особенности детского экспериментирования:

  • оно должно быть свободно от обязательности;
  • как в игре, не следует регламентировать продолжительность опыта;
  • не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана;
  • дети не могут работать, не разговаривая;
  • нужно учитывать индивидуальные особенности детей;
  • необходимо учитывать право ребенка на ошибку;
  • обязательное соблюдение правил техники безопасности;
  • анализ результатов и формулирование выводов.

Экспериментирование, проводимое с детьми дошкольного возраста, состоит в том, чтобы оно развивало познавательные интересы. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка будут опыты со следующими требованиями:

  • способность пробуждать интерес у детей;
  • обеспечение детям возможности проявить свои способности, знания;
  • предоставление самостоятельности в поиске решения проблемы, задачи;
  • доступность для ребенка источников новых знаний, умений, навыков;
  • получение заслуженных поощрений за успех.

Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности выделим актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении:

Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.

Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников. Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают

сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания:

ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы,

побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

Для того чтобы опытническая деятельность была более эффективна, целенаправленна к ее организации устанавливаются определенные требования:

  • на подбор содержания знаний;
  • уровень готовности детей;
  • учёт пространственной организации наблюдений;
  • создание предметно-развивающей среды;
  • соблюдение правил по технике безопасности; охрана жизни и здоровья детей;
  • соблюдение структуры организации опыта.

В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования) и на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования).

Во время экспериментальной деятельности организуется диалог с детьми с целью осмысления их действий и прогнозирования результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Что ты предполагаешь получить?». Также уточняется цели деятельности ребят, подведение их к планированию эксперимента: «Что мы будем делать и для чего?», «Что нам для этого потребуется?». В ходе экспериментирования побуждаем детей думать, рассуждать, анализировать, делать выводы и обобщения, использовать полученные знания и умения в других видах деятельности.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.

Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений.

Важная особенность детского экспериментирования состоит в том, что в нем имеют место две противоположные тенденции: преобразования раскрывают перед ребенком новые стороны и свойства объекта, а новые знания рождают новые вопросы. Наличие двух этих тенденций делает простейший эксперимент ведущим методом деятельностного познания ребенком явлений живой и неживой природы. В игровой форме дошкольник делает первые шаги по освоению экспериментального метода естественных наук, а главное, в нем развивается любознательность и вкус к познавательной деятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год