Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Круговорот воды в природе. Свойства воды.» (6-7 лет) |
Познание | |||
Автор: Мельникова Надежда Юрьевна | |||
19.10.2023 16:09 | |||
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Круговорот воды в природе. Свойства воды.» (6-7 лет) Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Программное содержание:
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Ребята, посмотрите, к нам в гости пришёл Незнайка. Он принёс с собой предмет. Он просит помочь ему узнать что это. У Незнайки и жителей Солнечного города возникла проблема. Они бы хотели узнать, откуда появляется вода и куда они исчезает. Ребята. Вы согласны помочь. (ответы детей). - Что же Незнайка принёс с собой? (Глобус) А что такое глобус? (Глобус — это модель Земли.) - А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют) - Правильно, дети, глобус — это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. - А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...) - Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе) -Ребята, а давайте я раскручу глобус. Какого цвета на глобусе больше и что обозначает этот цвет? (Синего цвета – это вода: моря, океаны, реки, озёра) - А что вы знаете о воде? Какая она? - Кому нужна вода? - Зачем вода нужна растениям? - А как они её получают? - Почему животные не могут жить без воды? - Ребята, а людям нужна вода? (Дети объясняют, делают выводы) Звучит запись журчания ручейка (Чтение стихотворения о ВОДЕ) Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить, Без неё нам не прожить! - Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение - А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней? - Правильно, пресная вода — это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют) - А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими. - А как вода поступает в реку? - Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей) - Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе. А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Ходят капельки по кругу» Для этого вам нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) Я – мама Тучка, а вы – мои детки капельки, вам пора отправляться в путь. (Музыка.) Вам надо выполнять те движения, которые я вам буду называть. Капелькам было весело около мамы-тучки. Они прыгали, кружились и танцевали. И решили капельки попутешествовать. И полетели капельки на землю… Прыгали, играли.. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас и нашего гостя в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.) - Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. И познакомим Незнайку со свойствами воды. Он всё запомнит и расскажет своим друзьям в Солнечном городе. - Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) - Приступим к нашему исследованию. Опыт 1. Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску) Опыт 2. Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой. Добавим краски разного цвета. Что произошло с водой? Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с цветной водой. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через стакан с цветной водой – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску) Опыт 3. Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание. Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей) Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску. Ребята, какие вы молодцы, как хорошо вы справились с опытами. Незнайка очень рад, что вы ему всё объяснили, но он боится, что он забудет. Давайте мы с вами ему нарисуем круговорот воды в природе и схемы наших с вами опытов. А он всё с собой возьмёт в Солнечный город и всем расскажет о том, что он сегодня узнал.
|