Коллекционирование в детском саду |
Познание | |||
Автор: Тарасова Юлия Александровна | |||
25.09.2023 08:48 | |||
Коллекционирование в детском саду Из опыта работы Тарасовой Ю.А., воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 49 комбинированного вида» г. Великий Новгород В любом возрасте дети очень любознательны и любопытны, они задают взрослым очень много вопросов, особенно о тех вещах, которые им еще неизвестны и для них необычны. Чем старше становится ребенок, тем больше возрастает потребность в новой информации и новых впечатлениях. Однако без помощи взрослого на данном этапе развития не обойтись. Существует множество различных направлений изучения познавательных интересов и познавательной активности у детей дошкольного возраста. Мы поговорим об одном из них – это коллекционирование.
Коллекционирование — это деятельность, в основе которой лежит осознанный сбор экспонатов, как правило, однородных объектов, имеющих определенную ценность. В настоящее время, к сожалению, наблюдается низкий интерес к собиранию коллекций. Взрослые не побуждают детей что-либо коллекционировать и не осознают значимость данного вида детской деятельности. В свою очередь, коллекционирование играет важную роль в развитии детей в дошкольном возрасте. Эта увлекательная занятость помогает малышам узнавать о мире вокруг себя, развивать навыки общения, логики и творчества, способствует расширению кругозора детей. Собирать можно различные предметы: это наклейки, игрушки, фантики, календари, открытки, ракушки, камешки. В процессе поиска нового предмета в свою коллекцию ребенок узнаёт много нового в разных сферах окружающего мира: животных, транспорте, природе, играх и многом другом. Он общается о своих коллекциях с другими детьми, рассказывает о них, обменивается предметами и узнает что — то новое от собеседника. Такое взаимодействие благоприятно влияет на навыки общения: желание общаться, умение слушать и поддерживать беседу. Мои воспитанники — дети с 3-4 лет пока не могут собирать что-то осмысленно и систематически, и моя задача, как педагога помочь им, поддержать детский интерес, чтобы этот процесс смог перерасти в увлекательное и полезное занятие- коллекционирование. Тема коллекционирования началась с того, когда один из моих воспитанников принёс пакет разных по форме, размеру, цвету и фактуре пуговиц. Дети с удовольствием рассматривали, сравнивали, старались выложить из пуговиц предметы. На следующее утро появилась коллекция крышечек. Через месяц в нашей группе было несколько коллекций: машинки, крышки, пуговицы. Дети внимательно исследовали всё, что принес каждый ребенок, рассматривали, экспериментировали. Большое внимание я уделила и формированию у детей бережного отношения к коллекциям. Правила по обращению с коллекциями мы определили совместно с детьми. Предметы наших коллекций пополнили и разнообразили развивающую среду группы. Так, благодаря коллекции машинок, в группе появился городок с дорогами, знаками дорожного движения, светофорами и пешеходными переходами, и в процессе игры мы учились как правильно вести себя рядом с проезжей частью, как правильно переходить дорогу и что означают цвета светофора. Наша групповая коллекция из крышечек и пуговиц благодаря творчеству детей и их родителей превратилась во множество различных картин: дети выкладывали из них цветы, дома, человечков и даже море, в котором плавал огромный кит. Каждая картинка сопровождалась всплеском эмоций и переживаний за тот образ, который получился. Дети давали имена героям, придумывали небольшие рассказы. В результате таких занятий у детей развивается фантазия, умение видеть необычное в обыденных вещах и каждый ребенок может проявить свои способности. Когда наши коллекции набрали достаточное количество предметов, мы пригласили в свою группу воспитанников из других групп. Совместно с родителями оформили выставку, я помогла презентовать выставочные экспонаты. Получилось очень интересно и познавательно. Я считаю, что метод коллекционирования является доступным и интересным для дошкольников и останется в практике моей педагогической деятельности.
|