Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Комплексное занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Экскурсия по Мордовии»
Познание
Автор: Казакова Наталья Алексеевна   
21.09.2023 14:51

Комплексное занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Экскурсия по Мордовии»Комплексное занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Экскурсия по Мордовии»

Цель: углубить знания обучающихся о культуре Мордовии.

Задачи:

Образовательные:

  • углубить знания обучающихся о народном костюме, мордовской вышивке, украшениях, о творчестве художника Ф.В. Сычкова, скульптора С.Д. Эрзи.
  • познакомить с мастерством гончарного дела и резчиков по дереву, танцевальным и песенным мастерством мордовского народа, со стихами мордовских поэтов.
  • упражнять в назывании профессий, действий людей разных профессий

Развивающие:

  • развивать речь, память, внимание, мышление, познавательный интерес тактильные ощущения, тонкую моторику рук, интерес к выполнению заданий.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к родному краю, умение ценить труд и творчество людей труда и искусства, прививать желание трудиться на благо людей, формировать нравственные качества личности патриотизм.

Методические приёмы:

словесные: рассказ воспитателя, художественное слово, загадывание загадок.

игровые: сюрпризный момент (конверт с сертификатом «Экскурсионный тур по Мордовии», дидактические игры: «Собери урожай», «Доскажи предложение», игра ТРИЗ «Хорошо – плохо», обыгрывание мордовской народной игры «Раю-раю»

наглядные: салфетки и полотенца с мордовской вышивкой, народные костюмы с украшениями, деревянная и глиняная посуда, портреты писателей, художников и скульптора Мордовии, мнемотаблица.

Практические; работа с мнемотаблицей, аппликация.

ТСО: телевизор, видеоматериал.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, просмотр познавательных передач, загадывание загадок, рисование элементов национальных узоров, рассматривание картинок и иллюстраций.

Ход занятия:

(Звучит мордовская народная песня «Чуди лейнесь»)

Воспитатель вместе с детьми:

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»,

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг, здравствуй, друг!

Здравствуй, весь наш дружный круг!

Стук в дверь. Приносят конверт из турагентства с сертификатом на виртуальный экскурсионный тур по Мордовии.

Воспитатель: Дети, вы хотели бы отправится в виртуальное путешествие по Республике Мордовия?

Ответы детей

Воспитатель: Прежде чем мы отправимся, в это путешествие послушайте стихотворение о Мордовии.

Мордовия! Тебе хвала!

В веках ты видела немало

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала

Ты отражала в глади вод

И каждого героя, и город новый,

Что строил мордовский наш народ

Под первою стеной сосновой.

Воспитатель: Много написано мордовскими писателями различных рассказов, сказок, стихов.

На доске висит портрет Н. Эркая

Воспитатель: Дети, чей портрет мы видим на доске?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно. Это портрет выдающегося поэта Республики Мордовия Никулы Эркая. А кто хочет рассказать его стихи?

Дети рассказывают ранее изученные стихи поэта

1. Родимый край! Тобою я живу!

Я в каждом колосе, в былинке каждой.

Где б ни был я- с неутомимой жаждой

Родимый край, тобою я живу.

2. Какое счастье — нужным быть земле!

Стать рушником для рук твоих уставших,

Сиять веселой лампочкою в залах

Какое счастье — нужным быть земле!

Воспитатель: Действительно, великое счастье каждого человека – нужным быть земле! Дети, а знаете ли вы, чем занимаются и где работают жители Республики Мордовия?

Ответы детей

Воспитатель: Наша республика является сельскохозяйственной. На селе есть такая профессия – фермер. Кто же такой фермер? Фермер-это человек, который ведет хозяйство, снабжает людей овощами и фруктами, мясом и молоком. У фермера большое хозяйство: есть коровы, козы, овцы, свиньи, лошади, есть и домашняя птица. Фермеру нелегко управляться с большим количеством животных и птиц, но его труд нужен и важен.

Воспитатель: Есть ещё профессия — овощевод. Как вы думаете, чем занимается овощевод? (человек, который занимается выращиванием овощей).

Что нужно знать и уметь овощеводу? (как обрабатывать почву, поливать, ухаживать за посевами, убирать и хранить овощи)

Игра «Собери урожай»

Дети делятся на две команды и встают в две колонны. Напротив команд, на расстоянии 4-5 метров лежат в обручах овощи и фрукты. У каждой команды

корзинка, куда надо собрать «урожай». По команде, первые участники бегут к обручу, берут предмет, оббегают обруч и возвращаются обратно. Как только предыдущий игрок положил предмет в корзинку и дотронулся до плеча следующего игрока, тот игрок бежит к обручу и т. д. побеждает команда, которая быстрей всех «соберет урожай».

Воспитатель: Дети, а вы слышали о такой профессии, как пчеловод?

Что он делает? (пчеловод разводит пчел, ухаживает за ними, собирает мёд)

Правильно, ребята. А также пчеловоды получают пчелиный воск, маточное молочко, пчелиный яд, который используется в медицине.

Послушайте стихи про пчеловода

«Тетя Таня пчеловод,

Нам приносит вкусный мед,

Липовый, гречишный,

Чтоб не брать больничный»

Мёд – это особый полезный вкусный продукт, который получали с древних времён в Мордовии. И называлось это – бортничество -

древнейший промысел и первоначальная форма культурного пчеловодства – основано на содержании и разведении пчел в бортях, приспособленных для этой цели специально выдолбленных искусственных дуплах в растущих деревьях, таких как сосна, липа, дуб, осина.

Показ видеоматериала о занятиях древней мордвы

ТРИЗ игра «Хорошо – плохо».

Мёд – это хорошо – Почему?

Ответы детей (мёд полезный, вкусный, сладкий. Из него делают лакомства, используют для лечения болзней)

Мёд плохо – Почему?

Ответы детей. (от мёда может быть аллергия, он липкий, нельзя много есть)

Воспитатель: А каким должен быть пчеловод? (сильным, выносливым, умелым, смелым и здоровым и т.д.)

А где работает пчеловод? (на пасеке)

Как называются домики для пчёл? (ульи)

Что пчеловоду нужно для работы? (Специальная одежда и шляпа с защитной сеткой, так как пчелы могут ужалить человека)

Воспитатель:

А ещё есть профессия цветовод. Как вы думаете, чем он занимается? (ответы детей)

Это человек, который выращивает цветы, знает сорта цветов. В поселке Кадошкино цветоводы в современных теплицах круглый год выращивают розы и тюльпаны.

(Слайд с профессией Цветовод)

Физкультминутка «На лугу растут цветы»

- На лугу растут цветы небывалой красоты. (Потягивания руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (Потягивания руки вверх)

Ветер дует иногда, только это не беда. (Взмахи руками)

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки. (Наклоны)

А потом опять встают и по-прежнему цветут (В. Ковалько)

Воспитатель:

Богата и красива природа Мордовии. Вы и сами, наверное видели и красивые луга с цветущим разнотравьем, и леса в которых есть и грибы и ягоды, а еще в наших лесах водится много зверей и птиц. На территории республики большое количество озер и рек, в которых водится много рыбы.

(Просмотр слайдов «Природа Мордовии»)

Воспитатель: Так же как и по всей России в Мордовии любят красавицу белоствольную березку, а на мордовском языке она называется келуне.

Предлагаю вам вместе со мной спеть мордовскую народную песню «Луганяса-келуне»

Воспитатель: Спели песню мы отменно!

Сейчас поиграем непременно!

Д/и «Закончи предложение»:

Пшеница растёт на… (поле)

Цветы выращивает… (цветовод)

Рыбы водятся… (в реке, озере)

Молоко даёт … (корова, коза)

Лошади живут в … (конюшне)

Воспитатель.:

- Молодцы, ребята, справились с заданием!

Воспитатель: Так же как и природа, красив и талантлив в своих делах народ Мордовии. Много народных умельцев живет в нашей республике. Вот посмотрите какие красивые наличники и деревянные игрушки сделали мастера из села Подлесная Тавла Кочкуровского района.

(дети рассматривают выставку деревянных изделий)

Воспитатель: Всему миру известен скульптор – наш земляк С.Д. Эрзя. Свои скульптуры он создавал из дерева, которое называется кебрачо, из мрамора, цемента.

(Просмотр слайдов с изображением работ скульптора)

Воспитатель: А еще в мордовском селе Кочелаево Ковылкинского района родился, жил и писал свои картины талантливый художник Ф.В. Сычков. На картинах он изображал красоту мордовского народа, родное село, природу.

(Просмотр слайдов с изображением работ художника)

Воспитатель: В Мордовии живут настоящие самородки. Посмотрите, какие красивые вышивки и костюмы могут делать мордовские мастерицы. Мордовская вышивка отличается от других своим неповторимым орнаментом. Мастерицы — мордовочки украшают свои костюмы вышивкой бисером, монетами, бусами.

(Дети рассматривают выставку национальных костюмов, салфеток, рушников вышитых мордовским узором)

Воспитатель: Дети, посмотрите, нас встречают сами мастерицы в своих костюмах. (Вышивальщицы демонстрируют костюмы. Исполняют мордовский танец)

Вышивальщица: Дети, я вам предлагаю поиграть в мордовскую игру «Раю-раю»

Игра «Раю-раю»

Для игры выбирают двух детей — ворота; остальные играющие — мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю, а последних оставляю.

Сама мать пройдет и детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова — пароль (например, один ребенок — щит, другой — стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Воспитатель: Сядем рядышком на лавку,

Вместе с вами посидим,

Загадаем вам загадки

Кто смышленей поглядим.

1. Кто приходит, кто уходит-

Все ее за ручку водят

(дверь, морд. кенкш)

2. Межи деревянные,

А поля стеклянные

(окно, морд. вальме)

3. Под крышей – четыре ножки,

А на крыше плошки да ложки.

(стол, морд. шера)

Воспитатель: Дети, мы сегодня с вами познакомились с бытом, культурой, природой Республики Мордовия. Хочу закончить нашу экскурсию пословицей «Землю красит солнце, а человека- труд» Каждый труд важен и нужен. А чтобы закрепить наши знания, я предлагаю нам сделать аппликацию.

На листах бумаги А3 заранее нарисовано мордовское подворье, мордовская изба, природа, зал мордовского музея изобразительных искусств. У детей на столах бумажные фигурки животных, птиц, овощей, различной утвари, картин, скульптур, костюмов, украшений. Дети вырезают и наклеивают картинки на панно.

Много мы сегодня узнали о Республике Мордовия, но для познания всего богатства культуры нашей малой родины нам потребуется еще много времени. И мы с вами постепенно будем узнавать много интересного о культуре Мордовии.

Рефлексия.

Вам было интересно, ребята? (ответы детей)

Если понравилось, всё было легко и понятно — покажите смайлик веселый, а если нет – грустный.

Дети оценивают свои достижения

Список использованной литературы:

  1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 2000. — 159 с.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
  3. Библиотечное краеведение Мордовии: [сборник статей] / Б595 М-во культуры, нац. политики, туризма и арх. дела РМ, Нац. б-ка им. А. С. Пушкина РМ; [сост. О. И. Чавкунькина; ред.: Т. В. Овсянникова, С. Б. Юфкина]. – Саранск, 2018. – Вып. 26. – 112 с
  4. Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии. Саранск: Мордов. кн. изд-во. 1967
  5. Саранск уездный. Конец XIX – начало XX века: Фотоальбом. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год