Проект «Мой Дагестан» |
Познание | |||
Автор: Исахмедова Сайганат Абдулхаликовна | |||
16.09.2023 20:13 | |||
Проект «Мой Дагестан» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 комбинированного вида» Утверждаю Заведующий МБДОУ «Детский сад № 60» Абакарова Л.Х. Автор и составитель воспитатель: Исахмедова С.А Махачкала 2021 Содержание:
Актуальность проекта:
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило к проведению краеведческой работы. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал» И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона «Об образовании» РФ и ФГОС ДО произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Проживая в республике Дагестан, городе Махачкала, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории республики, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил республику, город, начнут проявлять интерес к событиям жизниреспублики, своего города и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. Воспитание любви и уважения к родной стране, республике, городу является важнейшей составляющей гражданско-патриотического воспитания. Цель проекта: Воспитание гражданина и патриота своей республики, страны, формирование духовно-нравственных ценностей. Задачи проекта:
Подготовительный этап. Задачи подготовительного этапа:
На подготовительном этапе — донести до сведения родителей важность и значимость данной темы. Совместно с родителями создать предметно- развивающую среду в группе. Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников. Срок реализации — краткосрочный Ожидаемые результаты:
Провести работу по 5 образовательным областям в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Основной этап. Реализация проекта в интеграции всех образовательных областях Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Экскурсии по достопремечательствам города экспонаты краеведческого музея, Музея боевой славы в городе Махачкале. Беседы о родном городе, столице Дагестана и других городах (гербе, достопримечательностях (Сары-кум, Каспийское море, музеи, памятники и т.п.); Знакомство с народными праздниками ( «Первый шаг малыша», «Праздник первой борозды», «Навруз-байрам», «Наречение именем и др.); Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Знакомство (закрепление) детей с работами балхарских, унцукульских, кубачинских, табасаранских умельцев; Декоративное рисование по мотивам декоративно-прикладного искусства Дагестана; Лепка из глины балхарской игрушки, кувшинов; Лепка «Животные и птицы родного края» Аппликация «табасаранские ковры»; Музыкальные занятия (песни и танцы народов Дагестана). Оформление музыкального уголка в дагестанских традициях Образовательная область «Познавательное развитие» 1. Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Махачкала – столица республики Дагестан»,
2. Оформление альбомов: “Достопримечательности моего города”, “Красная книга родного края”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы родного края» 3. Оформление дидактических игр по краеведению: “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я — фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной» 4. Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями) 5. Образовательная область «Физическое развитие» 2. Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах: (обыгрывание тем: «труд рыбаков на Каспии», «труд виноградарей», «труд чабана», «труд ковровщицы», «труд златокузнецов», «труд балхарских умельцев» и др.). Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства. 4. Работа с родителями:
3 этап – заключительный Презентация проекта:
Заключение Работа по подготовке к сюжетно-ролевой игре должна быть целенаправленной и включать большую работу по обогащению знаний детей и положительных впечатлений о родном крае. Если дети вместе с воспитателем будут обыгрывать такие темы, как «Дагестанская ярмарка», «Поездка к тете Патимат на море», «Балхарские (унцукульские, кубачинские) умельцы», «Путешествия по городам Дагестана» и др., то сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Дагестану» может стать содержательной и интересной. Использованная литература 1. Гусарова Л.Ф. Проектная деятельность в детском саду (Махачкала 2013г.) 3. Байрамбеков М.М. Система работы по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Дагестана (Махачкала 1994г.) 4. Кондратова В.В. Дети гор (программа. Махачкала 2002г.) 6. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана (Махачкала 1992г.) 7. Магомедов Р.М. Обычаи и традиции народов Дагестана (Махачкала 1992г.) Приложение Праздник «Я люблю свой край родной» Цель: с традициями, обычаями и обрядами Дагестана, с жанрами устного народного творчества (песни, считалки, заклинки, игры, танцы). Ход мероприятия 1. ведущая: Неповторимыми и своеобразными являются и традиции горцев. Но общим и основным для всех является, то что горцы во все времена славились искренней любовью к друзьям и жгучей ненавистью к врагам. Другой важной чертой складывания адатов и традиции является тесная связь с соседями: кумыкскими шамхалами, аварскими ханами, свободолюбивыми чеченцами и мн. др. Песня «Приезжайте в Дагестан» (муз. И слова К.Касимова). Приезжайте в Дагестан и зимой. Приезжайте в Дагестан, дружною гурьбой Припев: Приезжайте в Дагестан, к нам из разных стран. Примем всей душой, Всем салам большой. Мы под солнцем и луной, жит желаем дружно И отлично послужит, родине нам нужно. Припев. Дагестан- одна семья, братьев и сестер, Всю огромную страну, видно с наших гор. 2 ведущая: Наша малая Родина – Дагестан! В переводе «страна го». Удивительно богат наш край своими великими горами, цветущими садами и чистыми ручьями. Дагестан – многонациональная страна, с сложившимися веками традициями и обычаями. 1 ведущая: Несмотря на различие языков, обычаев и традиций, народ Дагестана всегда был очень дружным. Девочки исполняют «Чеченский танец» 2 ведущая: У каждой национальности свои традиции, обычаи и свой характер. Давайте познакомимся с их жизнью. 1 ведущая: Народная мудрость гласит: «Еда-основа жизни». Всегда на земле сначала существования людей еда оставалась и остается на первом месте. Из уст в уста передавались и дошли до нас пословицы о труде и еде. «Труд и терпение превращаются в золото»; «Если две головы согласны, а четыре руки работают, дом разбогатеет»; «Не потеть спине -не теплеть брюху»; «Кто весной не сеет, тот осенью не жнет». Сценка «На кукурузном поле» Семья: отец, мать и их маленький сын в люльке находятся на кукурузном поле во время прополки. Мать (восхищенно): Ой, посмотрите, как выросла кукуруза! Какие крупные початки! Машааллах, машаалах. Имам иди обедать, я тебе принесла лепешку из кукурузы и молоко. Отец (вытирает пот с лица, подходит к люльке с сыном и поет колыбельную): Будешь ты, сынок, расти, чтобы все уметь, Чтоб у волка из зубов мясо мог отнять. Будешь ты, сынок, расти, чтобы ловким быть, Чтоб у барса из когтей птицу утащить. Слушать речи стариков и друзей иметь Будешь ты, сынок расти, богатеть умом, Тесной станет колыбель, ты взмахнешь крылом. После еды, отдохнувшие отец с матерью танцуют, а затем продолжают прополку. 1 ведущая: А теперь отправимся на равнину к кумыкам на праздник «Навруз байрам» (Наступление весны). Дети в нарядной национальной одежде обходят дворы с пожеланиями наступления весны: Весна молодая хозяйка, С плеча уроню я платок- И вот запестрела лужайка, И шмель опрокинул цветок. Бегите из дома взгляните- Прекрасна весною земля! (Навруз байрам къутлуболсун») А хозяева одаривают детей сладостями, яйцами, мукой. Проводится игра «Прыжки через костер». 2 ведущая: Как оценивается ловкость, мастерство и рукоделие женскихрку? По качеству и красоте ковров сотканных прекрасными девушками Табасаранского района. Этот район прославился ковроделием не только в Дагестане, но и за рубежом. Даже американский посол постелил себе дербентские ковры. 1 ребенок: Где узоры для ковра, ты нашла, сестра, скажи? На лугу полно цветов, погляжу- узор готов. Тур промчался по горе, след остался на ковре. 2 ребенок: «Таки – таки – таки — ток» — это маленький станок. З станком сидит Назлы, вяжет девочка узля. 3 ребенок: «Таки – таки – таки — ток» — весело станок поет. Вяжет девочка узлы- будет коврик у Назлы. 1 ведущая: А сейчас отправимся в высокогорный даргинский аул Кубачи. «Тайну кубачинского искусства Не ищите в нитках серебра, Носят тайну этого искусства В сердце кубачинцы- мастера». 1 ребенок: Чтоб дальше жить могло стихотворные, Учусь друзья, то весел, то суров, Иметь я кубачинские терпенье, Взыскательность аульских мастеров. 2 ребенок: Кто думает, работ наша- мед, Пусть в Кубачи хоть на денек придет. 3 ребенок: Узнаешь ты по голосу певца, А по узору — златокузнеца. 2 ведущая: Перед вами прекрасные кувшины, сделанные искусными мастерами из Балхара. 1 ребенок: Самые красивые кувшины Делаются из обычной глины. Так же как прекрасный стих, Создают из слов простых. 2 ребенок: Балхарские девушки лепят кувшины, Украсив узором затейливым им И желтая глина и белая глина Мелькают в проворных руках золотых. 3 ребенок: Балхарец — гончар за работу спокоен, Сделан кувшин не простой, В ауле такой наполняться достоин, Лишь родниковой водой. 1 ведущая: Есть в Дагестане прекрасное село в котором живут лакцы. Название ему «Цовкра». Лакцы говорят: «В каждом орехе сидят внутри шуты из Цовкры». Жители этого аула выбрали для себя совсем необычное занятие-ремесло. С детства все здесь- акробаты, канатоходцы. Теперь это для них и спорт, и искусство, и любимое занятие на досуге. Звучит старинная лакская музыка. Мальчики ходят по канату. В это время выходит 2Думай» — шут, который по старинному обычаю разбрасывает из своей сумки отруби или зерно, пляшет, кувыркается. 2 ведущая: Объявляется игра «Скачки». Чей конь пробежит быстрее. Победившему коню на шею завязывают гормендо (старинный платок). Затем победитель-всадник получает в подарок барана и танцует вместе с девушкой. Посиделки у очага. Мальчики и девочки сидят в кругу (коллективное трудовое воспитание). Подготовка кукурузных зерен к посеву. В середине на скатерти разложены Национальные блюда. Мальчики и девочки соревнуются в острословии. О мальчике: Лоб, как бумага, белый, брови чернильно-черны, Глаза, как ногайский жемчуг, Щеки, как яблоки в саду Ахмеда, Губы медовые, сладкие, Подбородок -спелая груша, На всех, десяти пальцах Ногти, будто монеты серебра. (Кубачи) О девочке: Как будто из разных цветов, созданная, Как будто из красивых трав, сплетенная. О мальчике: Красивоокий медвежонок. Шкатулка, хранящая золото. Грузинский белый виноград. Серебряное излучение- Маленький мой огонек. (Аварская) 1 ведущая: В конце хотелось бы сказать: Хвала и величие тебе большой народ. Маленького Дагестана! Хвала Родине творцов, поэтов, писателей и великих героев! Да здравствует великая дружба людей, многонационального Дагестана! Песня в исполнении педагога. «Мой Дагестан» У каждого на этом свете есть райский свой уголок, Всевышний доверил нам это, чтоб каждый все это сберег, Здесь горы, Каспийсое море, и зелень повсюду цветет, Вот город строят и села, красивый народ здесь живет. Припев Дагестан- древнейший край, Многокрасочный, как рай. Все народы здесь равны, Все друг другу мы нужны, Цену дружбы знаем мы, Эти узы так важны, Дагестан мой, Дагестан, Там и здесь моя родня. 2 ведущая: Спасибо всем присутствующими. Объявляется танец «Лезгинка» для всех!
|