Статья на тему: «Экспериментирование с живой и неживой природой как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» |
Познание | |||
Автор: Пивень Гульназ Ахатовна | |||
29.08.2023 08:59 | |||
Статья на тему: «Экспериментирование с живой и неживой природой как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Автор: Пивень Гульназ Ахатовна, воспитатель МБДОУ Усадский детский сад Умные дети Лаишевского муниципального района Республики Татарстан Для того чтобы процесс экспериментирования был более успешным и увлекательным для детей нужны инновационные педагогические технологии. Одной из таких технологий является парциальная модульная программа «STEM – образование» — модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой». Цель: развитие познавательной активности детей через включение в процесс экспериментирования.
Задачи, которые решает образовательный модуль:
С применением модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» совмещать науку и игру стало еще проще и интереснее. В нашем дошкольном учреждении для детей открыта STEM лаборатория, создана соответствующая предметно – пространственная развивающая среда. Используя в своих играх-опытах пробирки, пинцеты, весы, лупы дошкольники представляют себя настоящими учеными, открывателями, исследователями. Простые в создании, но зрелищные опыты с объектами неживой природы, стали маленьким открытием для детей. Дети узнают, что у объектов неживой природы есть много интересных свойств: о чудесных свойствах молекул воды, с помощью которых можно обхитрить силы гравитации и заставить воду течь в другом направлении, как на самом деле растения «пьют» воду, что вода и воздух не имеют запаха, формы и цвета, что песок- это мелкие частицы, что в почве есть вода и воздух — а, значит, там есть жизнь, что глина, соединяясь с водой образует вязкое тесто. Практические опыты и занятия помогают познакомить детей с удивительным миром микробов и вооружить знаниями о гигиене. Юные исследователи отвечают на сложные вопросы: кто же такие микробы, передаются ли микробы от немытых рук и как это проверить, как работает мыло, бывают ли микробы полезными, где больше всего обитает микробов. Дети чувствуют себя настоящими микробиологами и учатся защищаться от микробов и вирусов. Яркие опыты со статическим электричеством знакомят детей с секретами тайного мира частиц: из чего состоят предметы, что такое заряд, почему возникает молния, как электризуются волосы, что заставляет предметы притягиваться, в чем секреты магнита и батарейки. Не менее интересное направление – опыты с живой природой. Опыты с растениями отвечают на самые волнующие вопросы: почему трава зеленая, дышат ли растения, как они помогают дышать нам, точно ли выделяют кислород; из чего состоит почва и какая подходит для растений. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Осознают причинно-следственные связи. Заключительным этапом проведения опытов является формирование выводов на основе полученных результатов, к самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель, а все происходящие изменения в ходе наблюдений фиксируется в дневнике наблюдений. Образовательный модуль помогает детям открывать для себя и познавать окружающий мир через игру и экспериментирование, с объектами природы. Модуль позволяет наполнить образовательный процесс интересной, опытно исследовательской деятельностью.
|