Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей «Экспериментируйте дома с детьми»
Познание
Автор: Полищук Елена Георгиевна   
04.08.2023 08:53

Консультация для родителей «Экспериментируйте дома с детьми»Консультация для родителей «Экспериментируйте дома с детьми»

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями.

Любой ребенок по своей природе — исследователь, а экспериментирование — один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника. Каждое наблюдение, каждый опыт так или иначе связываются с повседневной жизнью, благодаря чему дети могут продолжить исследования в своем ближайшем окружении.

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки — вымыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

 

Скачать конспект

Дети с удовольствием проводят опыты под руководством взрослого. Однако очень важно создать условия для проявления инициативы ребенка и предоставить ему возможности для самостоятельных исследований.

Развитию самостоятельной исследовательской деятельности способствует создание небольших лабораторий. Дома можно выделить для этой цели уголок на кухне или в детской комнате. В теплый период родители могут выделить место для такой лаборатории на даче. Лабораторию можно огородить или отметить каким-либо специальным знаком. Лучше всего расположить ее вблизи водоема. Хорошо, если по соседству с ней располагается огород, компостная куча, крупные валуны, кормушки.

Исследования в домашней лаборатории имеют свою специфику. Они могут быть тесно связаны с тем, что происходит, например, на кухне во время приготовления пищи.

Если взрослые готовят кашу или овощной суп, часть крупы и овощей может стать прекрасным материалом для исследований. Бросая сахар в чай или соль в суп, предложите ребенку выяснить, растворяются ли эти вещества в воде. Если в рецепте указано, что для приготовления блюда нужна вода определенной температуры, попросите сына или дочь измерить воду с помощью термометра. Одним словом, работа домашней лаборатории полностью зависит от вашей фантазии и интересов ребенка.

Как проводить исследования с детьми

  1. Не игнорируйте вопросы ребенка даже тогда, когда у вас нет времени на ответы. Если не можете ответить сразу, сделайте это позже, когда будет возможность. Наберитесь терпения и поощряйте вопросы ребенка, его желание понять окружающий мир.
  2. Как можно чаще задавайте ребенку вопросы: «А как ты думаешь?», «Что будет, если...?», «Почему ты так считаешь?», «Как ты думаешь, что произошло?»
  3. Обсуждайте с ним самые обычные вещи, побуждайте его задумываться об увиденном: «Смотри, сегодня начал таять снег. Как ты думаешь, почему?», «Что будет, если мы смешаем желтую и зеленую краски?», «Для чего мы поливаем растения?», «Почему увяли цветы в букете?» и т. п.
  4. Не бойтесь уронить свой авторитет, объясняя ребенку, что не знаете ответа на его вопрос. Поищите ответы вместе с ребенком в энциклопедиях и другой литературе, проведите собственные исследования. Общайтесь с детьми на равных. Скажите им: «Давайте вместе поищем ответ. Мне самому это интересно».
  5. Предоставляйте ребенку возможность исследовать окружающий мир с помощью разных органов чувств, а не только зрения. Не всегда давайте ребенку готовые ответы. Предложите ему подумать самому, высказать свое предположение и проверить его на практике. Учите детей обобщать, делать выводы, искать взаимосвязи.
  6. Создайте специальные условия, в которых ребенок самостоятельно сможет проводить исследования, не заботясь о последствиях. Не ругайте его за пролитую воду или рассыпанный песок.
  7. Проанализируйте игрушки и игры вашего ребенка с точки зрения их использования для исследований. Сделайте вместе с ним простые приборы, берите на прогулки лупы, бинокли, компасы.
  8. Научите ребенка вести дневник наблюдений, делать зарисовки, фотографии. Обсуждайте с ним результаты работы, хвалите его. А не ругайте детей за испачканную или порванную в процессе исследований одежду. Выделите специальную одежду, в которой ребенок сможет проводить исследования на улице и дома. Нарядную одежду оставьте для особо торжественных случаев!
  9. Помните о необходимости соблюдения правил безопасности во время проведения исследований. Научите детей правильно обращаться с ножницами, иглами, ножом и т. п. Лучше, если они это сделают под вашим присмотром, чем самостоятельно. Разработайте вместе с ребенком правила проведения исследований, сделайте специальные таблички и повесьте их в лаборатории.
  10. Если ребенок в течение дня не успел завершить эксперимент, не убирайте оборудование и материалы, дайте ему возможность завершить исследование попозже.

Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

При проведении любого эксперимента ребенка нужно подвести к выполнению определенных правил:

  1. Прежде всего определить цель эксперимента: для чего мы проводим, что хотим узнать?
  2. Подбор необходимого материала.
  3. Обсудить этапы проведения эксперимента.
  4. Подвести итоги (описание ожидаемого результата).
  5. Объяснить доступными для ребенка словами: почему не получилось?

Представляем вам несколько опытов, помогающих разгадать секреты природы, которые не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.

Опыт «Можно ли носить воду в решете?»

Ход. Скажите ребёнку, что предстоит решить сложную задачу.

Приготовьте сито или дуршлаг, кусочки льда, миску с водой и пустую миску. Поставьте все это перед ребенком и попросите его наполнить водой вторую миску с помощью сита или дуршлага. (Воду из первой миски выливать запрещается.)

Вывод. Поскольку лед — это тоже вода, достаточно положить кусочки льда в сито, перенести их в пустую миску и подождать, пока они растают.

Связь с повседневной жизнью. В морях и океанах плавают огромные глыбы льда — айсберги. От них откалывают куски, которые перевозят туда, где нужна чистая пресная вода. Когда кусок айсберга попадает в нужное место, его раскалывают на более мелкие части и растапливают их. Получается чистая вода.

Опыт «Что внутри у мыльного пузыря?»

Ход. Приготовьте мыльный или другой специальный раствор для мыльных пузырей. Спросите, пускал ребёнок мыльные пузыри? Что находится у таких пузырей внутри? (Нередко дошкольники утверждают, что внутри мыльных пузырей находится мыло.) Почему они такие легкие, летающие? Что было бы, если бы внутри пузырей действительно оказалось мыло? Пусть ребёнок подует на мыльные пузыри. Что остается от мыльного пузыря, когда он лопается?

Вывод. Внутри мыльных пузырей находится воздух, поэтому они легко

поднимаются в воздух, летают и передвигаются, когда мы на них дуем. Когда мыльный пузырь лопается, воздух выходит наружу. Поскольку воздух невидим, нам кажется, что пузырь полностью исчезает.

Связь с повседневной жизнью. Организуйте игры с мыльными пузырями на прогулке.

Опыт «Почему камешек круглый?»

Ход. Пусть ребёнок закроет глаза и на ощупь выберет самый гладкий, самый круглый камешек, самый неровный. Внимательно рассмотрите самый круглый морской камень. Он называется галькой. Почему у него нет острых углов? А раньше они были? Можно взять несколько камешков в ладошки и потряси их. Чувствуется, как они стучат друг о друга. Округлые камешки — из моря.

Вывод. Вода двигает камни, ударяет друг о друга, трутся они и о песок. Острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым. Связь с повседневной жизнью. Округлые камешки можно найти на берегах рек и морей. Если невдалеке от вас есть водоем, поищите такие камешки и сделайте коллекцию.

Опыт «Извержение вулкана»

Ход. Приготовьте большую банку с холодной водой, маленькую бутылку, кусок веревки длиной около тридцати сантиметров и красную краску.

Возьмите банку с холодной водой и опустите в нее маленькую бутылку. Из веревки сделайте ручку: за один конец привяжите ее к горлышку

бутылки так, чтобы петелька крутилась. Второй конец прикрепите к петельке таким образом, чтобы во время проведения опыта петля свободно двигалась, вращалась. В

большую банку налейте холодной воды. Оставьте сверху свободное место для бутылки.

Наполните маленькую бутылочку до краев горячей водой и добавьте в нее красную краску. Возьмите бутылку за веревочную петлю и опустите в банку с холодной водой.

Произойдет «извержение вулкана», по его склонам потечет лава.

Вывод. Вулканы — это такие особые горы, из которых время от времени раскаленная каменная «каша», горячие обломки, пепел и газы выходят на поверхность.

Связь с повседневной жизнью. Рассмотрите фотографии вулканов в энциклопедиях, посмотрите видеофильм о вулканах, найдите их на карте, прочитайте о

них рассказы.

Опыт «Какие предметы притягивает магнит?»

Ход. Подготовьте две группы предметов: в первую войдут изделия из магнитного металла (из железа, стали), во вторую — неметаллические.

Прикрепите к магнитной доске разнообразные картинки. Почему они держатся? Снимите картинки и рассмотрите, как они сделаны. Почему

доска называется магнитной? А если мы попробуем прикрепить к доске обычные карточки, будут ли они держатся? Почему? Аналогично можно использовать

и магнитную настенную азбуку, различные игры с магнитами.

Вывод. Магнитные доска и азбука притягивают к себе железные, стальные предметы.

Связь с повседневной жизнью. Человек использует свойства магнита для того, чтобы создавать разные вещи, игрушки. С помощью магнитов он закрепляет железные,

стальные предметы.

Опыт «Графит — родственник угля»

Ход. Пусть ребёнок попробует нарисовать что-нибудь углем. (Заранее выясните, можно ли что-нибудь изобразить при помощи вашего

образца, так как не всяким углем удается рисовать.) Положите рядом простой карандаш и кусочек каменного угля. Что у них общего?

Стержень карандаша — графит — тоже дальний родственник угля, только это очень мягкий камешек. Настолько мягкий, что при рисовании мелкие-мелкие чешуйки, из

которых он состоит (как стопка бумаги из отдельных листов), как бы отслаиваются, остаются на бумаге. Из каменного угля делают краски, пластмассу.

Вывод. Каменным углем можно рисовать.

Связь с повседневной жизнью. Из графита делают стержни для карандашей и другие предметы.

Опыт «Влажный песок и влажная глина»

Ход. Потрогайте сухой песок. Аккуратно налейте немного воды в стаканчик с песком и снова потрогайте его. Каким он стал? Влажным,

мокрым. А куда исчезла вода? Можно сказать, что она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками. Попробуйте воткнуть палочку в мокрый песок.

В какой песок она легче входит — в сухой или мокрый? Затем налейте немного воды в стаканчик с глиной. Следите, как водичка впитывается: быстро или медленно? Она

впитывается медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.

Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем палочку-деревце во

влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вывод. Во влажную землю (глину) легче сажать растения.

Связь с повседневной жизнью. Когда человек сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю. Внимательно исследуйте участки детского

сада, на которых после дождя скапливается вода и подолгу стоят лужи. Где чаще появляются лужи — на песке или на глинистой почве?

Опыт «Кто живет в почве?»

Ход. Принесите с прогулки образцы почвы и рассмотрите их через лупу: есть ли в ней какие-нибудь живые существа? (Дождевые черви,

муравьи, пауки.) Зарисуйте всех, кого обнаружили. После проведения опытов нужно обязательно вернуть всех животных обратно на клумбу или газон.

Вывод. В почве есть свои жильцы.

Связь с повседневной жизнью. В почве обитает много живых существ. Она для них является домом. Поищите разных почвенных животных, земляные муравейники, кротовины, норки дождевых червей.

Опыт «Можно ли поймать солнечного зайчика?»

Ход. Спросите ребёнка, хочет ли он поймать солнечных зайчиков. Возможно, уже пробовал это сделать, пусть поделится опытом. Попробуйте поймать солнечного зайчика большим зеркалом. Пусть ребёнок сделает то же самое маленьким зеркальцем. Предложите подумать и высказать свои предположения о том, почему мы говорим «зайчик»?

Наверное, потому, что солнечный лучик, отраженный от зеркала или стекла, очень непоседлив, постоянно прыгает и убегает от нас, он все время куда-то спешит, как

настоящий зайчик.

Вывод. Солнечный зайчик появляется тогда, когда солнечный лучик отражается от зеркала.

Связь с повседневной жизнью. Понаблюдайте, как солнечные лучи отражаются в зеркалах, стеклах, поищите в помещениях солнечных зайчиков.

Опыт «Почему на бересте писали письма?»

Ход. С помощью острых предметов нацарапайте на бересте линии,

буквы, попробуйте нарисовать простые рисунки.

Вывод. Острые предметы оставляют след на коре березы.

Связь с повседневной жизнью. Во времена, когда не было бумаги, люди писали письма на бересте. Такие письма до сих пор хранятся в музеях.

Помните о том, что исследовательская деятельность развивает ребёнка.

Готовиться к школе можно не только сидя за столом, но и познавая окружающий мир.

Попробуйте сами посмотреть на мир другими глазами и задуматься над тем, что происходит вокруг вас. Может быть, вы тогда лучше поймете вашего ребенка.

Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый — умный, наблюдательный, умеющий

самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем что-нибудь интересное и необычное, который сумеет

удивляться и радоваться всему, что его окружает.

Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир — это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!

Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А Сухомлинского:

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда

что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Литература:

1. Нищева Н. В. «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры» – СПб: Детство-Пресс,

2015. – 240 с.

2. Рыжова Н.А. «Лаборатория в детском саду и дома» / Учебно-методический комплект: Методическое пособие и СО-диск. -М.: Линка-Пресс, 2009. — 176 е., ил.

3. Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» /– СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с. Материал подготовил воспитатель Полищук Елена Георгиевна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год