Педагогический проект в подготовительной группе ОНР «Летающие цветы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №411» городского округа Самара
Составила: Бурлина Людмила Андреевна
Тип проекта. Познавательно – творческий, среднесрочный
Цель: познакомить детей с разнообразием бабочек, выделив их отличительные и общие признаки, формировать у детей осознанное и бережное отношение к природе.
Актуальность проекта. Бабочки – одни из самых красивых живых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы, яркость окраски их крыльев поистине сказочная! А некоторые бабочки напоминают уже не цветы, а редкие драгоценности! Нежные, прелестные создания – бабочки – неизменно радуют наш глаз. Смотря на них, мы становимся ближе к природе, снимаем напряжение нашей стремительной, беспокойной жизни. Бабочки не только красивы, но они ещё и помогают растениям. Однажды, во время прогулки, ребята увидели очень красивую бабочку. Дети выразили радость и неподдельный интерес, начали активно рассуждать, ловить ее или просто понаблюдать со стороны. Как же поступить в данной ситуации? Мнения разделились. В ходе бурного обсуждения выяснилось, что представления детей об этом насекомом очень скудные. Таким образом, у них возникли следующие вопросы: «Бабочка – это насекомое?» «Как появляются бабочки?» «Для чего они нужны?». Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса был реализован проект «Удивительные бабочки» Участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о бабочке, ее строении, особенностях внешнего вида и поведения в природе. Сделать вывод, что бабочка – это насекомое. Узнать о пользе и вреде бабочек. Развить свои творческие способности.
Задачи проекта:
- познакомить детей с разными видами бабочек
- выяснить, что бабочки приносят пользу экосистеме (играют важную роль в опылении растений)
- развивать сенсорное восприятие
- поддерживать интерес и любознательность детей к природному миру и бережное отношение к нему
- помочь узнать о строении и поведении насекомых, их приспособление к тем или иным условиям существования, способах маскировки в природе
- закреплять навыки сотрудничества и сотворчества со сверстниками
- повысить компетентность родителей в воспитании детей, учить детей быть сердечными ко всему живому.
Гипотеза: В ходе реализации проекта организация обучающего процесса и разнообразие познавательных игр, бесед, наблюдений, рассматриваний в преподнесении познавательного материала, способствует у детей: развитию наглядно — образного мышления, памяти, речи, внимания, творческого воображения, вызывает интерес к познавательно – исследовательской деятельности, формирует основы экологической культуры у детей дошкольного возраста. Таким образом, внедрение в работу ДОУ данного познавательно – творческого проекта поможет сформировать у детей знания об окружающем мире и будет способствовать дальнейшему развитию полноценной, творческой, гармонично развитой личности.
Участники проекта: дети подготовительной группы, их родители, воспитатели.
Предполагаемый результат:
- знание некоторых видов бабочек
- развитие эстетического восприятия, воображения, памяти, мелкой моторики рук
- развитие экологической культуры
- формирование речевых навыков, интеллектуального развития
- обогащение опыта родителей в воспитании детей
- представление об особенностях внешнего вида, способах передвижения, питания
- знание о вреде и пользе насекомых
Схема реализации проекта через разные виды деятельности.
1 этап – подготовительный
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы.
- Подбор и рассматривание иллюстрированного материала по теме «Бабочки».
- Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, наборов игрушек.
- Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
- Анкетирование родителей — выяснить, что родители читают детям дома о природе.
- Разучивание стихов и чтение произведений о бабочках.
- Оформление информационного уголка для родителей (консультации и рекомендаций по теме).
- Составление плана мероприятий.
- этап – основной
Образовательная область «Речевое развитие»
- Заучивание пословиц «Если говоришь, то держи слово – не будь бабочкой, порхающей с места на место», «Где цветы там и бабочки»
- Заучивание стихотворений А.Фета «Бабочка», Ю.Энтина «Бабочка – капустница» и др
- Конкурс чтецов
- Словесная игра «Один — много»
- Составление рассказа «Этапы развития бабочки» (по картинкам – схемам)
- Придумывание сказки про бабочек
- Игра – беседа «Если бы ты был бабочкой»
- Пальчиковая гимнастика «Бабочки»
- Чтение: индейская сказка «Сказка о первых бабочках», Т.Петлева «Как гусеница стала бабочкой», Г.Польняк «Как появились бабочки», «Легенды о бабочках».
- Упражнение «Бабочка, лети!» (дыхание)
- Речевые игры «Да – нет», «Что справа?», «Кто что делает?»
- Лексико –грамматические игры и упражнения: «Зверюшки – малютки», «Кого ты видел?»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Рисование (тычкование) — «Чудесные бабочки»; «Бабочки, которых я видел летом» (монотипия)
- Поделки из папье – маше «Украшение для цветов»
- Аппликация: «Бабочки на лугу» (коллективная с оригами), «Бабочка из сухих листьев»
- Лепка из соленого теста «Бабочка на цветке»
- Дорисуй половину
- Конструирование из природного материала «Бабочки»
- Коллаж «Летающие цветы»
- Изготовление поделок из бросового материала «Цветочная полянка»
- Конкурс рисунков «Мир бабочек»
- Прослушивание аудиозаписи Н.Римского – Корсакого «Полет шмеля», А.Чайковского «Вальс цветов», «На лугу»; А. Григ пьеса «Бабочка»
- Рисование на стекле с песком
Образовательная область «Физическое развитие»
- Подвижные игры: «День и ночь» (дневные и ночные бабочки), «Бабочки на лугу», «Сачок», «Бабочки подружки» (Найди пару), «Чья бабочка дальше улетит», «Щенята и бабочки»
- Игра эстафета «Художники», «Помоги бабочке добраться до цветка»
- Упражнения для развития пальцев рук «Бабочка»
- Физкультминутки для развития общей и мелкой моторики, речи детей «Бабочка»
- Игра «Найди свою бабочку»
- Игровой стретчинг «Бабочка»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Просмотр видео «Многообразие мира бабочек», «Как из некрасивой гусеницы рождается яркая и красивая летающая богиня»
- Дид. игры: «Собери бабочку», «Бабочки» ( «Найди половинку», «Найди спрятанных бабочек на картинке»), «Сравни насекомых», «Узнай бабочку по окраске»
- Игра «Сидела бабочка»
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Беседы: «Строение бабочки» «Разнообразие бабочек», «Как образовались названия некоторые названия бабочек?»
- Экспериментальная деятельность: «Что едят бабочки?», «Видят ли бабочки?»
- Графический диктант «Бабочка»
- Продолжи ряд (гусеница)
- Дидактическая игра «Собери бабочку» (по цвету), «Бабочки» (половинки)
- Игра «Бабочки» (найти похожих бабочек по цвету, форме)
- Игра «Какая бабочка лишняя?»
- Наблюдение за бабочками на цветочной клумбе
- Игра «Соедини точки и узнай, во что превратится гусеница»
- Познавательная игра – викторина «Загадки о бабочках»
- Опыт «Дрессированные бабочки»
Взаимодействие с родителями.
- Оформления мини – выставки «Разновидности бабочек».
- Изготовление мини – книг «Мир бабочек» (рисунки, фото, рассказы детей, стихи, загадки)
- Изготовление Красной книги о редких бабочках.
- Посещение с детьми галереи картин о природе.
- Консультация для родителей «Воспитание интереса и любознательности детей к природному миру и бережного отношения к нему».
3 этап – заключительный
- КВН «Этот разнообразный мир бабочек»
- Презентация результатов проектной деятельности
Литература.
- Алябьева Е.А. Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Ильина М.В. Развитие вербального воображения. – М.: Книголюб, 2005.
- 100 игрушек из бумаги. – СПб.: «Кристалл», 1998.
- Картушина М.Ю. Праздники для детей 6 – 7 лет. Сценарии для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Подготовительная группа детского сада. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий /Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: ТЦ Сфера, 2009
- Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация /Художники Е.А. Афоничева, В.Н. Куров. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
- МорозоваИ. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.
- Панаева Е.В. Поделки из папье – маше. – М.: ЗАО «Мир Книги Ритейл», 2011.
- Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей /Т. А. Шорыгина. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. – (Путешествие в мир природы и развитие речи).
|