Доклад-выступление из опыта работы ДОУ по опытно-экспериментальной деятельности |
Познание | |||
Автор: Егорова Инна Анатольевна | |||
26.07.2023 06:12 | |||
Доклад-выступление из опыта работы ДОУ по опытно-экспериментальной деятельности «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка» Поддъяков Н.Н. Опытно-экспериментальная деятельность всегда вызывала у детей особый интерес. Поэтому педагогу важно подобрать ее содержание, доступное пониманию ребят. Мы в детском саду №204 ведем работу с детьми по двум взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими тематическими блоками: В рамках направления «Неживая природа» знакомим детей Слайд 3,4, 5 с блоком «Вода» с ее свойствами (прозрачная, текучая, не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, вода-растворитель), что снег и лед — это тоже вода Слайд 6.с блоком «Воздух» при знакомстве с воздухом подводим детей к пониманию того, что воздух прозрачный, его можно ощущать, слышать
Слайд 7.далее идет знакомство с блоком “Земля” при знакомстве с почвой учим определять и сравнивать сухую и влажную почву, знакомим с особенностями почвы, ее значением в жизни растений и животных, опытным путем выясняем, что в почве есть воздух и вода, необходимые для жизни живых организмов. при знакомстве с песком дети подходят к пониманию того что он твердый, сыпучий, желтого или коричневого цвета, состоит из мелких частиц. Далее знакомим со свойствами мокрого песка. Формируем представления, что из него можно строить. Слайд 8.Не менее важно изучать мир камней и их свойства. При знакомстве с ними даем детям представление о том, как добывают камень, как он используются человеком, какими бывают камни, формируем представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, представление о твердости камня Слайд 10, 11. В рамках направления «Живая природа» знакомим детей с характерными особенностями сезонов, многообразием живых организмов, как они приспосабливаются к окружающей среде и др. Блок «Растительный мир». Знакомим детей с растениями, через такие опыты, как «Может ли растение дышать?», «Нужен ли корешкам воздух?», выявляем потребность растения в воздухе, дыхании, причину потребности растения в рыхлении, даем понять, как происходит процесс дыхания у растений, доказываем, что оно дышит всеми частями. Слайд 12. Однако наблюдения не ограничиваются территорией детского сада, а выходят за его рамки. Было принято решение создать свою Мобильную лабораторию, которая включает в себя необходимые средства юного исследователя: микроскоп, лупа, пинцеты, перчатки, мерные ложки, мензурки, сита, воронки разного размера и материала; резиновые и силиконовые груши разного размера; пипетки с закругленными концами, пластиковые шприцы без игл; расходные материалы и т.д. Содержимое лаборатории меняется в зависимости от сезона, от опыта или наблюдения, которое мы собираемся проводить. Занимательные опыты, эксперименты, проводимые с использованием пособия «Мобильная лаборатория» побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Также «Мобильная лаборатория» дает возможность организовывать исследовательскую деятельность детей как в специально оборудованном помещении, так и на улице: на игровой метеостанции, на экологической тропе, при проведении экскурсий, прогулок-походов. Есть тут так же диктофон, чтобы записывать звуки природы и фотоаппарат, чтобы запечатлеть объекты природы. Слайды 13, 14, 15 Наш детский сад особенно заинтересовал блок «Животный мир» При работе по ознакомлению дошкольников с животным миром знакомим детей с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни; наблюдаем за птицами, их повадками; обобщаем знания детей о диких животных (внешний вид, повадки, пища, жилище). Наблюдение за природой – формирует у детей знания о природе, бережное, отношение к ней. Слайд 16. Работа с родителями. В начале учебного года познакомила с выбранной темой. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории. Слайд 17. Родители с детьми увлеклись опытами в домашних условиях, что говорит о том, что ребенок хочет познавать, проводить опыты, а родители поддерживают воспитанников. Слайд 18. Работа с педагогами. С педагогами поделилась опытом работы по выбранной мною темой на педсовете, провела консультации. Слайд 19. В заключение хочется процитировать слова философа Ральфа У. Эмерсона «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
|