Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Растения на территории нашего детского сада»
Познание
Автор: Соколова Юлия Александровна Степанова Наталья Геннадьевна Смекалова Надежда Владимировна Постнова Ольга Анатольевна   
25.06.2023 21:39

Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Растения на территории нашего детского сада»Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Растения на территории нашего детского сада»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 83»

Разработали:

  • Степанова Наталья Геннадьевна — воспитатель
  • Постнова Ольга Анатольевна — воспитатель
  • Соколова Юлия Александровна — воспитатель
  • Смекалова Надежда Владимировна — воспитатель

Череповец 2023г.

Цель: формирование основ экологического сознания у детей на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и к окружающей среде в целом. Расширение и углубление знаний детей о растительном мире города Череповца.

 

Скачать конспект

Задачи:

  • объяснить важность проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней
  • уточнить и расширить представления детей о растениях: садовых цветах, деревьях, кустарниках, их разновидностях, особенностях произрастания
  • активизировать словарь детей по теме «Растения на участке нашего детского сада»
  • закреплять умения и навыки по посадке и уходу за растениями
  • вовлекать семьи воспитанников в процесс озеленения территории детского сада
  • воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование, демонстрационный и раздаточный материал:

Видеопроектор, видеопрезентация, костюм для персонажа, тематические картинки, жетоны для рефлексии, медали участников. Семена цветов, земля, вода, лейки, поддоны.

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулках с воспитателями и родителями, беседы, чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов по данной теме, работа с родителями (поделки, рисунки, буклеты).

Рассматривание иллюстраций растений, гербария, чтение книг о природе. Знакомство с «зеленой аптекой», виртуальные экскурсия в лес, парк, сквер.

Индивидуальная работа:

Работа по развитию речи с детьми ОВЗ – обогащение словаря, дидактические игры «Садовые цветы», «Деревья», «Проблемные ситуации».

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию «Растения на участке нашего детского сада».

Ход занятия:

Город над вольной широкой Шексной

Люб ты мне осенью, летом, весной

В зиму студеную, снежную мил

Мир красотою своею затмил!

Воспитатель: — Эти прекрасные строки написаны о нашем любимом городе Череповце.

Воспитатель: — Дети, мы с вами уже изучали историю возникновения нашего города, достопримечательности, предприятия города, путешествовали по улицам города, узнали, какие животные живут в Вологодской области. Со сменой времен года мы, конечно же, замечали изменения в окружающем мире: осенью земля покрывается ярким разноцветным ковром из листьев, зимой белым пушистым одеялом.

Воспитатель: — А что происходит с природой весной?

Дети: — Тает снег, появляются первые проталины, и появляются первые росточки цветов.

Воспитатель: А вы знаете, как они называются?

Дети: (нет). – А мы бы хотели узнать, как они называются.

Презентация

Слайд 1.Крокусы (приложение)

Воспитатель: — Дети, а ведь на территории нашего детского сада растет много растений. Назовите их.

Дети: — У нас есть деревья: березы, дубы, клены, сосны, ели, туи, ясени, рябины, черемуха. Кустарники: шиповник, сирень, акация, пузыреплодник, рябинник, калина Бульданеж, лапчатка, спирея.

Слайд 2. Деревья (приложение)

Слайд 3.Кустарники (приложение)

Дети: — И цветы у нас есть.

Воспитатель: — Ребята, правда, ведь каждый год мы с вами любуемся цветами на территории нашего детского сада. Стоит отметить, что без нашей с вами помощи такой красоты бы не было вокруг.

Слайд 4. Садовые многолетние и однолетние цветы (Приложение)

Стук в дверь, входит Шапокляк, в руках держит букет ромашек и отрывает листочки, которые падают на пол.

Шапокляк: — Навысаживали тут всякого мусора, не пройти, одни цветы кругом.

Воспитатель: — Здравствуйте!

Шапокляк: — Привет, привет, здрасте, здрасте!

Воспитатель: — Дети, что за безобразие, кто это к нам пришел?

Дети: — Это вредная Шапокляк!

Шапокляк: — Никакая я и не вредная, что это вы тут собрались?

Дети: — Мы юные защитники природы, и не позволим тебе губить растения. Мы знаем, какую пользу они приносят и как трудно их вырастить и ухаживать за ними.

Шапокляк: — И не верю я вам, все вы придумываете, не надо ухаживать, все растения сами просто так растут.

Дети: — Вот и не правда, ты ошибаешься. Присаживайся, мы тебе все не только расскажем, но и покажем.

Слайд 5. Цветники на территории детского сада (Приложение)

Воспитатель: — Не забывайте детский сад, второй наш дом, мы хозяева в нем.

- Давайте вспомним, какие растения мы с вами вырастили в прошлом году.

Дети: — Астры, бархатцы, циннии, настурцию, львиный зев, агератум, ноготки, сальвию, бегонию.

Воспитатель: — Как мы с вами это делаем?

Ребенок: — Семена мы посадили,

Все взрыхлили и полили,

А теперь дождаться надо,

Чтоб взошла наша рассада.

Дети: — Нам потребовались семена, земля, контейнеры, вода. И вот появились первые росточки.

Слайд 6.Подготовка и посадка семян цветов. Первые всходы (приложение)

Перед тем, как высадить на клумбу в течение 2-ух месяцев наши цветочки росли на подоконнике. Мы за ними ухаживали, поливали, рыхлили, удобряли почву. И они превратились в настоящие растения.

Физкультминутка

На окне в горшочках поднялись цветочки (дети сидят на корточках лицом в круг)

К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись (медленно встают, тянутся на носочках подняв руки вверх)

К солнышку листочки повернут цветочки, (разводят руки в стороны ладонями вверх, поворачиваются вправо – влево, руки на поясе)

Развернут бутоны, в солнышке утонут. (соединяют ладошки над головой, раскрывают ладошки-бутоны).

Слайд 7.Уход за рассадой (приложение)

Воспитатель: — Когда на улице стало тепло, и земля прогрелась, мы высадили нашу рассаду. Но стоит заметить, что мы высаживали однолетние цветы, но нас радуют своей красотой и многолетние цветы, которые в изобилии высажены в наши цветники: лилии, пионы, нарциссы, тюльпаны, крокусы, примулы, мускари, лилейники, рудбекия, эхинацея, астильба, хосты, и другие.

Воспитатель: — Каждой весной на территории детского сада, помимо цветов, мы высаживаем саженцы деревьев и кустарников, но к сожалению не все приживаются, виной тому не только природные условия, но в основном причиняют вред природе люди.

Слайд 8. Высаживаем саженцы деревьев (приложение)

Воспитатель: — За всеми растениями нужен уход. Весь весенне — летний период мы выполняем разные трудовые действия: то копаем, то рыхлим, то поливаем, то высаживаем, убираем сорняки, укрываем растения

Слайд 9. Уход за растениями на участке (приложение)

Дети: — Мы знаем, что растения – это сложный организм, которому требуется свет, тепло и вода, минеральные удобрения.

Воспитатель: — Вы правы, дети, но необходимо отметить, все, что полезно для растений должно быть в меру.

Воспитатель: — Дети, а какие растения любят тень?

Дети: — (хоста, астильба, ландыши, аквилегия, герань, бадан).

Воспитатель: — А какие растения любят солнечный свет?

Дети: — (тюльпаны, нарциссы, бархатцы, лилии, пионы, примула, ирисы, крокусы, ромашки, циннии).

Воспитатель: — На территории нашего детского сада высажено огромное количество декоративных растений, которые начинают расцветать, когда еще лежит снег или когда он только начинает падать. Чтобы территория оставалась красивой и цветущей во все сезоны, мы правильно подбираем растения. Любоваться красотой нашего участка позволяют по очереди сменяющие друг друга в цветении растения.

В 2021 году наш детский сад принимал участие в городском конкурсе «Цветущий город» и мы заняли 3 место, получили диплом победителя.

Слайд 10. Диплом победителя (приложение)

Шапокляк: — Ой, ребята, простите меня, я и не знала, что цветы выращивать так трудно, что надо столько работать. А может быть ну их, эти цветы и деревья? Пусть их совсем не будет, и трудиться не надо. Будем играть и шалить.

Воспитатель: — Дети, вы согласны с Шапокляк?

Дети: — Нет, мы не согласны.

Воспитатель: — А почему? Разве нужны растения на планете?

Дети: — Да, они нужны не только для красоты, но и для того, чтобы наш воздух был чистый.

Воспитатель: — В современном мире проблема экологии стоит очень остро, особенно в нашем городе Череповце. Наверное вы знаете, что у нас есть специальные организации, которые занимаются озеленением территории города, тем самым они улучшают экологическую обстановку в городе. Да и обычные жители города становятся активными участниками различных акций и конкурсов, способствующих увеличению скверов, аллей, рощ, цветочных клумб в нашем городе.

- Очень важно, что и мы вносим свой маленький вклад в общее дело по сохранению и обогащению растительного мира города Череповца. И природа благодарна нам, она радует нас красотой, делится своими богатствами. В жаркий или дождливый день мы можем спрятаться под кронами деревьев, а вкусные семена ясеня, рябины, сирени порадуют наших пернатых друзей зимой.

Воспитатель: — Дети, мы ведь вступили в прошлом году в общество «Юные защитники природы».

Шапокляк: — Я тоже хочу быть юным защитником природы, возьмите меня с собой.

Дети: — Мы изучили правила поведения в природе для взрослых и детей. Вот тебе наша книга, возьми и изучи ее.

Слайд 11. Книга правил в природе для взрослых и детей (приложение)

Шапокляк: — Хорошо, обязательно изучу, потому что я хочу жить в красивом и чистом городе.

Рефлексия:

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в мир растений на территории нашего детского сада. Ребята, интересно вам было, что вы узнали нового и полезного из нашей беседы? Вспомнили, какие первые цветы появляются на наших клумбах?

Дети: Да мы вспомнили, это крокусы. А еще мы узнали, о разновидностях садовых цветов, особенностях ухода за ними. Во время прогулки мы увидели как убирали старые деревья, значит на их места нужно посадить новые деревья. Иначе кислорода станет меньше, а птицам будет негде вить свои гнезда.

Воспитатель: — Ну что дети, мы с вами вспомнили, как ежегодно выращиваем рассаду, убедились, что это очень важно для природы. Вы согласны?

Дети: — Да.

Воспитатель: — Тогда у нас очень много дел, нам нужно готовиться к весеннему сезону. Пойдемте, посадим рассаду. А ты Шапокляк с нами?

Шапокляк: — Конечно, я тоже с вами, очень хочу научиться выращивать рассаду.

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста.

Ход:

Шапокляк: — Здравствуйте, не ждали? А, я изучила вашу книгу, теперь хочу проверить ваши знания! Готовы? Ха-ха-ха! А семян то у вас нет, я их надежно спрятала. Пусть у вас все зарастет сорняками.

-Да ладно не расстраивайтесь, помогу вам. Вам нужно собрать карту, на которой я отметила место, где находятся семена. Но, моя Крыска-Лариска погрызла ее и раскидала по разным углам.

Воспитатель: Ребята, мы же не можем оставить наш детский сад без красивых растений. Что будем делать?

Дети: Нам обязательно нужно найти семена. Давайте скорее искать карту!

Воспитатель: И, правда, ведь все жители нашего района с удовольствием, наблюдают, как расцветает наш детский сад! Нам нужно собрать кусочки карты, чтобы ее собрать.

Шапокляк: А, чтобы их получить, вы должны выполнить задания!

Станция «Загадочная»

В белом сарафане

Встала на поляне

Летели синицы,

Сели на косицы. (Береза)

Богатырского сложенья

Он раскидист и высок.

Желуди на нем растут.

Как его зовут?

(Дуб)

Ее всегда в лесу найдешь -

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем.

(Ель).

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы

(рябина

Шапокляк: -Какие вы находчивые, сообразительные, хитрые! Получайте кусочек карты!

Станция «Вопросы тетушки Совы»

  1. На какие группы можно разделить все растения?
  2. Какое дерево самое распространенное в Череповце?
  3. На какие виды можно разделить деревья?
  4. На каком дереве созревают желуди?
  5. На каком дереве белая кора?
  6. Какие виды цветов вы знаете?
  7. Из каких частей состоит растение?
  8. Как дышат растения?
  9. Есть ли у елки листья?
  10. Как размножаются цветковые растения?

Шапокляк: — Вы меня расстроили, все знаете! Опять вам карту придется отдавать. (Выдает кусочек карты)

Станция Физкультурная

Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)

К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)

Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)

Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево — вправо над головой)

Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)

Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)

Ветерок убегай! (грозят пальчиком)

Ты цветочки не сломай! (приседают)

Пусть они растут, растут,

Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)

Шапокляк: Какие вы ловкие, силы накопили, теперь и грядки копать можете! Получайте кусочек карты.

Станция «Ребусная»

Шапокляк: Опять вы справились! Вот вам ваш кусочек карты.

Станция «Речевая»

«Закончи предложение»

Шапокляк: — Я начинаю предложение, а вы заканчиваете. Обязательно использовать слова: «для того чтобы»

- Растения необходимо поливать…

-Растениям нужен солнечный свет…

- Землю у растений нужно рыхлить…

-Растения нужны человеку…

«Назови ласково»

Шапокляк: -Я вам называю слово, а вы называете ласково.

Листок- листочек, стебель-стебелек, корень-корешок, земля-землица, цветок-цветочек, лейка-леечка, ветка-веточка.

Шапокляк: Какие вы находчивые, придется вам отдать кусочек карты.

Станция «Безопасность в природе»

Шапокляк: Вот вам последний кусочек карты! Теперь вы можете собрать всю карту.

Дети собирают карту из кусочков и находят место, где спрятаны семена.

Используемые ресурсы:

Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: Илекса, 2000.

Дзюба П.П. Практическая копилка воспитателя детского сада. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Зверев А.Т. Экологические игры. Изд. 2-е. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2001.

Куришкина Л.А. Экологический букварь. – Смоленск: СОИИУ, 1994.

Прохорова О.А. Познавательный проект «Знакомимся с Красной книгой». — Справочник старшего воспитателя, № 10 — 2013.

Тихонов А.В. Красная книга России. Животные и растения. — Москва: Росмэн-пресс, 2002.

Л.М. Молодова Игровые экологические занятия с детьми

Л.И. Грехова Эколого- природоведческие игры и развлечения с детьми.

Л.М. Маневцовой Мир природы и ребенок – Санкт -Петербург 1998г

Приложение

Слайд 1. Первые весенние цветы на клумбе «Крокусы»

Слайд 2. Деревья

Слайд 3 Кустарники

Слайд 4 Садовые цветы

Слайд 5. Цветники на территории детского сада

Слайд 6.Подготовка и посадка семян цветов. Первые всходы.

Слайд 7.Уход за рассадой.

Слайд 8.Высаживаем саженцы деревьев

Слайд 9. Уход за растениями на участке

Слайд 10. Диплом победителя.

Слайд 11. Книга правил в природе для взрослых и детей.

Шапокляк в гостях у детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год