Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Растения на территории нашего детского сада» |
Познание | |||
Автор: Соколова Юлия Александровна Степанова Наталья Геннадьевна Смекалова Надежда Владимировна Постнова Ольга Анатольевна | |||
25.06.2023 21:39 | |||
Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Растения на территории нашего детского сада» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 83» Разработали:
Череповец 2023г. Цель: формирование основ экологического сознания у детей на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и к окружающей среде в целом. Расширение и углубление знаний детей о растительном мире города Череповца.
Задачи:
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Оборудование, демонстрационный и раздаточный материал: Видеопроектор, видеопрезентация, костюм для персонажа, тематические картинки, жетоны для рефлексии, медали участников. Семена цветов, земля, вода, лейки, поддоны. Предварительная работа: Наблюдения на прогулках с воспитателями и родителями, беседы, чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов по данной теме, работа с родителями (поделки, рисунки, буклеты). Рассматривание иллюстраций растений, гербария, чтение книг о природе. Знакомство с «зеленой аптекой», виртуальные экскурсия в лес, парк, сквер. Индивидуальная работа: Работа по развитию речи с детьми ОВЗ – обогащение словаря, дидактические игры «Садовые цветы», «Деревья», «Проблемные ситуации». Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию «Растения на участке нашего детского сада». Ход занятия: Город над вольной широкой Шексной Люб ты мне осенью, летом, весной В зиму студеную, снежную мил Мир красотою своею затмил! Воспитатель: — Эти прекрасные строки написаны о нашем любимом городе Череповце. Воспитатель: — Дети, мы с вами уже изучали историю возникновения нашего города, достопримечательности, предприятия города, путешествовали по улицам города, узнали, какие животные живут в Вологодской области. Со сменой времен года мы, конечно же, замечали изменения в окружающем мире: осенью земля покрывается ярким разноцветным ковром из листьев, зимой белым пушистым одеялом. Воспитатель: — А что происходит с природой весной? Дети: — Тает снег, появляются первые проталины, и появляются первые росточки цветов. Воспитатель: А вы знаете, как они называются? Дети: (нет). – А мы бы хотели узнать, как они называются. Презентация Слайд 1.Крокусы (приложение) Воспитатель: — Дети, а ведь на территории нашего детского сада растет много растений. Назовите их. Дети: — У нас есть деревья: березы, дубы, клены, сосны, ели, туи, ясени, рябины, черемуха. Кустарники: шиповник, сирень, акация, пузыреплодник, рябинник, калина Бульданеж, лапчатка, спирея. Слайд 2. Деревья (приложение) Слайд 3.Кустарники (приложение) Дети: — И цветы у нас есть. Воспитатель: — Ребята, правда, ведь каждый год мы с вами любуемся цветами на территории нашего детского сада. Стоит отметить, что без нашей с вами помощи такой красоты бы не было вокруг. Слайд 4. Садовые многолетние и однолетние цветы (Приложение) Стук в дверь, входит Шапокляк, в руках держит букет ромашек и отрывает листочки, которые падают на пол. Шапокляк: — Навысаживали тут всякого мусора, не пройти, одни цветы кругом. Воспитатель: — Здравствуйте! Шапокляк: — Привет, привет, здрасте, здрасте! Воспитатель: — Дети, что за безобразие, кто это к нам пришел? Дети: — Это вредная Шапокляк! Шапокляк: — Никакая я и не вредная, что это вы тут собрались? Дети: — Мы юные защитники природы, и не позволим тебе губить растения. Мы знаем, какую пользу они приносят и как трудно их вырастить и ухаживать за ними. Шапокляк: — И не верю я вам, все вы придумываете, не надо ухаживать, все растения сами просто так растут. Дети: — Вот и не правда, ты ошибаешься. Присаживайся, мы тебе все не только расскажем, но и покажем. Слайд 5. Цветники на территории детского сада (Приложение) Воспитатель: — Не забывайте детский сад, второй наш дом, мы хозяева в нем. - Давайте вспомним, какие растения мы с вами вырастили в прошлом году. Дети: — Астры, бархатцы, циннии, настурцию, львиный зев, агератум, ноготки, сальвию, бегонию. Воспитатель: — Как мы с вами это делаем? Ребенок: — Семена мы посадили, Все взрыхлили и полили, А теперь дождаться надо, Чтоб взошла наша рассада. Дети: — Нам потребовались семена, земля, контейнеры, вода. И вот появились первые росточки. Слайд 6.Подготовка и посадка семян цветов. Первые всходы (приложение) Перед тем, как высадить на клумбу в течение 2-ух месяцев наши цветочки росли на подоконнике. Мы за ними ухаживали, поливали, рыхлили, удобряли почву. И они превратились в настоящие растения. Физкультминутка На окне в горшочках поднялись цветочки (дети сидят на корточках лицом в круг) К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись (медленно встают, тянутся на носочках подняв руки вверх) К солнышку листочки повернут цветочки, (разводят руки в стороны ладонями вверх, поворачиваются вправо – влево, руки на поясе) Развернут бутоны, в солнышке утонут. (соединяют ладошки над головой, раскрывают ладошки-бутоны). Слайд 7.Уход за рассадой (приложение) Воспитатель: — Когда на улице стало тепло, и земля прогрелась, мы высадили нашу рассаду. Но стоит заметить, что мы высаживали однолетние цветы, но нас радуют своей красотой и многолетние цветы, которые в изобилии высажены в наши цветники: лилии, пионы, нарциссы, тюльпаны, крокусы, примулы, мускари, лилейники, рудбекия, эхинацея, астильба, хосты, и другие. Воспитатель: — Каждой весной на территории детского сада, помимо цветов, мы высаживаем саженцы деревьев и кустарников, но к сожалению не все приживаются, виной тому не только природные условия, но в основном причиняют вред природе люди. Слайд 8. Высаживаем саженцы деревьев (приложение) Воспитатель: — За всеми растениями нужен уход. Весь весенне — летний период мы выполняем разные трудовые действия: то копаем, то рыхлим, то поливаем, то высаживаем, убираем сорняки, укрываем растения Слайд 9. Уход за растениями на участке (приложение) Дети: — Мы знаем, что растения – это сложный организм, которому требуется свет, тепло и вода, минеральные удобрения. Воспитатель: — Вы правы, дети, но необходимо отметить, все, что полезно для растений должно быть в меру. Воспитатель: — Дети, а какие растения любят тень? Дети: — (хоста, астильба, ландыши, аквилегия, герань, бадан). Воспитатель: — А какие растения любят солнечный свет? Дети: — (тюльпаны, нарциссы, бархатцы, лилии, пионы, примула, ирисы, крокусы, ромашки, циннии). Воспитатель: — На территории нашего детского сада высажено огромное количество декоративных растений, которые начинают расцветать, когда еще лежит снег или когда он только начинает падать. Чтобы территория оставалась красивой и цветущей во все сезоны, мы правильно подбираем растения. Любоваться красотой нашего участка позволяют по очереди сменяющие друг друга в цветении растения. В 2021 году наш детский сад принимал участие в городском конкурсе «Цветущий город» и мы заняли 3 место, получили диплом победителя. Слайд 10. Диплом победителя (приложение) Шапокляк: — Ой, ребята, простите меня, я и не знала, что цветы выращивать так трудно, что надо столько работать. А может быть ну их, эти цветы и деревья? Пусть их совсем не будет, и трудиться не надо. Будем играть и шалить. Воспитатель: — Дети, вы согласны с Шапокляк? Дети: — Нет, мы не согласны. Воспитатель: — А почему? Разве нужны растения на планете? Дети: — Да, они нужны не только для красоты, но и для того, чтобы наш воздух был чистый. Воспитатель: — В современном мире проблема экологии стоит очень остро, особенно в нашем городе Череповце. Наверное вы знаете, что у нас есть специальные организации, которые занимаются озеленением территории города, тем самым они улучшают экологическую обстановку в городе. Да и обычные жители города становятся активными участниками различных акций и конкурсов, способствующих увеличению скверов, аллей, рощ, цветочных клумб в нашем городе. - Очень важно, что и мы вносим свой маленький вклад в общее дело по сохранению и обогащению растительного мира города Череповца. И природа благодарна нам, она радует нас красотой, делится своими богатствами. В жаркий или дождливый день мы можем спрятаться под кронами деревьев, а вкусные семена ясеня, рябины, сирени порадуют наших пернатых друзей зимой. Воспитатель: — Дети, мы ведь вступили в прошлом году в общество «Юные защитники природы». Шапокляк: — Я тоже хочу быть юным защитником природы, возьмите меня с собой. Дети: — Мы изучили правила поведения в природе для взрослых и детей. Вот тебе наша книга, возьми и изучи ее. Слайд 11. Книга правил в природе для взрослых и детей (приложение) Шапокляк: — Хорошо, обязательно изучу, потому что я хочу жить в красивом и чистом городе. Рефлексия: Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в мир растений на территории нашего детского сада. Ребята, интересно вам было, что вы узнали нового и полезного из нашей беседы? Вспомнили, какие первые цветы появляются на наших клумбах? Дети: Да мы вспомнили, это крокусы. А еще мы узнали, о разновидностях садовых цветов, особенностях ухода за ними. Во время прогулки мы увидели как убирали старые деревья, значит на их места нужно посадить новые деревья. Иначе кислорода станет меньше, а птицам будет негде вить свои гнезда. Воспитатель: — Ну что дети, мы с вами вспомнили, как ежегодно выращиваем рассаду, убедились, что это очень важно для природы. Вы согласны? Дети: — Да. Воспитатель: — Тогда у нас очень много дел, нам нужно готовиться к весеннему сезону. Пойдемте, посадим рассаду. А ты Шапокляк с нами? Шапокляк: — Конечно, я тоже с вами, очень хочу научиться выращивать рассаду. Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста. Ход: Шапокляк: — Здравствуйте, не ждали? А, я изучила вашу книгу, теперь хочу проверить ваши знания! Готовы? Ха-ха-ха! А семян то у вас нет, я их надежно спрятала. Пусть у вас все зарастет сорняками. -Да ладно не расстраивайтесь, помогу вам. Вам нужно собрать карту, на которой я отметила место, где находятся семена. Но, моя Крыска-Лариска погрызла ее и раскидала по разным углам. Воспитатель: Ребята, мы же не можем оставить наш детский сад без красивых растений. Что будем делать? Дети: Нам обязательно нужно найти семена. Давайте скорее искать карту! Воспитатель: И, правда, ведь все жители нашего района с удовольствием, наблюдают, как расцветает наш детский сад! Нам нужно собрать кусочки карты, чтобы ее собрать. Шапокляк: А, чтобы их получить, вы должны выполнить задания! Станция «Загадочная» В белом сарафане Встала на поляне Летели синицы, Сели на косицы. (Береза) Богатырского сложенья Он раскидист и высок. Желуди на нем растут. Как его зовут? (Дуб) Ее всегда в лесу найдешь - Пойдем гулять и встретим: Стоит колючая как еж, Зимою в платье летнем. (Ель). Весной зеленела, Летом загорала, Осенью надела Красные кораллы (рябина Шапокляк: -Какие вы находчивые, сообразительные, хитрые! Получайте кусочек карты! Станция «Вопросы тетушки Совы»
Шапокляк: — Вы меня расстроили, все знаете! Опять вам карту придется отдавать. (Выдает кусочек карты) Станция Физкультурная Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем) К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках) Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх) Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево — вправо над головой) Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево) Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо) Ветерок убегай! (грозят пальчиком) Ты цветочки не сломай! (приседают) Пусть они растут, растут, Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики) Шапокляк: Какие вы ловкие, силы накопили, теперь и грядки копать можете! Получайте кусочек карты. Станция «Ребусная» Шапокляк: Опять вы справились! Вот вам ваш кусочек карты. Станция «Речевая» «Закончи предложение» Шапокляк: — Я начинаю предложение, а вы заканчиваете. Обязательно использовать слова: «для того чтобы» - Растения необходимо поливать… -Растениям нужен солнечный свет… - Землю у растений нужно рыхлить… -Растения нужны человеку… «Назови ласково» Шапокляк: -Я вам называю слово, а вы называете ласково. Листок- листочек, стебель-стебелек, корень-корешок, земля-землица, цветок-цветочек, лейка-леечка, ветка-веточка. Шапокляк: Какие вы находчивые, придется вам отдать кусочек карты. Станция «Безопасность в природе» Шапокляк: Вот вам последний кусочек карты! Теперь вы можете собрать всю карту. Дети собирают карту из кусочков и находят место, где спрятаны семена. Используемые ресурсы: Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: Илекса, 2000. Дзюба П.П. Практическая копилка воспитателя детского сада. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. Зверев А.Т. Экологические игры. Изд. 2-е. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2001. Куришкина Л.А. Экологический букварь. – Смоленск: СОИИУ, 1994. Прохорова О.А. Познавательный проект «Знакомимся с Красной книгой». — Справочник старшего воспитателя, № 10 — 2013. Тихонов А.В. Красная книга России. Животные и растения. — Москва: Росмэн-пресс, 2002. Л.М. Молодова Игровые экологические занятия с детьми Л.И. Грехова Эколого- природоведческие игры и развлечения с детьми. Л.М. Маневцовой Мир природы и ребенок – Санкт -Петербург 1998г Приложение Слайд 1. Первые весенние цветы на клумбе «Крокусы» Слайд 2. Деревья Слайд 3 Кустарники Слайд 4 Садовые цветы Слайд 5. Цветники на территории детского сада Слайд 6.Подготовка и посадка семян цветов. Первые всходы. Слайд 7.Уход за рассадой. Слайд 8.Высаживаем саженцы деревьев Слайд 9. Уход за растениями на участке Слайд 10. Диплом победителя. Слайд 11. Книга правил в природе для взрослых и детей. Шапокляк в гостях у детей.
|