Педагогический проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Ребенок и другие люди» старший дошкольный возраст
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30»
Авторы проекта:
воспитатели группы № 14: Виноградова И. В., Рогулина Е. Н.,
музыкальный руководитель Харюкова А.Г.
Участники проекта: дети и родители группы № 14 г. Череповец октябрь 2020
Участники проекта:
Скачать конспект
Дети старшей группы № 14, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, среднесрочный.
Время реализации проекта: (с 01. 10. 2020 г. по 30. 10. 2020 г.)
Актуальность:
Одной из самых актуальных на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх повторяет поступки и действия взрослого. К сожалению, мы слишком часто видим в лентах новостей объявления о пропаже детей и другие неприятные случаи, виновниками которых становятся незнакомые люди. Ребёнка может обидеть каждый, но мы в состоянии защитить его от подобных вещей. Поэтому так важно сформировать у детей определённое отношение к незнакомым людям, научить их не общаться с незнакомцами, держаться от них подальше. Если в семье есть маленький ребёнок, хочется дать ему все самое лучшее, обезопасить его от всех дурных влияний внешнего мира. И неприятности подстерегают вас там, где вы меньше всего их ждёте. Чужие, а иногда и знакомые дяди и тёти с плохими намерениями могут подстерегать детишек в любом возрасте. Необходимо сделать так, чтобы ребёнок не попался на удочку незнакомца.
Проблема:
Работая в детском саду, замечаешь, что дети не могут самостоятельно принимать решения, не знают к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, поэтому эта проблема настолько актуальна, что послужила основанием для выбора данной темы.
Цель проекта:
Формирование у детей основ безопасного поведения при общении с другими людьми, расширение представлений детей об опасностях, исходящих от человека.
Задачи проекта:
- Формировать у детей навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе.
- Подготовить детей к встрече с различными опасными жизненными ситуациями.
- Стимулировать развитие интереса к проблеме собственной безопасности.
- Воспитывать у детей самостоятельность в поведении.
Предполагаемые итоги реализации:
- Сформированность интереса детей к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с другими людьми;
- Проявление умения правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице и дома, когда остаются одни;
- Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности.
- этап. Разработка проекта:
- Донести до участников проекта важность данной темы;
- Определение и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
- Анализ проблемы: что уже есть, что нужно сделать, к кому обратится за помощью, в каких источниках можно найти информацию;
- Создание банка идей и предложений;
- Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса.
2 этап. Выполнение проекта:
№п/п
|
Образовательная область
|
Формы организации детской деятельности
|
Задачи
|
1.
|
Познавательное развитие
|
Познавательное занятие
«Я и другие люди»
Конструирование «Мой дом»
|
Формировать знания детей о социально благоприятных взаимоотношениях людей.
Способствовать пониманию детьми того, что приятная внешность и добрые намерения человека могут не совпадать.
|
2.
|
Речевое развитие
|
Беседы:
«Кто нас окружает»
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Игры: «Свой, чужой, знакомый», «Доскажи словечко».
Чтение художественной литературы:
Чтение русских народных сказок «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Лиса в заячьей шкуре»
Чтение С. Михалкова «Дядя Стёпа милиционер», С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»,
Ш. Перро «Красная шапочка»,
Е. Васильева «Чтобы не было беды – делай правильно».
|
Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними.
Формировать представления о хороших и плохих поступках, поведении; умение правильно оценивать себя и ситуацию, в которой оказался.
Обогатить и активизировать словарь.
Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге.
Формировать у детей умение выражать свое понимание содержания и смысла произведения, описанных в нем событий. Формировать безопасное отношение, через сказочные ситуации.
Формировать у детей умение анализировать произведение, выделяя в нем моменты безопасного поведения и деятельности.
Развивать умение аргументировать свои ответы.
Закреплять представления детей об опасности общения с незнакомцами.
|
3.
|
Соцально-коммуникатив-ное развитие
|
Беседа: «С кем ты приходишь в детский сад?», «Беседуем с незнакомыми людьми», «Как себя вести с незнакомыми людьми на улице, в транспорте, дома»
«Когда ты дома один»
«Если тебя обидели»
«Как вызвать полицию? Что такое служба «02»?»
«Ты остался дома один, а в дверь постучали»
« Как вести себя на улице, если ты потерялся»
«Кто нас защищает»
«Потеряшка»
«Безопасно – опасно»
«Собери картинку»
«Найти и обезвредить», «Хорошо – плохо», «Да –нет», «Кому что нужно», «Внимание – опасность!»,
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Больница», «Семья»
«Приходите в гости к нам»
«Люди добрые, люди злые»
Игры – драматизации: «Колобок», «Петушок – золотой гребешок», «Волк и семеро козлят».
|
Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые).
Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми.
Убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями (сказка «Колобок»)
Убедить детей в необходимости избегать ситуаций, аналогичных той, в которую попали козлята из сказки «Волк и семеро козлят», способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения.
Объяснить детям, как важно доверять своим родным, и при необходимости рассказывать им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности и их защищенности со стороны близких.
Формировать умение правильно вызывать полицию по телефону, называть свой адрес.
Способствовать формированию у детей правильного, безопасного поведения; развивать у детей чувство осторожности, смелость и находчивость при появлении опасности.
Упражнять в правильном поведении, с кем общаться в сложной ситуации.
Формировать представление о том, к кому можно обратиться в случае опасности, как позвать на помощь.
Активизировать и актуализировать знания детей о себе (фамилия, имя, домашний адрес, телефон)
Формировать у детей умение определять опасные и безопасные ситуации
Формировать у детей умение правильно реагировать на «опасные» ситуации: уметь звать на помощь, обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого. Дать детям понять, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям. Воспитывать бдительность, осторожность, дисциплину.
Расширять знания о семье, о родных. Развивать умение играть по правилам.
Познакомить детей с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми, углубляет знания о том, какие люди представляют опасность. В игровой тренинг включали разного рода “уговоры”, привлекательные обещания.
Упражнять детей в способах действия в потенциально опасных ситуациях через принятие на себя определенной роли.
|
4.
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Рисование «Моя семья»
Раскрашивание картинок из сказок: «Добрые и злые герои»
|
Развивать творческие способности. Формировать более точное понимание того, кто является «своим» и «чужим».
|
5.
|
Физическое развитие
|
Подвижные игры:
«С кочки на кочку», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие».
«Волк и гуси»
«Мы медведя испугались»
«Волк во рву»
«Похитители и настойчивые ребята»
«Смелые мышки»
«Охотники и зайцы»
«Кот и мыши»
«Лиса в курятнике»
«Зайцы и волк»
«Наседка и цыплята»
«Хитрая лиса»
«Пойдем в гости»
«Цыплята и лиса»
Игровые упражнения «Незнакомец», «Попади в цель», «Юные спасатели»
|
Содействовать гармоничному физическому развитию детей
Накапливать и обогащать двигательный опыт, добиваясь осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения всех видов упражнений
Развивать у детей быстроту движений.
Воспитание смелого поведения в опасных ситуациях.
Осознание собственных, мышечных и эмоциональных ощущений, снятие напряжения, страха.
Развивать умение управлять своим поведением.
Создавать условия для формирования умения детей убегать в определенное место, не сталкиваясь друг с другом;
внимательно слушать воспитателя; выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом;
Развивать умение ориентироваться в пространстве, находить свое место;
подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожным и внимательным; приучать действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.
Формировать умение детей быть внимательными, замечать изменения в поведении других детей.
Развивать ответную реакцию на сигнал.
|
Работа с родителями:
- Совместное с детьми создание картотеки наглядного материала: «Моя безопасность».
- Оформление папки – передвижки «Научите детей общению с незнакомыми людьми», «Как вести себя в случае нападения», «Личная безопасность в доме».
- Консультация: «Ребенок и другие люди».
3 Этап. Презентация проекта
Совместное с родителями мероприятие «Я и другие: правила безопасного поведения»
Оценка результатов проекта
В ходе реализации совместного проекта «Ребенок и другие люди» достигнуты определённые результаты:
- Создана предметно – развивающая среда, картотеки для знакомства детей с правилами безопасного поведения.
- Сформированы устойчивые знания и интерес к своей безопасности;
- Значительно повысилась самостоятельная активность детей;
- Улучшился микроклимат в группе, сближение детей в результате коллективного сотрудничества всех участников образовательного процесса;
- Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных мероприятий.
Список использованной литературы
1.Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение, 2007 г., 48с
2.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Развитие и воспитание детей дошкольного возраста», Воронеж: ТЦ-Учитель, 2001 г., 107с
3. Павлова Л. Н. «Знакомим малыша с окружающим миром», М.: Просвещение, 2000 г., 224с
4. Петрова Т. А., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи в средней группе»,М.:Школьная пресса, 2010 г., 128с
5. Ушакова О. С. «Ознакомление дошкольников с литературой», М.: Сфера, 2011 г., 288 с.
|