Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия «Слушай во все уши!» (старший дошкольный возраст)
Познание
Автор: Кравченко Юлия Александровна   
03.06.2023 23:33

Конспект занятия «Слушай во все уши!» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия «Слушай во все уши!» (старший дошкольный возраст)

Цель: ознакомление детей со строением и функциями человеческого уха.

Задачи:

Обучающая:

  • дать представления о том, как человек слышит звук: воспринимает колебания от звучащих предметов;
  • Познакомить со строением уха;

Развивающая:

  • развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы

Воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любознательность; интерес к строению своего организма.

Словарная работа: слуховой проход, ушная раковина, барабанная перепонка, отоларинголог, молоточек, звуковые волны, колебание.

Материалы: картинки с изображением разных музыкальных инструментов (которые знакомы детям), магнитофонная запись звучания этих инструментов, гусли, 2 таза, камни, рабочие листы для фиксации опытов, схема строения уха (наглядный материал).

Ход занятия.

-Ребята сегодня я предлагаю стать учеными. О чем сегодня будем говорить, вы узнаете если послушаете стих:

Нам без них нельзя никак

Слышат ход часов: "Тик-так!",

Соловья в саду весеннем,

На лугу шмеля гуденье,

Звонкую в лесу кукушку,

Новогоднюю хлопушку,

И помимо звуков прочих,

Мамино: "Спокойной ночи!" (уши)

Ответы детей.

Конечно речь, звуки помогают нам услышать органы слуха -уши. Наши уши постоянно открыты, а значит они постоянно слышат, улавливают какие -то звуки, даже когда человек спит.

-Ребята хотите поиграть в игру "Что звучит?". Тогда приготовьтесь, и вы обязательно угадаете, какой музыкальный инструмент звучит.

Сесть вокруг стола.

Игра "Что звучит?"- перед детьми воспитатель выкладывает картинки с изображением различных музыкальных инструментов, включает магнитофон с записью звучания этих инструментов.

Дети отгадывают, какой инструмент звучит, находят его изображение.

После игры дети возвращаются на ковер.

Воспитатель задает вопрос.

- Передо мной на столе лежат гусли, почему они не звучат?

Эксперимент

Предлагаю детям тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.

- Что произошло?

-Почему звук прекратился?

Вывод: Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Струны посылают звуковые волны.

После эксперимента, воспитатель проводит с детьми физкультминутку, стоя в кругу:

Есть в большом лесу избушка, стоит задом наперед

(Наклоны с поворотом вокруг себя.)

В той избушке есть старушка, Бабушка Яга живет,

(Приседания с хлопками.)

Нос крючком,

(Показ руками вперед себя.)

Глаза большие,

(Круговые вращения рук в стороны.)

Словно искорки горят,

(Сжимание и разжигание пальцев в кулаки.)

Уши старые, глухие, но подслушать все хотят.

(Наклоны вправо, влево с выставлением ладоней возле ушей.)

А под печкою кузнечики куют-куют-куют, словно песенку веселую поют-поют-поют,

(Удары кулачками по кругу перед собой.)

Хлоп – туда, хлоп – сюда,

(Хлопки вправо, влево с поворотом.)

Нет особого труда.

(Прыжки на месте, руки на поясе.)

Потом дети садятся на свои стульчики полукругом в центре устанавливаются тазы (наполненный водой и пустой).

Эксперимент

Попробуйте бросить камешки в таз с водой. Что наблюдаете? Где звук громче: при бросании в пустой тазик или тазик с водой?

Вывод: Дети зарисовывают, как разбегаются волны от камушков, в таблице зарисовывают, где звук громче (ставят знаки "больше" и "меньше")

Воспитатель. Звук передается с помощью звуковых волн. Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по металлу, по струне, а чаще всего по воздуху. С помощью чего мы слышим звук? Какой орган нам в этом помогает?

Слайд со строением уха.

- Я предлагаю рассмотреть строения уха. Звуки, достигшие нашего уха, — это колебания воздушной среды. Ушная раковина — покрытый кожей хрящ — только улавливает звуки и направляет их в слуховой проход, находящийся внутри головы. Конец трубки закрыт кожистой перегородкой — барабанной перепонкой. Ударяясь о барабанную перепонку, звуковые волны заставляют ее колебаться. Колебания передаются маленьким слуховым косточкам, а от них — улитке- одной из частей внутреннего уха. Улитка заполнена жидкостью. Когда по жидкости пробегают волны, они передаются по нерву в мозг. Слуховые косточки — это молоточек, наковальня и стремечко. Молоточек ударяет по наковальне, как молот в кузнице. Стремечко, называется так, потому что по форме напоминает стремя всадника.

Так же на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связанны со всеми органами (сердцем, печенью, желудком и т.д.) поэтому хорошо делать самомассаж ушных раковин.

Предлагаю сейчас вам сделать массаж ушей.

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули (несильно потянуть вверх)

Пощипали (несильные нажимы пальцами, с постепенным

Вниз до мочек добежали (продвижением вниз)

Мочки надо пощипать (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём, провести по краю уха, слегка сжимая большим и

к макушкам вновь придём (указательным пальцами)

- Скажите мне пожалуйста зачем нам два уха?

Эксперимент

Дети становятся в круг, один ребенок в центре круга с завязанными глазами. Ребенку, который в центре круга, предлагаю закрыть правое ухо и определить, с какой стороны слышен звук колокольчика. Воспитатель то справой, то с левой стороны от ребенка звонит в колокольчик. Тоже проделываем проделывают и с левым ухом.

Вывод: Нам нужно два уха для того, чтобы определить с какой стороны исходит звук. Это возможно благодаря тому, что звук, идущий слева, левому уху кажется чуть более громким, чем правому. И наоборот.

Итог: -Что вам сегодня понравилось больше всего?

- Что нового узнали?

Воспитатель предлагает зарисовать в дневнике наблюдения, что новое узнали они сегодня.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год