Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия «Слушай во все уши!» (старший дошкольный возраст)
Познание
Автор: Кравченко Юлия Александровна   
03.06.2023 23:33

Конспект занятия «Слушай во все уши!» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия «Слушай во все уши!» (старший дошкольный возраст)

Цель: ознакомление детей со строением и функциями человеческого уха.

Задачи:

Обучающая:

  • дать представления о том, как человек слышит звук: воспринимает колебания от звучащих предметов;
  • Познакомить со строением уха;

Развивающая:

  • развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы

Воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любознательность; интерес к строению своего организма.

Словарная работа: слуховой проход, ушная раковина, барабанная перепонка, отоларинголог, молоточек, звуковые волны, колебание.

Материалы: картинки с изображением разных музыкальных инструментов (которые знакомы детям), магнитофонная запись звучания этих инструментов, гусли, 2 таза, камни, рабочие листы для фиксации опытов, схема строения уха (наглядный материал).

Ход занятия.

-Ребята сегодня я предлагаю стать учеными. О чем сегодня будем говорить, вы узнаете если послушаете стих:

Нам без них нельзя никак

Слышат ход часов: "Тик-так!",

Соловья в саду весеннем,

На лугу шмеля гуденье,

Звонкую в лесу кукушку,

Новогоднюю хлопушку,

И помимо звуков прочих,

Мамино: "Спокойной ночи!" (уши)

Ответы детей.

Конечно речь, звуки помогают нам услышать органы слуха -уши. Наши уши постоянно открыты, а значит они постоянно слышат, улавливают какие -то звуки, даже когда человек спит.

-Ребята хотите поиграть в игру "Что звучит?". Тогда приготовьтесь, и вы обязательно угадаете, какой музыкальный инструмент звучит.

Сесть вокруг стола.

Игра "Что звучит?"- перед детьми воспитатель выкладывает картинки с изображением различных музыкальных инструментов, включает магнитофон с записью звучания этих инструментов.

Дети отгадывают, какой инструмент звучит, находят его изображение.

После игры дети возвращаются на ковер.

Воспитатель задает вопрос.

- Передо мной на столе лежат гусли, почему они не звучат?

Эксперимент

Предлагаю детям тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.

- Что произошло?

-Почему звук прекратился?

Вывод: Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Струны посылают звуковые волны.

После эксперимента, воспитатель проводит с детьми физкультминутку, стоя в кругу:

Есть в большом лесу избушка, стоит задом наперед

(Наклоны с поворотом вокруг себя.)

В той избушке есть старушка, Бабушка Яга живет,

(Приседания с хлопками.)

Нос крючком,

(Показ руками вперед себя.)

Глаза большие,

(Круговые вращения рук в стороны.)

Словно искорки горят,

(Сжимание и разжигание пальцев в кулаки.)

Уши старые, глухие, но подслушать все хотят.

(Наклоны вправо, влево с выставлением ладоней возле ушей.)

А под печкою кузнечики куют-куют-куют, словно песенку веселую поют-поют-поют,

(Удары кулачками по кругу перед собой.)

Хлоп – туда, хлоп – сюда,

(Хлопки вправо, влево с поворотом.)

Нет особого труда.

(Прыжки на месте, руки на поясе.)

Потом дети садятся на свои стульчики полукругом в центре устанавливаются тазы (наполненный водой и пустой).

Эксперимент

Попробуйте бросить камешки в таз с водой. Что наблюдаете? Где звук громче: при бросании в пустой тазик или тазик с водой?

Вывод: Дети зарисовывают, как разбегаются волны от камушков, в таблице зарисовывают, где звук громче (ставят знаки "больше" и "меньше")

Воспитатель. Звук передается с помощью звуковых волн. Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по металлу, по струне, а чаще всего по воздуху. С помощью чего мы слышим звук? Какой орган нам в этом помогает?

Слайд со строением уха.

- Я предлагаю рассмотреть строения уха. Звуки, достигшие нашего уха, — это колебания воздушной среды. Ушная раковина — покрытый кожей хрящ — только улавливает звуки и направляет их в слуховой проход, находящийся внутри головы. Конец трубки закрыт кожистой перегородкой — барабанной перепонкой. Ударяясь о барабанную перепонку, звуковые волны заставляют ее колебаться. Колебания передаются маленьким слуховым косточкам, а от них — улитке- одной из частей внутреннего уха. Улитка заполнена жидкостью. Когда по жидкости пробегают волны, они передаются по нерву в мозг. Слуховые косточки — это молоточек, наковальня и стремечко. Молоточек ударяет по наковальне, как молот в кузнице. Стремечко, называется так, потому что по форме напоминает стремя всадника.

Так же на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связанны со всеми органами (сердцем, печенью, желудком и т.д.) поэтому хорошо делать самомассаж ушных раковин.

Предлагаю сейчас вам сделать массаж ушей.

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули (несильно потянуть вверх)

Пощипали (несильные нажимы пальцами, с постепенным

Вниз до мочек добежали (продвижением вниз)

Мочки надо пощипать (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём, провести по краю уха, слегка сжимая большим и

к макушкам вновь придём (указательным пальцами)

- Скажите мне пожалуйста зачем нам два уха?

Эксперимент

Дети становятся в круг, один ребенок в центре круга с завязанными глазами. Ребенку, который в центре круга, предлагаю закрыть правое ухо и определить, с какой стороны слышен звук колокольчика. Воспитатель то справой, то с левой стороны от ребенка звонит в колокольчик. Тоже проделываем проделывают и с левым ухом.

Вывод: Нам нужно два уха для того, чтобы определить с какой стороны исходит звук. Это возможно благодаря тому, что звук, идущий слева, левому уху кажется чуть более громким, чем правому. И наоборот.

Итог: -Что вам сегодня понравилось больше всего?

- Что нового узнали?

Воспитатель предлагает зарисовать в дневнике наблюдения, что новое узнали они сегодня.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год