Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование коммуникативных навыков как предпосылка развития познавательного интереса у детей с ОВЗ
Познание
Автор: Бояршинова Валентина Александровна Медведева Мария Сергеевна   
29.05.2023 21:12

Формирование коммуникативных навыков как предпосылка развития познавательного интереса у детей с ОВЗФормирование коммуникативных навыков как предпосылка развития познавательного интереса у детей с ОВЗ

  • Валентина Александровна Бояршинова Учитель — дефектолог МБДОУ №24 «Пчёлка»
  • Медведева Мария Сергеевна Учитель-логопед МБДОУ № 24 «Пчелка»

г.Бердска Новосибирской области

Коммуникативные способности и познавательная активность являются важными условиями развития ребёнка-дошкольника вего социализации и в формировании личности. В общении реализуются межличностные и общественные отношения людей. Сформированные коммуникативные способности – главнейший показатель готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Умение общаться позволяетдетям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности.

 

На сегодняшний день в соответствии с ФГОС ДОодним из ведущих направлений в развитии дошкольников является коммуникативная деятельность воспитательно-образовательного процесса.

Вот почему основная задача педагога — вырастить и воспитать ребёнка, владеющего коммуникативными умениями и навыками, умеющего адаптироваться в социуме.

В.А. Сухомлинский говорил, что одной из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста является введение его в мир человеческих отношений.

Умение общаться положительно влияет не только на взаимоотношение с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью.

Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка.

У детей с ОВЗ зачастую встречаютсясочетанные нарушения, такие как ТНР и ЗПР. У этих детей отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, стеснительность, робость, нерешительность и даже агрессивность в общении с другими. Все это порождает такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь.

Проанализировав свои наблюдения и данные, полученные в ходе диагностики проведённой с детьми старшего дошкольного возраста, были сделаны следующие выводы: 67% детей затрудняются в определении эмоциональных состояний сверстника или определяют неверно, не могут передать различные эмоциональные состояния. 75% воспитанников не проявляют активности в общении, не высказывают своего мнения, желания. 70 %детей не знают норм организованного взаимодействия или не соотносят необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляют равнодушие к сверстникам, либо неспособность оказать действенную помощь; от помощи взрослого и сверстников отказываются. Всего 25% детей не провоцируют конфликт, в сложившейся ситуации стараются найти справедливое решение либо обращаются к взрослому, остальные ребята не желают учитывать интересы других детей, не могут спокойно высказать свое мнение, к помощи взрослого не прибегают.

Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей с ОВЗ требуют специально организованной работы по их коррекции.

Учитывая особенности детей с ОВЗ мы должны понимать, что реализовать свой потенциал они могут лишь при условии вовремя начатого и грамотно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения психического развития. Именно поэтому важнейшие стороны развития личности, формирования коммуникативной культуры ребёнка могут быть решены только в условиях комплексного подхода и занятий, основанных на игровых технологиях поэтому Мы специалисты сопровождения учитель-дефектолог и учитель-логопед, решили проводить совместную работу по данному коррекционному направлению и разработали интегрированные занятия, которые включают в себя: логоритмические упражнения и театрализованную деятельность.

Логоритмические упражнения, способствуют формированию и развитию, у детей, двигательных способностей, чувства ритма, развитию диалогической речи. Они логически взаимосвязаны с содержанием театрализации. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения и имеет нравственную направленность (воспитывает дружбу, доброту, честность, смелость и т.д.), позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир дошкольников, развивает память, внимание, способствует раскрытию творческих способностей.

На первом этапе проводится подготовительная работа. На подгрупповых и индивидуальных занятиях специалисты знакомят детей с главными героями литературных произведений. Если сказка о животных, необходимо конкретизировать знания детей о них (где живут, описать внешний вид, повадки). При этом активно используется наглядный материал: иллюстрации, игрушки. Так же рекомендуется познакомить детей с литературными произведениями в других жанрах об этих сказочных персонажах: стихами, потешками, пословицами и поговорками.

На втором этапе, проходит знакомство детей со сказкой. Необходимо прочитать сказку эмоционально, с выражением, с демонстрацией иллюстраций или слайдов. Затем провести беседу по сказке и обменяться мнениями.

На третьем этапе, распределяются роли. Дети по своему желанию выбирают для себя роль, а некоторым дошкольникам нужно оказать помощь в выборе.

На подгрупповых занятиях готовятся маски, атрибуты. На логоритмических занятиях со всеми детьми разучиваютсяспециальные упражнения, игры на развитие психических процессов, которые относятся к сюжету сказки.

Проводятся импровизационные репетиции.

Через некоторое время, когда дети усваивают материал, проводится театрализация сказки дляродителей и детей младших групп. Где воспитанники (дети с ОВЗ) исполняют роли персонажей и выступают в качестве ведущих в играх или упражнениях.

Таким образом, дети в игровой форме учатся понимать эмоциональное состояние другого человека и рассказывать о нем; получать необходимую информацию в общении, умению выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; могутвести простой диалог с взрослыми и сверстниками, отстаивать своё мнение, соотносить свои желания, стремления с интересами других людей, принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.), учатся принимать и оказывать помощь, не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год