Образовательная ситуация с дошкольниками «В гости к Русалочке» |
Познание | |||
Автор: Кочадзе Ирина Владимировна | |||
17.05.2023 10:44 | |||
Образовательная ситуация с дошкольниками «В гости к Русалочке» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная группа, 6-7 лет Основные цели:
Материалы к занятию: карточки с символами, таблица исследования ракушек, картинки с видами различных ракушек и сферами их использования на каждого ребенка.
Оборудование:
Краткая аннотация к работе: данная образовательная деятельность по теме «В гостях у Русалочки» разработана в технологии «Ситуация». Целью образовательной деятельности было знакомство детей со свойствами ракушек. Данный конспект будет полезен для воспитателей и родителей. Ход образовательной ситуации: 1. Введение в игровую ситуацию. Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире, развивать речь. Воспитатель собирает детей около себя. -Ребята, кто – то из вас собирает какую-нибудь коллекцию? - А как называется человек, который собирает коллекцию? (коллекционер) Воспитатель выслушивает ответы детей и делает заключение, что «Счастливый человек, увлеченный человек». - Ваня собирает коллекцию ракушек, а Таня говорит, что ракушки все одинаковые. - Хотите помочь Ване, доказать Тане, что ракушки разные? Сможете? 2. Актуализация знаний. 2. 1. Игра «Путешествие на берег Черного моря». Дидактические задачи:
- Ребята, у нас в стране есть Черное море. Там живет Русалочка, главное богатство которой составляют различные ракушки и она иногда дарит людям свои сокровища, выбрасывая их на берег. - Предлагаю отправиться к ней в гости. - На чем же мы можем туда попасть? (На поезде или самолете) - Что необходимо, чтобы сесть в самолет? (Билеты). Детям раздаются билеты с символами. Дети находят свои места. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Дети вместе с воспитателем летят в самолете на берег Черного моря. - Мы прилетели на юг. Здесь находится сокровищница Русалочки. А вы знаете, что такое сокровищница? Ответы детей (опыты, изучают предметы, их свойства, проводят эксперименты). Перед детьми лежат ракушки. 3. Затруднение в игровой ситуации. Дидактические задачи:
Воспитатель собирает детей около себя. - Ребята, ракушки разные или одинаковые? (разные). А как же нам помочь Ване доказать это Тане? Выслушиваются варианты детей (в основном дети обращают внимание на размер). - Смогли помочь детям? Почему? (Потому что не знаем, как объяснить Тане, что все ракушки разные) - Хотите это узнать? Что нужно для этого сделать? (Попробовать придумать самим, спросить у того, кто знает). 4. Открытие нового знания. Дидактические задачи:
- Для работы в лаборатории необходимо знать некоторые правила поведения. Ребята, вы знаете, как себя вести в лаборатории? (Ответы детей). - Садитесь на места для проведения опытов. (Дети садятся за столы) Первый опыт: «Определение цвета и формы». - Ребята, вам нужно будет определить цвет и форму ваших ракушек, Внимательно посмотрите, какой формы ваши ракушки и в пустой ячейке таблицы, нужно будет закрасить соответствующие изображения в нужный цвет. Дети рассматривают ракушки. Опрос детей: дети называют признаки. Вывод: ракушки бывают разной формы и цвета. Дети записывают результат опыта в таблицу. Второй опыт: «Определение характера поверхности». -Ребята, нужно определить на ощупь, какие ваши ракушки, гладкие или шероховатые? Дети ощупывают ракушки. Опрос детей: дети называют признаки. Вывод: ракушки могут быть гладкими и шероховатыми. Дети записывают результат в таблицу. Третий опыт «Рассматривание ракушек через лупу» - Ребята, для чего нужна лупа? Ответы детей (чтобы лучше было видно, ведь она увеличивает в несколько раз). - Да, действительно, лупа – это увеличительное стекло и пригодится нам в нашем исследовании. Внимательно рассмотрите ваши ракушки и обязательно обратите внимание, есть ли на ваших ракушках трещинки, крапинки, дорожки, выемки, дырочки, узоры? Если есть, то в таблице нужно поставить знак плюс, если нет, то минус. Дети рассматривают ракушки. Опрос детей: дети делятся своими исследованиями и записывают результат в таблицу. Четвертый опыт «Определение веса ракушек». Ребята, а для чего нужны весы? Ответы детей (чтобы взвешивать, узнать вес). -Правильно, с помощью весов мы можем определить вес. Я предлагаю вам на некоторое время стать весами. Дети берут в руки разного веса ракушки и взвешивают их. Вывод: ракушки бывают легкие и тяжелые. Дети записывают свои исследования в таблицу. Пятый опыт «Определение температуры». - Ребята, возьмите ракушку в руки и посмотрите, холодная она или теплая? Дети берут ракушки и определяют, что они холодные. - А теперь подумайте, при каких условиях, ракушка может стать теплой? Ответы детей (нагреется на солнышке, согреть в руках). - Правильно, молодцы! Давайте все вместе попробуем согреть наши ракушки в руках. А теперь, возьмем другую ракушку и сравним. Вывод: ракушки могут быть теплыми и холодными. Дети записывают результат исследования в таблицу, закрашивая двумя цветами круги (голубым – холодный, красным – теплый). Шестой опыт «Определение плавучести». - Ребята, как вы думаете, ракушки могут плавать на поверхности воды, или они тонут? (Дети говорят, что они тонут). - Сейчас мы с вами это проверим. Дети опускают ракушку в емкость и наблюдают. Обратить внимание детей на дополнительные явления – ракушка поменяла цвет и стала ярче. Дети вынимают ракушку ложечкой из емкости с водой и вытирают его салфеткой. - Ребята, я хочу вам показать интересный опыт с ракушкой… - Как вы думаете, эта ракушка потонет? Ответы детей (все ракушки тяжелые и поэтому тонут). -Давайте проверим! Показать детям опыт. Положить ракушку плашмя на воду (ракушка не тонет). Вывод: ракушки тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные, а эта ракушка не утонула, потому что Дети записывают результат исследования в таблицу. - Молодцы, ребята! Я очень горжусь вами, что вы сегодня так хорошо поработали. А сейчас, нам нужно возвращаться в детский сад. Дети садятся в самолет и летят обратно в Москву. 5. Включение нового знания в систему знаний. 5. 1. Игра «Из чего что сделано?» Дидактические задачи:
- Ребята! Тане и Ване очень интересно, как люди могут использовать ракушки. Давайте поможем им разобраться в этом. Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с изображением ракушек. На других столах лежат картинки с изображением областей применения ракушек. Детям предлагается распределить по столам (областям применения) картинки с ракушками. 6. Осмысление. Дидактические задачи: провести рефлексию образовательной деятельности на занятии. Воспитатель собирает детей около себя. - Где вы сегодня побывали? - Чем занимались? - Что интересного сделали - Какое новое знание помогло вам доказать Тане, что ракушки разные? Приложение 1 Приложение 2 Цвет ракушек Форма ракушек Характер поверхности Рассматривание ракушек ………… Определение веса ракушек Определение температуры ракушек Определение плавучести Приложение 3
|