Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности. |
Познание | |||
Автор: Харитонова Екатерина Геннадьевна | |||
16.05.2023 15:47 | |||
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности. В ФГОС ДО в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания. Дошкольный возраст является начальным периодом формирования личности, быстрого роста и интенсивного развития ребенка. Развитие познавательной активности и интереса ребенка формируется в процессе дошкольного образования. Эффективные средства, направленные на развитие познавательной активности детей, являются значимой проблемой, которая требует теоретического обоснования и практического решения. Познавательная активность способствует развитию субъектной позиции ребенка в ознакомлении с окружающим миром. Важно отметить, что в дошкольном возрасте предпосылками для развития познавательной активности детей являются: развивающиеся возможности мышления ребенка, развитие познавательных интересов дошкольников, формирование продуктивной и творческой деятельности, взаимодействие детей дошкольного возраста с окружающим миром. Среди возможных средств развития познавательной активности детей особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности детей дошкольного возраста, которое направлено на познание ребенком окружающего мира. Потребность дошкольников в новых впечатлениях является условием возникновения и развития исследовательской деятельности, которая направлена на познание окружающего мира. Являясь деятельностью познавательной и поисковой, ориентировочно-исследовательской, детское экспериментирование расширяет кругозор, обогащает опыт самостоятельной деятельности, способствует саморазвитию дошкольников.
Исследователями выделяются два вида детского экспериментирования: бескорыстное экспериментирование и утилитарное экспериментирование. Бескорыстное экспериментирование направлено на выяснение связей и отношений не зависимо от решения каких-либо практических задач. Его основой является потребность дошкольников в получении новых знаний, сведений об объекте. Утилитарное экспериментирование ориентирует воспитанников на решение дошкольником конкретной практической задачи. В этом случае в процессе познания объекта дети получают новые знания, необходимые для достижения практического результата. По мнению Н.Н. Поддъякова, в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Как известно, процесс познания – это творческий процесс, который затягивает ребенка и является для него увлекательным, а особенно если это касается экспериментирования. В развитии познавательной деятельности важным моментом является поддержание, а далее и развитие интереса, а для этого необходимы определённые условия, одним из которых является участие взрослых: родителей, воспитателей. Итак, основным достоинством применения метода экспериментирования в дошкольной организации заключается в том, что в процессе эксперимента: детьми приобретаются реальные представления о различных сторонах изучаемых объектов и их взаимосвязи с другими объектами и явлениями, средой обитания; обогащаются познавательные процессы детей: память, мыслительные процессы, внимание; формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Экспериментирование чем-то напоминает детям фокусы, они занимательны и необычны. Потребность детей в новых впечатлениях является основой возникновения и развития неиссякаемой ориентировочно-исследовательской деятельности, поисковой активности, которая направлена на изучение окружающего мира. Степень разнообразия и интенсивности поисковой деятельности обусловливает объем новой информации, получаемой ребенком, скорость и полноценность его развития. Главным достоинством применения метода экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении является следующий результат эксперимента:
Принципы классификации экспериментов разные. За основу берут:
Детский эксперимент должен включать следующие структурные элементы:
Педагогическими условиями развития познавательной активности у дошкольников в ходе детского экспериментирования называют:
Положительная мотивация экспериментальной деятельности детей достигается:
На первых этапах детей учат экспериментированию в специально организованных видах деятельности, педагогом осуществляется контроль, далее нужные материалы и оборудование вносятся в пространственно-предметную среду группы, где дети самостоятельно воспроизводят опыт, при условии безопасности для здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении организация экспериментирования должна строиться на следующих условиях: должна быть обеспечена максимальная простота конструкции приборов, доступные правила использования; работа приборов должна быть безотказной; показ только существенных сторон явления или процесса; отчетливая видимость изучаемого явления; возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. Итак, условием развития познавательной активности детей дошкольного возраста является практика, исследовательская деятельность. Экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из важнейших проблем современной педагогической науки. Она выступает как первостепенное условие формирования у детей потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний. Таким образом экспериментирование является средством развития познавательной активности детей в дошкольном возрасте.
|