Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Познание
Автор: Харитонова Екатерина Геннадьевна   
16.05.2023 15:47

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности.Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

В ФГОС ДО в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания.

Дошкольный возраст является начальным периодом формирования личности, быстрого роста и интенсивного развития ребенка. Развитие познавательной активности и интереса ребенка формируется в процессе дошкольного образования. Эффективные средства, направленные на развитие познавательной активности детей, являются значимой проблемой, которая требует теоретического обоснования и практического решения.

Познавательная активность способствует развитию субъектной позиции ребенка в ознакомлении с окружающим миром. Важно отметить, что в дошкольном возрасте предпосылками для развития познавательной активности детей являются: развивающиеся возможности мышления ребенка, развитие познавательных интересов дошкольников, формирование продуктивной и творческой деятельности, взаимодействие детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Среди возможных средств развития познавательной активности детей особого внимания заслуживает детское экспериментирование.

Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности детей дошкольного возраста, которое направлено на познание ребенком окружающего мира.

Потребность дошкольников в новых впечатлениях является условием возникновения и развития исследовательской деятельности, которая направлена на познание окружающего мира. Являясь деятельностью познавательной и поисковой, ориентировочно-исследовательской, детское экспериментирование расширяет кругозор, обогащает опыт самостоятельной деятельности, способствует саморазвитию дошкольников.

 

Исследователями выделяются два вида детского экспериментирования: бескорыстное экспериментирование и утилитарное экспериментирование. Бескорыстное экспериментирование направлено на выяснение связей и отношений не зависимо от решения каких-либо практических задач. Его основой является потребность дошкольников в получении новых знаний, сведений об объекте.

Утилитарное экспериментирование ориентирует воспитанников на решение дошкольником конкретной практической задачи. В этом случае в процессе познания объекта дети получают новые знания, необходимые для достижения практического результата.

По мнению Н.Н. Поддъякова, в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Как известно, процесс познания – это творческий процесс, который затягивает ребенка и является для него увлекательным, а особенно если это касается экспериментирования.

В развитии познавательной деятельности важным моментом является поддержание, а далее и развитие интереса, а для этого необходимы определённые условия, одним из которых является участие взрослых: родителей, воспитателей.

Итак, основным достоинством применения метода экспериментирования в дошкольной организации заключается в том, что в процессе эксперимента: детьми приобретаются реальные представления о различных сторонах изучаемых объектов и их взаимосвязи с другими объектами и явлениями, средой обитания; обогащаются познавательные процессы детей: память, мыслительные процессы, внимание; формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания.

Экспериментирование чем-то напоминает детям фокусы, они занимательны и необычны. Потребность детей в новых впечатлениях является основой возникновения и развития неиссякаемой ориентировочно-исследовательской деятельности, поисковой активности, которая направлена на изучение окружающего мира. Степень разнообразия и интенсивности поисковой деятельности обусловливает объем новой информации, получаемой ребенком, скорость и полноценность его развития.

Главным достоинством применения метода экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении является следующий результат эксперимента:

  • детьми приобретаются реальные представления о различных свойствах исследуемого объекта, о его взаимосвязи с другими объектами в его среде обитания
  • обогащаются и активизируются познавательные процессы — память ребенка, его мышление, за счет возникновения необходимости совершать операции анализа и синтеза, сравнивать и классифицировать
  • происходит активное развитие речи ребенка, так как дошкольник описывает увиденное, формулирует обнаруженные закономерности и делает выводы
  • накапливается фонд умственных приемов и операций, рассматривающиеся как когнитивные умения
  • формируется самостоятельность, целеполагание, способность к преобразованию каких-либо предметов и явлений для достижения нужного результата
  • происходит интенсивное развитие эмоциональной сферы ребенка, его творческих способностей, трудовых навыков, укрепление здоровья (так как повышается общий уровень двигательной активности).

Принципы классификации экспериментов разные. За основу берут:

  • характер объектов, которые используются в эксперименте: опыты с растениями; с животными; изучение объектов неживой природы
  • место проведения опытов: групповая комната; участок; лес и так далее
  • количество детей: эксперименты бывают индивидуальными, групповыми, коллективными
  • причина их проведения: бывают случайными, запланированными, поставленными в ответ на вопрос ребенка
  • характер включения в педагогический процесс: проводимые эпизодически и проводимые систематически
  • продолжительность: кратковременные (5-15 минут), длительные (свыше 15 минут)
  • количество наблюдений за объектом: однократные, многократно повторяемые, циклические
  • место в цикле: эксперименты бывают первичными, повторными, заключительными и итоговыми
  • характер мыслительных операций: к констатирующим относятся те, которые позволяют наблюдать какое-либо одно состояние объекта или одно явление без взаимосвязи с другим объектом и явлением; к сравнительным относят те эксперименты, которые позволяют увидеть динамику процесса, обнаружить изменения или отсутствие изменений в состоянии объекта; эксперименты, позволяющие проследить общие закономерности процесса который изучался ранее по отдельности
  • характер познавательной активности детей: эксперименты, иллюстративного характера (подтверждающие знакомые факты), поисковой направленности (результат детям заранее не известен), направленные на решение опытных задач
  • способ применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные, индивидуальные.

Детский эксперимент должен включать следующие структурные элементы:

  • постановку проблемы, требующей разрешения
  • наличие целеполагания (действия для решения проблемы)
  • выдвижение гипотез (разработка путей решения проблемы)
  • проверку гипотез (собираются данные, реализуются в действиях)
  • анализ полученных результатов (подтверждение– не подтверждение)
  • формулировка выводов.

Педагогическими условиями развития познавательной активности у дошкольников в ходе детского экспериментирования называют:

  1. эмоциональную вовлеченность взрослого в процесс детского экспериментирования. Только интерес, погруженность в деятельность взрослого обеспечивает передачу личностных смыслов деятельности ребенка. Он видит, что интеллектуальные усилия могут доставлять удовольствие, переживают «красоту решения» задачи, проблемы;
  2. стимуляцию любознательности ребенка посредством экспериментирования; для этого можно использовать интересные материалы, вызывающие у ребенка удивление, восторг;
  3. передачу инициативы взрослого детям. Необходимо как заинтересовать ребенка, так и научить его постановке целей в процессе познавательной деятельности и самостоятельности нахождения способов их осуществления;
  4. поддержку детской активности, любопытства и интереса к исследовательской деятельности; взрослым нужно развивать инициативность ребенка, а также поддержать ее, оказывать помощь в воплощении детских замыслов, нахождении возможных ошибок, преодолении возникающих трудностей. Если дети прерывали свою деятельность, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком.

Положительная мотивация экспериментальной деятельности детей достигается:

  • новизной, необычностью объекта
  • наличием тайны, сюрприза
  • мотивом помощи
  • познавательными моментами (почему так)
  • ситуацией выбора

На первых этапах детей учат экспериментированию в специально организованных видах деятельности, педагогом осуществляется контроль, далее нужные материалы и оборудование вносятся в пространственно-предметную среду группы, где дети самостоятельно воспроизводят опыт, при условии безопасности для здоровья.

В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении организация экспериментирования должна строиться на следующих условиях: должна быть обеспечена максимальная простота конструкции приборов, доступные правила использования; работа приборов должна быть безотказной; показ только существенных сторон явления или процесса; отчетливая видимость изучаемого явления; возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Итак, условием развития познавательной активности детей дошкольного возраста является практика, исследовательская деятельность. Экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из важнейших проблем современной педагогической науки. Она выступает как первостепенное условие формирования у детей потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

Таким образом экспериментирование является средством развития познавательной активности детей в дошкольном возрасте.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год