Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Познавательно – исследовательский проект «ЧУДЕСНАЯ ГЛИНА» для младшего дошкольного возраста
Познание
Автор: Аристова Олеся Валерьевна   
16.05.2023 13:56

Познавательно – исследовательский проект «ЧУДЕСНАЯ ГЛИНА» для младшего дошкольного возрастаПознавательно – исследовательский проект «ЧУДЕСНАЯ ГЛИНА» для младшего дошкольного возраста

МДОУ «Детский сад «Белоснежка»

Паспорт проекта. Группа: младшая группа.

Срок реализации проекта: с 22 марта по 2 апреля 2021 года.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, групповой, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети младшей группы, родители воспитанников младшей группы.

Актуальность темы: дети – природные исследователи окружающего мира. Интерес к познанию проявляется у них в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному поиску нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.

 

Скачать конспект

В исследовательской деятельности дошкольники получают возможность удовлетворить присущее им любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет им не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.

Традиционно считается, что лучшим материалом для лепки в детском саду является глина. Предметы, вылепленные из нее, быстро высыхают, готовые изделия можно закалить до определенной степени твердости, а затем окрасить, покрыть росписью. Главное же состоит в том, что глина одноцветна и, работая с нею, ребенок основное внимание направляет на создание образа.

Лепка из глины помогает ребенку изучать мир, задействуя разные органы чувств, развивая мелкую моторику и творческие способности.

Поэтому очень важно ознакомление детей с таким природным материалом, как глина, тем самым стоит не только преподносить им готовые знания, но и помогать им, добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.

Таким образом, мы решили разработать проект «Чудесная глина».

Описание проблемы: у детей не сформированы представления о том, что такое глина, где она применяется и как человек её использует.

Цель проекта: познакомить детей с природным материалом – глиной, её свойствами и применением.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представление детей о природном материале – глине, о ее свойствах и качествах.
  • Способствовать овладению способами обследования глины, включая простейшие опыты.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  • Развивать умение аккуратно пользоваться глиной.
  • Развивать творческие способности, память, воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать дружеские партнерские отношения между детьми во время совместной проектной деятельности.

Основное содержание проекта: данный проект разработан в соответствии с требованиями примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС. Тематический план проекта предназначен для формирования у детей знаний о глине, её свойствах и применении. Родители воспитанников являются активными участниками совместной проектной деятельности.

Методическое сопровождение проекта:

  1. План проведения мероприятий.
  2. Конспекты мероприятий.
  3. Иллюстративный материал.
  4. Литературные произведения для чтения детям.
  5. Дидактические игры.

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Иллюстрации по теме.
  2. Книги со сказками, стихами.
  3. Методическая литература, интернет – ресурсы.
  4. Материалы для художественной деятельности.
  5. Материалы для экспериментальной деятельности.

Предполагаемый результат: наличие у детей знаний о глине, её свойствах и применении. Приобретение детьми навыков и умений лепить из глины.

Возможные риски: нежелание некоторых участников проекта участвовать в реализации проекта.

План реализации проекта «Чудесная глина»:

I этап – подготовительный

- Изучение методической литературы.

- Составление плана деятельности.

- Информирование родителей о проведении проекта.

- Подбор дидактического материала.

II этап – основной, организационно-практический

Работа с детьми:

1. Образовательная деятельность по познавательному развитию «Знакомство с глиной и её свойствами».

Цель: формирование представлений у детей о глине, её свойствах.

2. Коммуникативная деятельность: просмотр мультимедийной презентации «Где человек применяет глину», беседа по теме.

Цель: формировать представления детей о том, где человек применяет глину. Познакомить детей с различными изделиями из глины.

2. Опытно – экспериментальная деятельность «Узнаем, какая глина».

Цель: познакомить детей со свойствами глины (размокает, мягкая – при лепке можно мять, раскатывать, придавать любую форму; твердая – может расколоться).

3. Опытно – экспериментальная деятельность «Пластилин и глина».

Цель: учить сравнивать качества пластилина и глины, находить их сходства и различия. Учить делать выводы.

4. Опытно – экспериментальная деятельность «Песок и глина».

Цель: познакомить детей со свойствами песка, глины; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать отдельные детали общей картины.

5. Опытно – экспериментальная деятельность «Глина – водонепроницаемая».

Цель: определить с детьми, что глина не пропускает воду.

6. Художественная деятельность: лепка из глины «Тарелочки».

Цель: формировать у детей представление о том, что из глины можно слепить различные фигуры, при высыхании фигурки остаются крепкими. Познакомить с приемами лепки тарелочки из глины.

7. Изобразительная деятельность «Украсим тарелочку».

Цель: учить расписывать тарелочки из глины красками, воспитывать аккуратность при раскрашивании.

8. Художественная деятельность: лепка из глины «Колючий ёж».

Цель: учить с помощью выбранного материала передавать образ ежа, закреплять умение детей катать шар из глины между ладонями и вытягивать глину двумя пальцами для придания работе характерного образа, дополнять деталями (колючки).

9. Изобразительная деятельность: раскрашивание ежиков.

Цель: учить детей раскрашивать объемные предметы красками, воспитывать самостоятельность, аккуратность при работе с красками.

10. Игровая деятельность: дидактическая игра «Найди предмет из глины».

Цель: воспитывать умение находить предметы, изготовленные из природного материала — глина; развивать наблюдательность, находчивость.

11. Физкультминутка: «Привезли мы глину с дальнего бугра».

Цель: снятие утомляемости, преодоление усталости и сонливости у детей.

12. Пальчиковая игра: «Месим глину».

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Работа с родителями:

  1. Оформление папки-передвижки «Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста».
  2. Привлечение родителей к созданию выставки «Изделия из глины».

III этап – заключительный

- Экскурсия с детьми в ЦНР «Берегиня» в мастерскую по изготовлению изделий из глины.

- Выставка «Изделия из глины».

- Оформление проекта «Чудесная глина».

Достигнутые образовательные результаты: в ходе реализации проекта «Чудесная глина», у дошкольников расширились и систематизировались знания о глине. Дети выяснили, какими свойствами обладает глина, как, и для каких целей использует глину человек: изготавливает посуду, делает игрушки.

Ребята овладели способами лепки из глины, закрепили знания и приёмы лепки, имеют представления о каргопольских глиняных игрушках. Родители приняли участие в оформлении групповой выставки «Изделия из глины». Мы считаем, что наш проект удался, вызвал положительные эмоции у детей и взрослых.

Перспективы дальнейшего развития проекта: мы считаем, что к проекту нужно вернуться в дальнейшем, это позволит уточнить, углубить знания детей о глине, глиняных игрушках, о работе гончаров, а также других природных материалах.

Список информационных источников:

  1. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 368 с.
  2. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М.Г. Бурнышева//Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – с. 24–26.
  3. Дыбина, О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада: методическое пособие / О.В. Дыбина. – М.: Мозаика — Синтез, 2007.
  4. Султанова, М. Простые опыты с природными материалами: для дошкольников / М. Султанова. – М.: ООО «Хатбер-пресс», 2014. – 16с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год