Познавательно – исследовательский проект «ЧУДЕСНАЯ ГЛИНА» для младшего дошкольного возраста |
Познание | |||
Автор: Аристова Олеся Валерьевна | |||
16.05.2023 13:56 | |||
Познавательно – исследовательский проект «ЧУДЕСНАЯ ГЛИНА» для младшего дошкольного возраста МДОУ «Детский сад «Белоснежка» Паспорт проекта. Группа: младшая группа. Срок реализации проекта: с 22 марта по 2 апреля 2021 года. Вид проекта: познавательно – исследовательский, групповой, краткосрочный. Участники проекта: воспитатели, дети младшей группы, родители воспитанников младшей группы. Актуальность темы: дети – природные исследователи окружающего мира. Интерес к познанию проявляется у них в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному поиску нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.
В исследовательской деятельности дошкольники получают возможность удовлетворить присущее им любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет им не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире. Традиционно считается, что лучшим материалом для лепки в детском саду является глина. Предметы, вылепленные из нее, быстро высыхают, готовые изделия можно закалить до определенной степени твердости, а затем окрасить, покрыть росписью. Главное же состоит в том, что глина одноцветна и, работая с нею, ребенок основное внимание направляет на создание образа. Лепка из глины помогает ребенку изучать мир, задействуя разные органы чувств, развивая мелкую моторику и творческие способности. Поэтому очень важно ознакомление детей с таким природным материалом, как глина, тем самым стоит не только преподносить им готовые знания, но и помогать им, добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования. Таким образом, мы решили разработать проект «Чудесная глина». Описание проблемы: у детей не сформированы представления о том, что такое глина, где она применяется и как человек её использует. Цель проекта: познакомить детей с природным материалом – глиной, её свойствами и применением. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Основное содержание проекта: данный проект разработан в соответствии с требованиями примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС. Тематический план проекта предназначен для формирования у детей знаний о глине, её свойствах и применении. Родители воспитанников являются активными участниками совместной проектной деятельности. Методическое сопровождение проекта:
Ресурсное обеспечение проекта:
Предполагаемый результат: наличие у детей знаний о глине, её свойствах и применении. Приобретение детьми навыков и умений лепить из глины. Возможные риски: нежелание некоторых участников проекта участвовать в реализации проекта. План реализации проекта «Чудесная глина»: I этап – подготовительный - Изучение методической литературы. - Составление плана деятельности. - Информирование родителей о проведении проекта. - Подбор дидактического материала. II этап – основной, организационно-практический Работа с детьми: 1. Образовательная деятельность по познавательному развитию «Знакомство с глиной и её свойствами». Цель: формирование представлений у детей о глине, её свойствах. 2. Коммуникативная деятельность: просмотр мультимедийной презентации «Где человек применяет глину», беседа по теме. Цель: формировать представления детей о том, где человек применяет глину. Познакомить детей с различными изделиями из глины. 2. Опытно – экспериментальная деятельность «Узнаем, какая глина». Цель: познакомить детей со свойствами глины (размокает, мягкая – при лепке можно мять, раскатывать, придавать любую форму; твердая – может расколоться). 3. Опытно – экспериментальная деятельность «Пластилин и глина». Цель: учить сравнивать качества пластилина и глины, находить их сходства и различия. Учить делать выводы. 4. Опытно – экспериментальная деятельность «Песок и глина». Цель: познакомить детей со свойствами песка, глины; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать отдельные детали общей картины. 5. Опытно – экспериментальная деятельность «Глина – водонепроницаемая». Цель: определить с детьми, что глина не пропускает воду. 6. Художественная деятельность: лепка из глины «Тарелочки». Цель: формировать у детей представление о том, что из глины можно слепить различные фигуры, при высыхании фигурки остаются крепкими. Познакомить с приемами лепки тарелочки из глины. 7. Изобразительная деятельность «Украсим тарелочку». Цель: учить расписывать тарелочки из глины красками, воспитывать аккуратность при раскрашивании. 8. Художественная деятельность: лепка из глины «Колючий ёж». Цель: учить с помощью выбранного материала передавать образ ежа, закреплять умение детей катать шар из глины между ладонями и вытягивать глину двумя пальцами для придания работе характерного образа, дополнять деталями (колючки). 9. Изобразительная деятельность: раскрашивание ежиков. Цель: учить детей раскрашивать объемные предметы красками, воспитывать самостоятельность, аккуратность при работе с красками. 10. Игровая деятельность: дидактическая игра «Найди предмет из глины». Цель: воспитывать умение находить предметы, изготовленные из природного материала — глина; развивать наблюдательность, находчивость. 11. Физкультминутка: «Привезли мы глину с дальнего бугра». Цель: снятие утомляемости, преодоление усталости и сонливости у детей. 12. Пальчиковая игра: «Месим глину». Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Работа с родителями:
III этап – заключительный - Экскурсия с детьми в ЦНР «Берегиня» в мастерскую по изготовлению изделий из глины. - Выставка «Изделия из глины». - Оформление проекта «Чудесная глина». Достигнутые образовательные результаты: в ходе реализации проекта «Чудесная глина», у дошкольников расширились и систематизировались знания о глине. Дети выяснили, какими свойствами обладает глина, как, и для каких целей использует глину человек: изготавливает посуду, делает игрушки. Ребята овладели способами лепки из глины, закрепили знания и приёмы лепки, имеют представления о каргопольских глиняных игрушках. Родители приняли участие в оформлении групповой выставки «Изделия из глины». Мы считаем, что наш проект удался, вызвал положительные эмоции у детей и взрослых. Перспективы дальнейшего развития проекта: мы считаем, что к проекту нужно вернуться в дальнейшем, это позволит уточнить, углубить знания детей о глине, глиняных игрушках, о работе гончаров, а также других природных материалах. Список информационных источников:
|