«Мой родной край – Ямал» |
Познание | |||
Автор: Ахмадуллина Зиля Фавзиевна | |||
16.05.2023 13:46 | |||
«Мой родной край – Ямал» Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. ЗАДАЧИ. Обучающие: уточнить и закрепить знания детей о Севере: народах, быте людей, растительном и животном мире. Познакомить с орнаментами и национальной одеждой жителей края. Дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера. Развивающие: развивать речь, память, интерес. Воспитательные: прививать любовь и уважение к представителям коренных народов, проживающих в ЯНАО.
Ход: Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в интересное путешествие, а какое, вы сейчас поймёте из стихотворения: Вы на карту посмотрите И Ямал на ней найдите, Потому что здесь наш дом: Мы на Севере живем. Вот заря, как знамя, реет, Солнца луч ударил ввысь. Из столицы в это время Позывные донеслись. Будет день такой, что любо! Сразу тундра ожила: И спешат навстречу людям И заботы, и дела. Пастухи поедут в стадо, Ладит снасти зверолов. А рыбацкая бригада Привезла большой улов. Тишину окрест нарушив, Из соседней буровой Из земной коры наружу Взвился факел голубой... Загремел над нашей крышей Вертолет, бросая тень... Мы диктант в тетрадках пишем: «Над Россией новый день». Педагог: Край Земли – так переводится с ненецкого языка на русский сло-во «ЯМАЛ». Ямало-Ненецкий автономный округ расположен на севере Западносибирской равнины. Природа Ямала сурова и добра. Зима продолжительная и суровая, длится около 8 месяцев. Лето тёплое и короткое. Педагог: — Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где родился человек и живёт? Дети: — Родной край Педагог — Это большая или малая Родина? Дети: — Это малая Родина. Педагог — Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина? Дети: — Наша малая Родина называется — ЯМАЛ. Педагог: — А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ? Дети: — Ямало-Ненецкий автономный округ. Педагог: — А почему наш округ называется Ямало-Ненецким округом, или как все коротко называют Ямал? Дети: — Потому что он расположен на полуострове Ямал. Педагог: — А где на карте расположен полуостров Ямал? На севере, юге или на средней полосе России? Дети: — Полуостров Ямал находится на севере нашей страны. Педагог: — Как называется столица Ямала? Дети: — Город Салехард. Педагог: — Много разных районов находится в Ямало-Ненецком автономном округе. (Подвожу к карте Ямало-Ненецкого автономного округа) Педагог: Как же называется наш район? Дети: — Пуровский район. Педагог: Ямал — «житница» нашей Родины. Скажите, ребята, что добывают на Ямале? Педагог: Ребята, чем еще богат Ямало-Ненецкий округ и наш район в том числе? Дети: На Ямале добывают нефть и газ, а работают здесь нефтяники и газовики. Педагог: — Газ и нефть – это главное богатство Ямала. Пользуются газом и нефтью не только Ямальцы, и не только люди России. Газ и нефть отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства. Дети: — Нет, не легко. Очень холодная затяжная зима. Трескучие морозы. Летом комары и мошка. Педагог: Да, добыча газа и нефти настоящая мужская работа. Обратите внимание на лица этих мужественных и сильных людей. Не боятся морозов, холодов и ветров. Это настоящие герои. Педагог: Теперь поговорим о символике нашего округа Ямала: флаге и гербе. По-смотрите на флаг. Наличие трёх цветов на флаге Ямала подтверждает вхождение автономного округа в состав Российской федерации. Красный цвет – цвет мужества, силы. Белый цвет – цвет чистоты, мудрости. Сине- голубой цвет –цвет моря, воды, неба, газа – основного вида природного богатства Ямала. Белый орнамент «оленьи рога» символизирует основу жизникоренных народов Севера. Герб Ямала состоит из геральдического щита, увенчанного короной, который под-держивают два полярных медведя. (Задание для детей. Собери герб и флаг). Педагог: -Сегодня мы побываем у ненцев. Ребята, а где живут ненцы? Дети: – В тундре. Педагог: – Правильно, они живут в тундре. Мы с вами живем в домах, а что служит им домом? Дети: – Чум. Педагог: – Правильно, а как по-ненецки чум? Педагог: – Как вы думаете, почему чум, а не дом? Дети: – Они часто переезжают с места на место, чум Педагог: – А кто знает из чего состоит чум? Дети: Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием. Педагог: В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Какая разница между зимним и летним чумом? Дети: На зимнем чуме покрытие из оленьей шкуры. Педагог: Раньше летний чум покрывали берестой (берёзовая кора, а сейчас покрывают брезентом (эта такая плотная ткань, которая не пропускает дождь, ветер). - А что служит полом в чуме? - Кладут доски, оленьи шкуры - Чем согревают чум? - Железной печкой - Правильно в середину чума ставится железная печь. Педагог: — а кто живет в чуме? Дети: — большая дружная семья. Педагог: Ребята, как вы думаете, любят играть дети коренных жителей? Ребята, посмотрите на слайд кого вы видите? Да ребята это некоторые коренные жители занимаются рыболовством. Чем еще занимается коренное население? Дети: — Охотой, оленеводством, сбором дикоросов. Педагог: — Что такое дикоросы? Дети: — Это грибы и ягоды. Педагог: — Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами? Дети: — Потому что грибы и ягоды никто не сажают, они сами вырастают. Педагог: — Из каких двух слов состоит слово «дикоросы»? Дети: — Дико растут. Педагог — Правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду, и никто их не высаживает, они растут в природе самостоятельно, чаще в диких местах. Какие же ягоды растут на Севере? Дети: — Голубика, черника, брусника, клюква, морошка. Педагог: — А какие деревья и кусты растут на севере? Дети: — Лиственница, сосна, кедр, ель, шиповник, можжевельник. Воспитатель: — А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что где растет?». Для этого предлагаю вам разделиться на две команды способом пересчета на один и два. (Дети самостоятельно разбиваются на 2 команды.) Педагог: — Послушайте правила игры. На столе справа лежат карточки с изображением ягод, растущих на севере и юге нашей страны. Первой команде необходимо выбрать только северные ягоды и разместить их на фланелеграфе справа. Второй команде необходимо среди карточек на столе слева выбрать только те деревья, которые растут только в нашем родном краю и разместить их на фланелеграфе слева. 1- ая команда -отбирает ягоды растущие на севере 2-ая команда – отбирает деверья и кустарники севера После выполнения задания дети проверяют правильность выполнения задания противоположной команды) Вам предлагаем поиграть игру: «Полярная сова и евражки» Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна, евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой. (После игры, все ребята садятся за столы). Педагог: — Как вы думаете, в тундре холодно? Дети: Холодно. Педагог: — Тундра – это открытая местность, там нет леса, и дуют очень сильные ветры и метели. Чтобы не замерзнуть, жители тундры шьют себе тёплую одежду. Педагог: А как называется верхняя мужская одежда? Дети: «Малица». Педагог: А как называется верхняя женская одежда? Дети: «Ягугка». Педагог: Кто расскажет о малице? (из чего шьют, и какая она). -Малицу шьют из сукна, с тёплой подстёжкой из оленьей шкуры. Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не бросает и не снимает. Воспитатель: Как называется женская верхняя одежда? Дети: «Ягушка». Воспитатель: Чем отличатся малица от ягушки? Дети: У малицы есть капюшон, а ягушка похожа на пальто, и нет капюшона. На ягушке вышивают узоры. Педагог: Если мы посмотрим на одежду, что в ней необычного? Похожа она на нашу одежду. Что бросается в глаза, на всех вещах, что можно заметить? (орнамент) Педагог: Да, ребята, на каждой вещи, есть какой-то орнамент и на обуви, которую ненцы носят зимой. Как она называется? (кисы) Красивый орнамент? А, скажите он везде одинаковый? Дети: Нет, везде разный, потому, что каждый орнамент имеет свое название. «Локоть лисицы» «Волчий капкан» «Головки» «Подобный чуму» щучьи зубы. Каждому ребенку раздать рисунок одежды коренных жителей, дети в свободное время нарисуют узоры. - Наше путешествие окончено. - Скажите, пожалуйста, где происходило наше путешествие? Дети: — Мы путешествовали по родному краю, по Ямалу. Воспитатель: — Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, свое умение. Спасибо за ваш труд! - Что Вам больше всего понравилось? (Слушаю мнения детей) - Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край? (Дети высказывают свои предложения) Воспитатель: — В следующий раз непременно будем изучать интересующие вас вопросы. А вам предлагаю в группе рассматривать альбомы, книги, журналы о нашем Севере, думаю, что вы в них найдете что–то новое и интересное для себя.
|