Методическая разработка к презентации «Природа родного села» |
Познание | |||
Автор: Мыжевских Наталья Сергеевна | |||
26.04.2023 20:13 | |||
Методическая разработка к презентации «Природа родного села» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Лесобазовский детский сад» Воспитатель: Мыжевских Наталья Сергеевна Слайд 2. На современном этапе развития общества дошкольные образовательные организации (ДОО) должны воспитывать активных, творческих детей, способных самостоятельно ставить и решать задачи, получать знания, используя широкую сеть информационных ресурсов. Следует отметить важную тенденцию современности: несмотря ни на что жизнь общества в последнее время глубоко преобразована информационными технологиями. А людей трудно представить без гаджетов, народ потянуло к природе. И не просто к природе, а к ее красоте в самых разных формах и проявлениях. Часто видим, что городские люди возвращаются обратно в деревни, сельские поселения, а кто-то проживает на даче, выращивают около дома цвета, ухаживают за газонами, реализуют ландшафтные проекты. Красота природы (экологическое образование) начинает брать верх над традиционным и укоренившимся отношением к природе лишь как к источнику материальной пользы.
Для того чтобы были получены положительные результаты, педагоги должны проводить с дошкольниками экскурсии, наблюдения, опыты и т.п.; разрабатывать и внедрять в практику новые формы обучения, воспитания и развития. И тут же вспоминаешь волшебные слова русского ученого-естествоиспытателя М.В. Ломоносова «Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книги». Воспитатели МБДОУ «Лесобазовский детский сад» на протяжении всей своей педагогической деятельности приобщают детей к познанию природы родного села, знакомство с улицами и объектами села, в котором живут воспитанники детского сада. Работа с воспитанниками средней группы «Родничок» проводится согласно целям и задачам по плану регионального компонента МБДОУ «Лесобазовский детский сад» — «Любовь к Отчизне начинается с любви к малой Родине». Нами разработаны проекты «Улицы родного села». Каждую неделю (согласно плану) совершаем экскурсии по родному селу с целью: формирование элементарных представлений детей о малой Родине на основе знакомства с родным селом, в котором они живут. Каждый месяц проводим познавательно-игровые занятия или познавательные беседы про родное село, его историю и исторические факты про деревья, улицы, речку, родники и пр. Хочу отметить, что увлекая ребенка в мир природы, нами составлен план по наработкам диалога по временам года «Использование наследия В.А. Сухомлинского в организации воспитательных диалогов с дошкольниками». Замечательный материал и он очень познавательный. Детям слушать рассказы интересно, отвечают на вопросы (Смотрите журнал «Дошкольное воспитание», 2017, № 1-7). В данное время разрабатываем дидактические игры «Разрезные картинки»; «Четвертый лишний»; «Ты куда бежишь родник?» и т.д. Методика и значение ознакомления младшей группы с природой родного села Слайд 3. В любом селе, городе есть свои достопримечательности или просто исторические места. Люди берегут их, хранят прошлое в памяти народной. Знакомство с историей своей родины – это всегда радость нескончаемого открытия нового в знакомом. Если мы любим свою страну, мы не можем не любить своей истории, даже если это история маленького села – это наша страница истории. У каждого населенного пункта есть своя история, своя тайна, своя изюминка. Одни из них прославились тем, что когда — то в них происходили важные исторические события, другие тем, что являются родиной знаменитых людей, ставшими известными благодаря кропотливому труду. Интересно, а за что наши жители могут похвалить своё село, гордиться за свой народ? Цель данной работы: пробуждение у детей эмоционального отношения к природе; показать культурно-историческое наследие своего села. В селе Дизьмино много отзывчивых и добрых людей, которые нам помогают в изучении исторических фактах в природе (Откуда получила название гора «Кочевырка»?; Как образовался «Германовский пруд»?; Рассказали, что когда-то давным-давно вместо улицы Школьной протекала река (так как при строительстве дороги обнаружены песок и галька) и много других интересных фактов). Я сама очень люблю историю и хочется, чтобы дети знали историю своего маленького села, своей маленькой Родины. Для достижения цели были сформулированы следующие задачи: 1. Изучить достопримечательности села Дизьмино, а значит:
- какими знаменитыми людьми богато село. 2. Создать экскурсию и прогулки по знаменитым уголкам села. 3. Показать красоту природы родного села. Последовательность работы:
-сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время работы на участке детского сада (совместно сеять и высаживать растения и ухаживать за ними). С тех пор как человек пахать обрел уменье, Украсить дом и двор он ощутил стремление И стал вокруг себя сажать для красоты По вкусу своему деревья и цветы. Жак Делиль Экскурсия по селу Слайд 4. Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. С целью формирования представлений у дошкольников о своём родном селе, воспитанию нравственно-патриотических чувств, любви к своей малой Родине, была проведена экскурсия по родному селу. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – село, улица, дом. Это его малая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина. Цель данной экскурсии: ознакомление детей с домашними животными, растительностью в природе родного села; воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному селу, систематизировать знания о достопримечательностях села. Поход к роднику Слайд 5. Цель данного похода: познакомить детей с родником; сформировать представление о родниках; воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Познавательная беседа о родниках Слайд 6. Давным-давно, в селе Дизьмино, а раньше она была деревней, насчитывалось более 10 родников. В начале деревни Дизьмино (сейчас по левую сторону тракта Яр-Глазов имеется небольшой прудик) были три родника: один – по правую сторону и два по левую (показывает на карте). Особенно много было родников-ключей по обоим берегам Зумеговки (ныне называется Кабакшур). Первый родник находился на опушке Поркар рощи. Когда-то люди еженедельно от весны до осени ухаживали за этим истоком Зумеговки. Огораживали, чтобы не попадала скотина. Из бересты делали маленькие ковшики, чтобы жаждующие могли напиться бодрящей живительной воды… Население деревни Дизьмино очень бережно относились к родникам. Без подсказки, без всяких указов, ухаживали за ними. К сожалению, на сегодняшний день, многих родников не существует. Осенний поход в лес Слайд 7. В сентябре погода стояла солнечная, теплая – как раз для похода в лес. Дети получили массу позитивного настроения: изучали строение мха, рассматривали елочки и шишки, а так же облюбовали необычные пеньки на лесной полянке. Нашли старую березу и она так пришла по душе нашим детишкам, что так просто мы от нее не ушли – устроили фотосессию. Цель данного похода: организация активного отдыха детей на открытом воздухе через интеграцию разнообразных видов деятельности; формировать у детей представления о походе; познакомить со свойствами почвы, ее ролью в жизни человека и животных; совершенствовать двигательные навыки; воспитывать бережное отношение к природе. Проект «Улицы родного села» Слайд 8. Цели проекта: Формирование представлений о родном селе. Формирование у детей гордости и любви к родному селу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, традициями, обычаями, играми и праздниками. Задачи проекта: Пробуждать интерес и любовь к культуре, народному творчеству, обычаям, традициям; Развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине; Пробуждать у детей исследовательский интерес, любознательность, проявить чувство любви к родному селу, краю, восхищения природой, родным домом, местными достопримечательностями. Организовать сотрудничество с семьями воспитанников, с библиотекой. Привлечение родителей к участию в реализации проекта. Приобщать родителей к сотрудничеству с ДОУ в вопросах патриотического воспитания; Закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада. Реализация проекта Слайд 9. I этап – подготовительный
II этап – основной
Результаты работы Слайд 10-12. Согласно прогулкам по родному селу, воспитатели данной группы разработали дидактические игры – «Кто летает, бегает и прыгает?»; «Ты куда бежишь Родник?»; «Узнай и назови». В ознакомлении с природой родного села особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Взаимодействие с родителями. Родители оформили папку-альбом «Вот моя улица – вот мой дом». Принесли фотографии, где изображена улица, на которой они живут. Воспитатели разработали конспекты познавательно-игровых занятий «Улицы моего села»; «Вот оно какое – село мое родное»; «История родного села». В заключении мне хочется сказать: наши дети не должны лишиться главного: радости детства. Эта радость зависит от многих причин и имеет множество аспектов: а) любовь родителей к детям, любовь детей друг к другу; б) малые радости: игры, игрушки. Но всё это немыслимо без одной большой любви – любви к родному краю. Эта любовь даёт ребёнку полное ощущение радости жизни, наполняет ее смыслом и особым счастьем. Такую любовь мы можем воспитать в детях, если сами, любя Родину и зная её историю, традиции, обычаи, фольклор, достижения народных мастеров, поделимся с детьми этими знаниями. Познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем гармонически развитую личность. Может, есть прекрасные места, Эти я не разлюблю навеки. К ним любовь священна и чиста, И неистребима в человеке. А.Плотников Спасибо за внимание!
|