Консультация для родителей «Роль прогулки в развитии познавательного интереса к окружающему миру» |
Познание | |||
Автор: Рылина Ирина Владимировна | |||
26.04.2023 19:51 | |||
Консультация для родителей «Роль прогулки в развитии познавательного интереса к окружающему миру» Рылина Ирина Владимировна МАДОУ" ДС N 449 «Олимпиец» г. Челябинска " Воспитатель "Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам." Ральф У. Эмерсон Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым, любознательным. Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг. На это обращал внимание Песталоции И.Г. Он писал: " Учебник ребенка — его жизненные впечатления. И роль родителей ненавязчиво направлять эти впечатления, делая их более разнообразными и исподволь раскрывая перед ребенком красоту и гармонию мира." Далее он писал: " глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить ".[3] Ушинский К.Д. отмечал, что в действительной жизни дитя — не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя — уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созиданиями.
Жан Жак Руссо выделил три источника воспитания: природу, людей и окружающие вещи. Лучшим средством этих источников воспитания являются прогулки, проводимые родителями. " Прогулка — хождение или недалекая поездка для развлечения, отдыха на открытом воздухе". [ 3 ] Пребывание детей на свежем воздухе способствует:
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. Чтобы избежать наприятностей во время прогулки, родителям необходимо знать: " 1. Дети до 13 — 14 лет видят только прямо, а боковым зрением слабо фиксируют происходящее (" тоннельное зрение "); 2. Ребёнку приходится поворачивать голову для того, чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве. Для этого ребёнку понадобится 4 секунды, в то же время как взрослому — четверть секунды; 3. Восприятие ребёнком скорости, размера транспортного средства и расстояния до него также искажено; 4. Дети с скажением воспринимают звуки на дороге. " [ 1 ] Во время прогулок родителям необходимо большую роль отдавать изучению правил дорожного движения и при этом учитывать индивидуальные особенности детей. " Все мы знаем, что люди делятся на " левшей" и " правшей" по принципу ведущей руки. Каждый родитель знает о том, какая рука его ребёнка более деятельная. Но мало кто знает, что активность руки связана с работой разных полушарий мозга, что определяет разный тип мышления, а следовательно, разный тип восприятия информации. Так "правши", те, у которых преобладает работа левого полушария мозга, считаются "мыслителями", то есть логистами. А " левши ", те, у кого преобладает работа правого полушария мозга, — " художники ", у них более развито образное мышление. Правое полушарие отвечает за ориентацию человека в пространстве, поэтому дети — " левши" лучше ориентируются на улицах и дорогах, но при этом в большей степени у них искажено восприятие звуков. А значит, родителям при обучении детей Правилам дорожного движения и поведения на улице следует знать и учитывать их индивидуальные особенности. Еще одной психологической особенностью маленьких детей является то, что они не в состоянии понять возможную опасность. Чувство страха не врожденное, а приобретенное человеком. Дети начинают понимать опасность и страх, исходящий от двигающего транспорта, по мере объяснения причин этого страха и опасности родителями. Чувство "правильной" тревоги передается от родителей к детям, что должно выражаться в ответственности родителей за жизнь и здоровье детей и воспитании в детях ответственности за свою жизнь." [ 1 ] Одними предостережениями типа " будь осторожен " делу существенно не поможешь. Неоходима повседневная тренировка движения, внимания ребенка в сочетании с постоянным личным примером родителей. Во время прогулок родителям необходимо соблюдать правильный подход к беседе. Так, например, неэффективо говорить с детьми об опасностях дороги излишне строгим тоном. Ребенок не будет заинтересован в беседе и в результате усвоит лишь малую часть информации родителей. Дети, родители которых удивляются вместе с ними, учат не только смотреть, но и видеть, захотят узнать больше. При проведении прогулки по изучению ПДД родителям следует иметь в виду три аспекта взаимодействмя с транспортной системой города:
Наблюдая за работой светофора, обратите внимание ребенка на связь между цветами светофора. Детям нужно при этом пояснить:
Если светофор не работает, то регулирует движение регулировщик:
Работа по воспитанию безопасного поведения детей на улице не должна быть однообразной. Ее нужно проводить систематически, постоянно. Покажите ребенку дорожные знаки, из значение. Ребенок должен различать и называть специальные виды транспорта. После каждой прогулки родители обязательно должны побеседовать с детьми об увиденном. Целесообразно использовать при этом загадки: Три разноцветных круга (Светофор) Я глазищами моргаю (Светофор) Какой свет нам говорит: (Зеленый) Какой свет нам говорит: (Красный) Эй, водитель, осторожно! (Знак " Дети ") Здесь дорожные работы - (Знак " Дорожные работы ".) Никогда не подведет (Знак " Подземный переход ") Этой зебры на дороге (Знак " Пешеходный переход ") Их видно повсюду, их видно из окон, (Грузовики) Мчится огненной стрелой, (Пожарная машина) Дом- чудесный бегунок (Трамвай) Что за чудо светлый дом? (Автобус) Что такое — отгадай: (Троллейбус) Можно при беседе использовать пословицы: Правила движения достойны уважения. Только культура поведения родителей, терпение и ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время прогулок поможет воспитать у детей навыки и привычку безопасного поведения на улице. На прогулке ребенок узнает что — то новое, Дети очень любознательны и постоянно нуждаются в новой информации, это развивает память и мышление. Прогулки укрепляют взаимосвязь между родителями и детьми, а также способствуют созданию более надежных доверительных отношений в семье. Во время летних прогулок расскажите ребенку о цветах, травах, деревьях (лиственных и хвойных) и кустарниках. Например, знакомя ребенка с березой, обратите внимание на форму листьев. Они напоминают ромб, закругленный с одного края и с зубчиками с другой. Весной обратите внимание на пробуждение природы: появление почек на деревьях, первых листочков, первых лесных цветов, оживленные пташки. Весной веточки березы покрываются " сережками ". Это продолговатые скопления крохотных цветков березы, которые созревая выбрасывают по ветру многочисленные семена. При этом особое внимание уделяйте изучению правил поведения в природе: например,
- уборку осуществляет специальная техника (поливочные машины, мусоровозы и т.д. Осенью расскажите ребенку о цвете листьев и их опадании, о птицах, которые улетаю в теплые края. Зимой детям очень нравится возиться в снегу Из снега можно лепить зверей, рисовать на снегу. Дома с ребенком можно сделать кормушку для кормления птиц и установить её. Можно привлечь ребенка к труду — очистке дорожек, крылечек от снега. Главное показать пример для ребенка. Тогда в будущем ребенок с радостью будет вам помогать. Такие прогулки развивают у ребенка способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды. Для родителей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить ребенка, но и обогатить его новыми знаниями, развить внимание, память и другие мыслительные операции. Ребенок учится преодолевать различные препятствия, становится более подвижным, ловким, смелым, выносливы. ЛИТЕРАТУРА
|