Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей «Роль прогулки в развитии познавательного интереса к окружающему миру»
Познание
Автор: Рылина Ирина Владимировна   
26.04.2023 19:51

Консультация для родителей «Роль прогулки в развитии познавательного интереса к окружающему миру»Консультация для родителей «Роль прогулки в развитии познавательного интереса к окружающему миру»

Рылина Ирина Владимировна МАДОУ" ДС N 449 «Олимпиец» г. Челябинска " Воспитатель

"Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам." Ральф У. Эмерсон

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым, любознательным. Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг. На это обращал внимание Песталоции И.Г. Он писал: " Учебник ребенка — его жизненные впечатления. И роль родителей ненавязчиво направлять эти впечатления, делая их более разнообразными и исподволь раскрывая перед ребенком красоту и гармонию мира." Далее он писал: " глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить ".[3]

Ушинский К.Д. отмечал, что в действительной жизни дитя — не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя — уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созиданиями.

 

Жан Жак Руссо выделил три источника воспитания: природу, людей и окружающие вещи.

Лучшим средством этих источников воспитания являются прогулки, проводимые родителями.

" Прогулка — хождение или недалекая поездка для развлечения, отдыха на открытом воздухе". [ 3 ]

Пребывание детей на свежем воздухе способствует:

  • укреплению здоровья
  • закаливанию организма
  • развитию двигательной активности
  • развитию познавательной деятельности.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного.

Чтобы избежать наприятностей во время прогулки, родителям необходимо знать:

" 1. Дети до 13 — 14 лет видят только прямо, а боковым зрением слабо фиксируют происходящее (" тоннельное зрение ");

2. Ребёнку приходится поворачивать голову для того, чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве. Для этого ребёнку понадобится 4 секунды, в то же время как взрослому — четверть секунды;

3. Восприятие ребёнком скорости, размера транспортного средства и расстояния до него также искажено;

4. Дети с скажением воспринимают звуки на дороге. " [ 1 ]

Во время прогулок родителям необходимо большую роль отдавать изучению правил дорожного движения и при этом учитывать индивидуальные особенности детей.

" Все мы знаем, что люди делятся на " левшей" и " правшей" по принципу ведущей руки. Каждый родитель знает о том, какая рука его ребёнка более деятельная. Но мало кто знает, что активность руки связана с работой разных полушарий мозга, что определяет разный тип мышления, а следовательно, разный тип восприятия информации. Так "правши", те, у которых преобладает работа левого полушария мозга, считаются "мыслителями", то есть логистами. А " левши ", те, у кого преобладает работа правого полушария мозга, — " художники ", у них более развито образное мышление. Правое полушарие отвечает за ориентацию человека в пространстве, поэтому дети — " левши" лучше ориентируются на улицах и дорогах, но при этом в большей степени у них искажено восприятие звуков. А значит, родителям при обучении детей Правилам дорожного движения и поведения на улице следует знать и учитывать их индивидуальные особенности.

Еще одной психологической особенностью маленьких детей является то, что они не в состоянии понять возможную опасность. Чувство страха не врожденное, а приобретенное человеком. Дети начинают понимать опасность и страх, исходящий от двигающего транспорта, по мере объяснения причин этого страха и опасности родителями. Чувство "правильной" тревоги передается от родителей к детям, что должно выражаться в ответственности родителей за жизнь и здоровье детей и воспитании в детях ответственности за свою жизнь." [ 1 ]

Одними предостережениями типа " будь осторожен " делу существенно не поможешь. Неоходима повседневная тренировка движения, внимания ребенка в сочетании с постоянным личным примером родителей.

Во время прогулок родителям необходимо соблюдать правильный подход к беседе. Так, например, неэффективо говорить с детьми об опасностях дороги излишне строгим тоном. Ребенок не будет заинтересован в беседе и в результате усвоит лишь малую часть информации родителей. Дети, родители которых удивляются вместе с ними, учат не только смотреть, но и видеть, захотят узнать больше.

При проведении прогулки по изучению ПДД родителям следует иметь в виду три аспекта взаимодействмя с транспортной системой города:

  • Ребёнок — пешеход
  • Ребёнок — пассажир городского транспорта
  • Ребёнок — водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и т.д.)

Наблюдая за работой светофора, обратите внимание ребенка на связь между цветами светофора. Детям нужно при этом пояснить:

  • красный сигнал запрещает движение
  • желтый синал — приготовиться к движению
  • зеленый сигнал — разрешает движение, но при этом необходимо повернуть голову налево и направо, а потом приступить к движению.

Если светофор не работает, то регулирует движение регулировщик:

  • Правая рука поднята вертикально вверх. Этот жест называется " Внимание ", он равнозначен желтому сигналу светофора
  • Руки опущены вниз или вытянуты в стороны. Если инспектор стоит к пешеходам правым или левым боком, данный жест равнозначен зеленому сигналу светофора
  • Правая рука регулировщика вытянута вперед. Если он стоит к вам лицом, на языке светофора — это красный свет.

Работа по воспитанию безопасного поведения детей на улице не должна быть однообразной. Ее нужно проводить систематически, постоянно.

Покажите ребенку дорожные знаки, из значение. Ребенок должен различать и называть специальные виды транспорта.

После каждой прогулки родители обязательно должны побеседовать с детьми об увиденном. Целесообразно использовать при этом загадки:

Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, моргают -
Людям помогают.

(Светофор)

Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь.

(Светофор)

Какой свет нам говорит:
" Проходите — путь открыт ".

(Зеленый)

Какой свет нам говорит:
" Вы постойте — путь закрыт ".

(Красный)

Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете -
В этом месте ходят дети!

(Знак " Дети ")

Здесь дорожные работы -
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти.

(Знак " Дорожные работы ".)

Никогда не подведет
Нас подземный переход:
Дорога пешеходная
В нем всегда свободная.

(Знак " Подземный переход ")

Этой зебры на дороге
Я нисколько не боюсь
Если все вокруг в порядке,
По полоскам в путь пущусь.

(Знак " Пешеходный переход ")

Их видно повсюду, их видно из окон,
По улицам движутся быстрым потоком.
Они перевозят различные грузы -
Кирпичь и железо, зерно и арбузы.

(Грузовики)

Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальет пожар любой
Смелая дружина.

(Пожарная машина)

Дом- чудесный бегунок
На своей восьмерке ног.
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам.

(Трамвай)

Что за чудо светлый дом?
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.

(Автобус)

Что такое — отгадай:
Ни автобус, ни трамвай
НЕ нуждается в бензине,
Хотя колеса на резине.

(Троллейбус)

Можно при беседе использовать пословицы:
Тише едешь — дальше будешь.
Гляди в оба, да не разбей лоба.
Умей обождат.

Правила движения достойны уважения.

Только культура поведения родителей, терпение и ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время прогулок поможет воспитать у детей навыки и привычку безопасного поведения на улице.

На прогулке ребенок узнает что — то новое, Дети очень любознательны и постоянно нуждаются в новой информации, это развивает память и мышление. Прогулки укрепляют взаимосвязь между родителями и детьми, а также способствуют созданию более надежных доверительных отношений в семье.

Во время летних прогулок расскажите ребенку о цветах, травах, деревьях (лиственных и хвойных) и кустарниках.

Например, знакомя ребенка с березой, обратите внимание на форму листьев. Они напоминают ромб, закругленный с одного края и с зубчиками с другой.

Весной обратите внимание на пробуждение природы: появление почек на деревьях, первых листочков, первых лесных цветов, оживленные пташки.

Весной веточки березы покрываются " сережками ". Это продолговатые скопления крохотных цветков березы, которые созревая выбрасывают по ветру многочисленные семена.

При этом особое внимание уделяйте изучению правил поведения в природе: например,

  • что такое мусор, почему нужно содержать лес, дом и улицы в чистоте
  • кто следит за чистотй улиц (дворники)

- уборку осуществляет специальная техника (поливочные машины, мусоровозы и т.д.

Осенью расскажите ребенку о цвете листьев и их опадании, о птицах, которые улетаю в теплые края.

Зимой детям очень нравится возиться в снегу Из снега можно лепить зверей, рисовать на снегу. Дома с ребенком можно сделать кормушку для кормления птиц и установить её. Можно привлечь ребенка к труду — очистке дорожек, крылечек от снега.

Главное показать пример для ребенка. Тогда в будущем ребенок с радостью будет вам помогать.

Такие прогулки развивают у ребенка способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.

Для родителей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить ребенка, но и обогатить его новыми знаниями, развить внимание, память и другие мыслительные операции.

Ребенок учится преодолевать различные препятствия, становится более подвижным, ловким, смелым, выносливы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арутюнян В. " Маленький мыслитель " и дорога.
  2. Иващенко О.Н. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке. // Дошкольное воспитание. N 11 — 2007
  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.
  4. Песталоции, Иоганн Генрих " Избранные педагогические произведения в двух томах" М., 1963
  5. Рудова М. Зимняя прогулка. // Дошкольное воспитание " N 12- 2003
  6. Теплюк С. Работа с детьми на прогулке. // Дошкольное воспитание N 1 — 1990
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год