Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада |
Познание | |||
Автор: Рочева Елена Владиславовна | |||
20.04.2023 11:13 | |||
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада Шестилетние дети — это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки. Почему дует ветер? Почему замерзает вода зимой? Почему светит солнце? Почему появляется радуга? Столько любопытных вопросов, на которые так весело и здорово находить ответы. В доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложных природных процессов и явлений помогают эксперименты. Метод экспериментирования создаёт необходимые условия для активного познания, открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире. Кроме того, экспериментирование стимулирует исследовательскую активность малыша, развивает его логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия. Важно, чтобы в дошкольной системе образования одним из ведущих инструментов развития интеллектуальной культуры малышей стал такой вид деятельности, как детское экспериментирование. Детское экспериментирование — познавательный и увлекательный приём практического исследования мира, нацеленный на создание наиболее благоприятных условий, в которых предметы и явления наиболее красноречиво проявляют свою скрытую природу. Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.
Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы:
Виды экспериментирования в старшей группе:
Приёмы, используемые на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности: Наблюдение — способствует формированию знаний о свойствах и качествах предметов, а также помогает отслеживать преобразование объектов. Игра (игра-эксперимент, дидактическая, подвижная, театрализованная) — применяется в комплексе с пояснениями, показом, уточняющими и наводящими вопросами. Пример дидактических игр: «Определи на вкус»; «Определи по запаху»; «Узнай по голосу»; «Где живёт вода»; «Измерь массу, длину и высоту»; «Оденем куклу на прогулку». Опыт — преобразование объекта с целью выявления скрытых свойств и установлению причинно-следственных связей. Правила проведения опыта:
Рассказ — создание ярких словесных образов, стимулирующих познавательную активность детей. Беседа — уточнение и систематизация новой информации. Примерные темы для познавательной беседы: «Детская лаборатория»; «Воздух в моей жизни»; «Наши помощники – органы чувств»; «Волшебный снег»; «Плавающее перо»; «Удивительный песок»; «Таинственные камни»; «Волшебница вода»; «Волшебный свет». Художественное слово и творчество: Чтение художественной литературы ( «Муха-цокотуха», «Краденое солнце», «Чудо-дерево», «Почему деревья не ходят», «Каменный цветок» и т. д.). Песочная анимация, рисование цветным песком ( «Песчаные художники»). Лепка из глины и мокрого песка ( «Олешек», «Песчаная кулинария»). Рисование мыльными пузырями, кляксография, штампирование, рисование магнитом (Занятия «Забавная клякса», «Путешествие капельки», «Красочные брызги», «Волшебное дерево», «Дружба красок»). Конструирование из природного и бросового материала, бумагопластика, оригами ( «Сказочный корабль», «Подводный мир»). Прогулка — наблюдение за растениями и природными явлениями, проведение игр-экспериментов в природных условиях. Проведение экспериментов надо рассматривать не как развлечение, а как один из методов ознакомления детей с окружающим миром. Это очень эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты объединяют все стороны воспитания и все виды деятельности. Самое главное, что это весело и очень увлекательно, дети с удовольствием занимаются экспериментированием.
|