Конспект совместной игровой образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по познавательному развитию «Тяжелее, легче. Сравнение по массе» |
Познание | |||
Автор: Кемайкина Елена Викторовна | |||
16.04.2023 23:23 | |||
Конспект совместной игровой образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по познавательному развитию «Тяжелее, легче. Сравнение по массе» Цель: развитие исследовательской активности воспитанников в логико-математической деятельности. Программные задачи: Образовательные: формировать представления о понятиях тяжелее — легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе, формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности массы между предметами в результате измерения; закрепить представления о свойствах предметов, и их обнаружением; учить детей уравновешивать предметы с помощью весов; определять массу предметов взвешивая на руке; активизировать словарь; добиваться полного ответа на поставленный вопрос.
Развивающие: продолжать развивать исследовательскую активность в процессе экспериментирования, логико-математическое мышление; умение выявлять причинно-следственные связи и делать элементарные умозаключения. Воспитательные: воспитывать аккуратность при работе с различными материалами; воспитывать интерес к исследовательской деятельности в математике и желание работать в коллективе. Аппаратное обеспечение: воздушные шары, корзинка, игрушки пластмассовая медведь, мышка, собачка, кастрюльки с крупой, карточки с изображением весов и качелей, весы, кубики деревянные и пластмассовые. Ход: Воспитатель: Ребята у меня во дворе живут два мальчика. Недавно они завели спор, может ли воздушный шар поднять в воздух корзинку. Воспитатель: А вы как думаете? Если к шарику привязать корзинку он взлетит или нет? (ответы детей) Воспитатель: Проверим. (Взлетел.) Воспитатель: А если посадить в корзинку мышку, как вы думаете, взлетит? А ты как думаешь? (дети сажают мышку в корзинку и проверяют, взлетит шар или нет) (Взлетел) Воспитатель: Ребята посмотрите у меня есть собачка поднимет её один шар или нет? (дети сажают собаку в корзинку и проверяют, взлетит шар или нет) Почему не взлетел? Воспитатель: Ребята как выдумаете, что нужно сделать, чтобы корзина с собачкой могла взлететь? (Дети приходят к выводу, что нужно привязать ещё один шар. Привязывают шар к корзине с собачкой, взлетает) Воспитатель: Почему взлетел? Ребята почему один шар не смог поднять вверх собачку, а мышку поднял? (ответы детей) Воспитатель: Интересно если посадить медведя в корзину, шары поднимут его или нет? (Посадили медведя в корзину, а шары не взлетели) Воспитатель: Как вы думаете почему? (В результате обсуждения дети приходят к выводу, что мышка и собака легче медведя, медведь тяжелее, шар не смог взлететь потому, что когда медведь сел в корзину она стала тяжелее допустимого веса) Воспитатель: Ребята как выдумаете, что нужно сделать чтобы корзина с медведем могла взлететь? (Дети приходят к выводу, что нужно привязать ещё один шар. Привязывают шар корзина с медведем, взлетает) Воспитатель: Ребята скажите, сколько шаров понадобилось мышке чтобы взлететь? (ответы детей) Воспитатель: А сколько собачке? (ответы детей) Воспитатель: А почему собачке понадобилось два шара? (ответы детей) Воспитатель: А сколько медведю? (ответы детей) Воспитатель: А почему медведю понадобилось три шара? (ответы детей) Воспитатель: Ребята пока наши животные готовят летательные аппараты к полёту надо сварить им кашу. Я предлагаю вам разбиться по парам, посмотрите у каждой пары на столе стоит три кастрюльки, не открывая крышки вам нужно распределить кастрюльки так, чтобы животные не остались голодные. Подумайте, какая кастрюлька какому животному подойдёт. - Почему эту кастрюльку вы хотите отдать мышке? (самая лёгкая) - Почему эту кастрюльку отдали медведю? (самая тяжёлая) Воспитатель: А сейчас откройте крышки и посмотрите правильно ли вы выбрали. (дети открывают крышки и по количеству крупы в кастрюльках проверяют правильность выполнения задания) Воспитатель: Всех накормили, никто не остался голодным. Воспитатель: Ребята медведь, мышка и собачка передали вам интересные картинки вы хотите узнать, что там нарисовано. Присаживайтесь за столы. Воспитатель: Посмотрите на первую картинку. В один тёплый денёк встретились два друга зайчик и ёжик и решили покататься на качелях, но у них ничего не вышло. Почему? Как вы думаете, почему зайчик и ёжик не могут покататься на качели? Кто легче? Кто тяжелее? (масса ёжика меньше массы зайчика, а масса зайчика больше массы ёжика) Воспитатель: А теперь посмотрите на вторую картинку, что там нарисовано? Как удалась добиться зайчику и ёжику равновесия, как получилось так, что они смогли кататься на качелях? (ответы детей) Воспитатель: Сколько ёжиков уравновесили одного зайчика? В таком случае говорят, что масса зайчика равна массе двух ёжиков. А можно ли сделать так чтобы ежи перевешивали? (Надо добавить ещё одного или нескольких ежиков) Воспитатель: Ребята рассмотрите картинку на которой изображены весы. Какой кубик перевешивает? (С ёлочкой) Воспитатель: Как вы думаете почему? (он тяжелее) Почему он может быть тяжелее? (видимо он сделан из другого материала) Воспитатель: Ребята, проверим, подходите все ко мне, скажите что стоит на столе. (весы) Воспитатель: А вы знаете, как ими пользоваться? Посмотрите что бы узнать вес предмета на весах есть стрелка, если стрелка наклоняется в сторону одной из чашек значит, на этой чашке лежит тяжелый предмет, если стрелка стоит по середине это означает, что предметы одинаковой массы. Возьмите кубики и поставьте их на весы. Какой кубик перевешивает? Почему он перевешивает? (ответы детей) А что нужно сделать, чтобы было равновесие? (поставить кубики одинаковой массы). Посмотрите в нашей группе есть предметы которые смогли бы уравновесить предметы лежащие на весах. (дети на полочке находят нужные предметы и уравновешивают весы) Воспитатель: Теперь ребята, вы знаете, как уравновешивать предметы с помощью весов. Воспитатель: Что мы сегодня делали? Что было самым трудным? А почему это было для тебя самым трудным? А с чем справились легко? Где могут пригодиться знания, которые вы приобрели на занятии? Воспитатель: Похвалить ребят, отметить каждого ребёнка за его ответы. Подготовила: Кемайкина Елена Викторовна – воспитатель МБДОУ «ДС № 9 «Олененок» муниципального образования Староминский район
|