Проект «Дикие животные» |
Познание | |||
Автор: Сидорова Елена Викторовна | |||
09.04.2023 23:20 | |||
Проект «Дикие животные» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида г.Мончегорска Тип проекта: познавательно- исследовательский Продолжительность: две недели. Автор проекта: Сидорова Елена Викторовна Воспитатель высшей квалификационной категории Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители. Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей в процессе разработки проекта «Дикие животные»
Задачи проекта:
Реализация проекта будет осуществляется в три этапа: I этап – подготовительный, включает в себя:
II этап – основной (практический). Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о жизни животных разных климатических зон, в том числе животных родного края, среде их обитания, повадках, питании. О животных Красной книги России и Мурманской области. III этап – заключительный:
(в технике пластилинография). Предполагаемый результат: У дошкольников будут сформированы:
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Общение с природой имеет большой психолого-педагогический потенциал, но проблема заключается в том, что без готовности его «видеть», без соответствующей внутренней активности он так и останется потенциалом, не станет осуществившейся возможностью. На современном этапе образования в нашей стране остро стоит проблема формирования экологической культуры подрастающего поколения. Очень важно начинать этот процесс с дошкольного детства — периода, когда закладывается основа становления личности, формируется осознанно-правильное отношение к природе. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о значимости формирования у детей дошкольного возраста обобщенных представлений о природных объектах и явлениях. Живая природа – это сложный и многогранный мир, где особое место отведено животным. Проблеме формирования представлений о животных (в частности – о диких животных) посвящены исследования С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой и др. Ознакомление старших дошкольников с дикими животными в форме представлений – важная педагогическая задача, способствующая как умственному развитию ребенка, так и преследующая цель экологического воспитания личности. Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие, как Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Широко известно, что К.Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу, неоднократно высказанные им в различных трудах, не утратили актуальности и по сей день. К.Д. Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные. Познание человеком природы всегда составляло важнейшую основу его умственного развития, формирования мировоззрения. В советское время идею использования природы как средства всестороннего воспитания дошкольников развивали Н.К. Крупская, Е.И. Тихеева, Э.И. Залкинд, С.А. Веретенникова, П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева и многие другие педагоги. Формирование мышления посредством изучения природы, познания ее законов и всеобщей взаимосвязи, происходящих в ней процессов — все эти вопросы теснейшим образом связаны между собой. Пути становления осознанного, бережного и заботливого отношения к природе у детей дошкольного возраста прямо или косвенно рассматривались в исследованиях В.П. Арсентьевой, В.Г. Грецовой, Е.И. Золотовой, М.К. Ибраимовой, И.А. Комаровой, А.А. Петрикевич, З.П. Плохий, Н.К. Постниковой, Л.И. Унучек, A.M. Федотовой, Т.В. Христовской, И.А. Шараповой и др. В старшем дошкольном возрасте представления детей о диких животных являются, в основном, разрозненными и неполными. Создание психолого-педагогических условий, способствующих формированию представлений дошкольников о диких животных в ходе занятий в детском саду, будет способствовать формированию более целостных представлений о диких животных. I этап реализации проекта Необходимость создания и реализации проекта была обусловлена тем, что в процессе общения с воспитателями в детском саду, дома с родителями и на ООД по ознакомлению с окружающим миром, дети задавали много вопросов об образе жизни животных разных стран. Их интересовало: почему такой разный образ жизни у животных жарких стран и нашего северного края? Как они зимуют и чем питаются в разное время года? Как защищаются от врагов? Что такое Красная книга, и почему одни животные занесены туда, а другие нет? И много других вопросов. Потребовалось бы очень много времени, чтобы в полной мере дать все эти знания детям в рамках ООД, так как животный мир шести материков огромен. Поэтому педагоги, дети и родители в процессе обсуждения, решили, что знакомство с миром диких животных лучше и плодотворнее осуществлять в рамках проекта, где каждый может принять активное участие. В нашем детском саду как раз созданы все необходимые условия для реализации проекта «Дикие животные». Это сафари – парк «Экзотариум», посещая его, дети и родители попадают в жаркие страны или джунгли, знакомятся с названием, внешним видом и реальными размерами животных. Слышат, как они дышат и какие издают звуки. Могут погладить тигра, леопарда, льва и других диких животных, что в обычной жизни невозможно. Это и интерактивная экологическая площадка, на видовом балконе, где размещены в своей среде обитания животные Кольского полуострова и Арктики. Мультимедийная интерактивная панель позволяет транслировать познавательные ролики, фильмы о животном мире, играть в электронные игры, направленные на экологическое воспитание, проигрывать в игровой интерактивной форме игровые обучающие ситуации. Созданные условия делают работу над проектом более увлекательной и динамичной, облегчают восприятие и ускоряют усвоение детьми новой информации о разнообразном животном мире. Наиболее успешное усвоение детьми данной темы будет осуществляться только в том случае, если она будет включена во все образовательные области программы. С этой целью мною разработан перспективный план, в котором отражено содержание работы в процессе реализации проекта.
|