Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка»
Познание
Автор: Солдатова Ирина Евгеньевна   
02.04.2023 00:00

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка»Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка»

Старшая группа

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

Образовательные: расширить представления детей о воздухе. На примере экспериментальной деятельности продемонстрировать различные свойства воздуха: легкость, способность двигаться.

Развивающие: развивать исследовательский и познавательный интерес, мыслительную активность, мелкую моторику, логическое мышление, внимание, память, развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Активизировать речь детей.

 

Воспитательные: Воспитывать позитивное отношение к неживой природе. Желание исследовать её всеми доступными способами.

Предварительная работа: беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций; наблюдения на прогулке за ветром.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, кусочки резины, резиновые игрушки, мешочки с фруктами, технические средства обучения (компьютер, мультфильм).

Словарная работа: лаборатория, эксперимент, опыт.

Ход занятия

Дети заходят и встают кругом.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. Сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. (Приветствие детей)

Воспитатель: А сейчас поздороваемся друг с другом.

Игра — коммуникация

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется, вы знаете?

Дети: лаборатория.

Воспитатель: В лаборатории надо выполнять определенные правила:

  • соблюдать тишину
  • не перебивать друг друга
  • не мешать друг другу
  • работать тихо, аккуратно, внимательно.

Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию прямо в группе.

Воспитатель: давайте пройдем к рабочим местам и начнем наши опыты!

Воспитатель: ребята, чтобы изучить воздух, давайте попробуем его поймать.

Дети: ответы.

Воспитатель: первый эксперимент «Поймай невидимку»

Говорят, что воздух может принимать любой объем и любую форму. Так ли это? Давайте проверим!

Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?

Дети: он пуст.

Воспитатель: да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. А теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Что в нем находится?

Дети: ответы.

Воспитатель: действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. На что он стал похож?

Дети: на шарик, на подушку, на кошку.

Воспитатель: изменился ли цвет пакета? Можем ли мы, посмотрев сквозь пакет, увидеть очертания предметов?

Дети: ответы.

Вывод: мы выяснили, что воздух может принимать объем любой формы. Кроме того, воздух прозрачный, он не имеет цвета, бесцветный.

Воспитатель: присядьте, пожалуйста, на стульчики.

Дежурство: Арина, собери, пожалуйста, пакетики в контейнер.

Воспитатель: второй эксперимент «Почувствуй невидимку».

Давайте проведем следующий эксперимент!

Можно ли почувствовать воздух?

Дети: ответы.

Воспитатель: хорошо, давайте проверим. Я возьму острую палочку и осторожно проколю пакет. Теперь поднесу пакет к лицу и резко сожму его. Что вы чувствовали?

Дети: ответы.

Воспитатель: воздух можно почувствовать?

Дети: ответы.

Вывод: мы с вами поймали воздух, а потом его выпустили. Таким образом, мы убедились, что воздух можно почувствовать. Он нас окружает! Воздух вокруг нас.

Воспитатель: молодцы, вы были внимательны. А теперь давайте немного отдохнем и поиграем.

Физкультминутка:

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте с вами вместе

Мы попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).

Воспитатель: а теперь, ребята, я предлагаю вам пройти к экспериментальному столу. Нас ждут новые открытия!

(Под музыку дети проходят к столам и садятся на стульчики).

Воспитатель: третий эксперимент «Рассмотри невидимку».

Ребята, как вы думаете, можно ли увидеть воздух?

Дети: ответы.

Воспитатель: мы сейчас будем изучать воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой. Перед вами стаканчики с водой, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. (Выходят пузырьки, пузырьки воздуха).

Дети: ответы.

Воспитатель: пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была?

Дети: ответы.

Воспитатель: пузырьки — это воздух, который находится внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Дыхательная гимнастика

Воспитатель: а теперь подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Дети: ответы.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Потому что воздух легче воды.

Воспитатель: четвертый эксперимент «Узнай невидимку по запаху»

Воспитатель: ребята, как вы думаете, есть ли у воздуха запах?

Давайте понюхаем воздух вокруг нас. Есть ли у него запах?

Дети: ответы.

Воспитатель: а теперь я предлагаю вам поделиться на подгруппы и по запаху определить, что находится в волшебных пакетиках

(Детям предлагается отгадать запахи: лимона, чеснока, апельсина).

Воспитатель: какой запах вы почувствовали?

Дети: ответы.

Воспитатель: вы чувствовали запах того вещества, которое я вам давала понюхать. Имеет ли воздух свой запах?

Дети: ответы.

Вывод: чистый воздух ничем не пахнет, запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.

Воспитатель: пятый эксперимент «Сколько весит невидимка»?

Сейчас мы это проверим.

Воспитатель: на столе разложены предметы: резиновые игрушки, кусочки резины.

Воспитатель: возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним произошло?

Дети: он утонул.

Воспитатель: а теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

Дети: ответы (воздух).

Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.

Воспитатель: а теперь я предлагаю вам встать со стульчиков и немного размяться.

Физкультминутка

Встали, встали, стали, встали!

Наши пальчики устали.

В кулачки мы их сожмем

И немножко потрясем.

Повернемся друг за другом

И опять пойдем по кругу!

Воспитатель: а теперь, ребята, мы переходим в зрительный зал

Воспитатель: ребята, я предлагаю вашему вниманию мультфильм про воздух.

Просмотр научно – популярного мультфильма для детей.

Воспитатель: ребята, мы посмотрели мультфильм, поработали в лаборатории, провели эксперименты, что вы узнали о свойствах воздуха?

Дети: ответы (Воздух сохраняется в наших вещах).

Рефлексия.

  1. Воздух – невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись.
  2. Воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.
  3. Воздух не имеет веса.
  4. Воздух есть везде.
  5. У воздуха нет цвета — бесцветный, но мы может его почувствовать, воздух – прозрачный, сквозь него видно все окружающее

(Дети закрепляют на магнитной доске карточки – схемы).

Что такое воздух? (ответы детей)

Воздух – это то, чем мы дышим.

Воспитатель: молодцы, ребята! Вы все были внимательными, активными исследователями! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юные исследователи» и вручить медали.

Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год