Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» |
Познание | |||
Автор: Солдатова Ирина Евгеньевна | |||
02.04.2023 00:00 | |||
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» Старшая группа Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Задачи: Образовательные: расширить представления детей о воздухе. На примере экспериментальной деятельности продемонстрировать различные свойства воздуха: легкость, способность двигаться. Развивающие: развивать исследовательский и познавательный интерес, мыслительную активность, мелкую моторику, логическое мышление, внимание, память, развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Активизировать речь детей.
Воспитательные: Воспитывать позитивное отношение к неживой природе. Желание исследовать её всеми доступными способами. Предварительная работа: беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций; наблюдения на прогулке за ветром. Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, кусочки резины, резиновые игрушки, мешочки с фруктами, технические средства обучения (компьютер, мультфильм). Словарная работа: лаборатория, эксперимент, опыт. Ход занятия Дети заходят и встают кругом. Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. Сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. (Приветствие детей) Воспитатель: А сейчас поздороваемся друг с другом. Игра — коммуникация Станем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться не лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»; Если каждый улыбнётся — Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО! Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется, вы знаете? Дети: лаборатория. Воспитатель: В лаборатории надо выполнять определенные правила:
Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию прямо в группе. Воспитатель: давайте пройдем к рабочим местам и начнем наши опыты! Воспитатель: ребята, чтобы изучить воздух, давайте попробуем его поймать. Дети: ответы. Воспитатель: первый эксперимент «Поймай невидимку» Говорят, что воздух может принимать любой объем и любую форму. Так ли это? Давайте проверим! Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? Дети: он пуст. Воспитатель: да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. А теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Что в нем находится? Дети: ответы. Воспитатель: действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. На что он стал похож? Дети: на шарик, на подушку, на кошку. Воспитатель: изменился ли цвет пакета? Можем ли мы, посмотрев сквозь пакет, увидеть очертания предметов? Дети: ответы. Вывод: мы выяснили, что воздух может принимать объем любой формы. Кроме того, воздух прозрачный, он не имеет цвета, бесцветный. Воспитатель: присядьте, пожалуйста, на стульчики. Дежурство: Арина, собери, пожалуйста, пакетики в контейнер. Воспитатель: второй эксперимент «Почувствуй невидимку». Давайте проведем следующий эксперимент! Можно ли почувствовать воздух? Дети: ответы. Воспитатель: хорошо, давайте проверим. Я возьму острую палочку и осторожно проколю пакет. Теперь поднесу пакет к лицу и резко сожму его. Что вы чувствовали? Дети: ответы. Воспитатель: воздух можно почувствовать? Дети: ответы. Вывод: мы с вами поймали воздух, а потом его выпустили. Таким образом, мы убедились, что воздух можно почувствовать. Он нас окружает! Воздух вокруг нас. Воспитатель: молодцы, вы были внимательны. А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. Физкультминутка: Дует ветер с высоты. Гнутся травы и цветы. Вправо – влево, влево – вправо Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны). А давайте с вами вместе Мы попрыгаем на месте. (Прыжки). Выше! Веселей! Вот так. Переходим все на шаг. (Ходьба на месте). Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся). Воспитатель: а теперь, ребята, я предлагаю вам пройти к экспериментальному столу. Нас ждут новые открытия! (Под музыку дети проходят к столам и садятся на стульчики). Воспитатель: третий эксперимент «Рассмотри невидимку». Ребята, как вы думаете, можно ли увидеть воздух? Дети: ответы. Воспитатель: мы сейчас будем изучать воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой. Перед вами стаканчики с водой, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. (Выходят пузырьки, пузырьки воздуха). Дети: ответы. Воспитатель: пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была? Дети: ответы. Воспитатель: пузырьки — это воздух, который находится внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Дыхательная гимнастика Воспитатель: а теперь подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему? Дети: ответы. Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. А почему пузырьки поднимаются на поверхность? Потому что воздух легче воды. Воспитатель: четвертый эксперимент «Узнай невидимку по запаху» Воспитатель: ребята, как вы думаете, есть ли у воздуха запах? Давайте понюхаем воздух вокруг нас. Есть ли у него запах? Дети: ответы. Воспитатель: а теперь я предлагаю вам поделиться на подгруппы и по запаху определить, что находится в волшебных пакетиках (Детям предлагается отгадать запахи: лимона, чеснока, апельсина). Воспитатель: какой запах вы почувствовали? Дети: ответы. Воспитатель: вы чувствовали запах того вещества, которое я вам давала понюхать. Имеет ли воздух свой запах? Дети: ответы. Вывод: чистый воздух ничем не пахнет, запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. Воспитатель: пятый эксперимент «Сколько весит невидимка»? Сейчас мы это проверим. Воспитатель: на столе разложены предметы: резиновые игрушки, кусочки резины. Воспитатель: возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним произошло? Дети: он утонул. Воспитатель: а теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? Дети: ответы (воздух). Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды. Воспитатель: а теперь я предлагаю вам встать со стульчиков и немного размяться. Физкультминутка Встали, встали, стали, встали! Наши пальчики устали. В кулачки мы их сожмем И немножко потрясем. Повернемся друг за другом И опять пойдем по кругу! Воспитатель: а теперь, ребята, мы переходим в зрительный зал Воспитатель: ребята, я предлагаю вашему вниманию мультфильм про воздух. Просмотр научно – популярного мультфильма для детей. Воспитатель: ребята, мы посмотрели мультфильм, поработали в лаборатории, провели эксперименты, что вы узнали о свойствах воздуха? Дети: ответы (Воздух сохраняется в наших вещах). Рефлексия.
(Дети закрепляют на магнитной доске карточки – схемы). Что такое воздух? (ответы детей) Воздух – это то, чем мы дышим. Воспитатель: молодцы, ребята! Вы все были внимательными, активными исследователями! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юные исследователи» и вручить медали. Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо!
|