Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы «Лава-лампа» |
Познание | |||
Автор: Васильева Марина Михайловна | |||
29.03.2023 14:25 | |||
Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы «Лава-лампа» Составитель: воспитатель высшей квалификационной категории Васильева Марина Михайловна Канаш, 2023 г Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13» город Канаш Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Словарная работа: Лаборатория, эксперимент, лава-лампа, лучина. Материал и оборудование: Оформленный мини-музей «Световое чудо»; пригласительный билет, афиша с объявлением, ноутбук, проектор, музыкальная колонка, презентация «Мир света», подносы, салфетки, стаканчики одноразовые, растительное масло, вода, пищевой краситель, шипучка, пена для бритья, подставки с подсветкой, карточки с правилами поведения в лаборатории, алгоритмические карты (по одной на пару), фломастер, фартуки, головные уборы, салфетки, пинцет, поднос, медали, лава-лампа, мини-музей «Световое чудо» (фонарики, свечи, керосиновая лампа, солевая лампа, ночник, диско-шар, гирлянда, настольные лампы, напольная лампа). Методические приемы:
Ход занятия: Педагог: Ребята, подойдите ко мне (воспитатель звенит колокольчиком), встаньте все в круг. У меня для вас есть пригласительный билет и хочу вам его показать. Смотрите! (показывает большой пригласительный билет). Я приглашаю вас посетить мини-музей «Световое чудо». Что вы думаете об этом? Предполагаемые ответы детей: Хотим посмотреть! Это интересно! Педагог: Тогда проходите. (дети подходят и рассматривают предметы, звучит тихая музыка). Посмотрите, как здесь ярко и красиво. В нашем музее собраны разные экспонаты. Есть старинная керосиновая лампа. Эту лампу заправляли специальной жидкостью – керосином, с помощью которого она зажигалась. А вот солевая лампа-она сделана из куска соли, а внутри лампочка. Такая лампа оказывает положительное влияние на укрепление здоровья человека. Педагог: А кто знает, что это такое? (педагог указывает на подсвечники) Дети: подсвечники. Педагог: правильно! Мы видим разные подсвечники, некоторые из них сделаны из металла. А вот подсвечник из хрусталя. Для чего они нужны? Дети: чтобы свечи ставить и зажигать. Педагог: Молодцы, знаете. А это что за коллекция предметов? Дети: это разные фонарики» Педагог: Да, это так! Посмотрите как они ярко светят (включает один). В музее также есть лампа-ночник. А вот необычная лампа-диско шар. Давайте посмотрим как она работает. (включает). Правда красиво? Дети: Да. А вот большая коллекция настольных ламп (показывает рукой), напольная лампа. Педагог: Для чего необходимы эти предметы? Дети: Они дают человеку свет. Педагог: Правильно, молодцы! И музей наш называется «Световое чудо». Ребята, а вы хотите узнать историю появления лампочки? Дети: Да, хотим. Педагог: Я узнала, что в городе «Всезнаек» проходит показ познавательного фильма для детей «Мир света». Но путь туда не близкий. На чем мы можем отправиться в путешествие? Ваши предложения? Дети: на корабле, на машине, на поезде, на вертолете, на самолете,. Педагог: Да, хорошие предложения и мне хочется исполнить каждое. Я предлагаю отправиться в путешествие на «Вертолодкамобиле» (показывает рисунок). На таком транспорте мы можем и переплыть реку, перелететь горы, проехать по любым дорогам. Но не будем терять время, в путь Динамическая пауза «Машина будущего» Придумали машину, И вместе в ней летим. Добраться поскорее Мы в город «Всезнаек» хотим! Педагог: Вот мы и добрались. Поглядите, а вот и афиша с объявлением о показе фильма. Проходите в зрительный зал, занимайте удобные места. Все хорошо устроились? Дети: Да. Педагог: Замечательно. Итак, внимание на экран. Показ презентации «История появления лампочки» Первым источником света-было солнце. Но мы знаем, что солнце не светит весь день. За днём приходит вечер, а за вечером наступает ночь. И люди чувствовали опасность от темного времени суток. Их могли съесть дикие животные. И тогда человечества могло бы совсем не стать. Человек-существо разумное, он стал думать и вскоре научился добывать огонь. Огонь-был первым источником искусственного света. Но он мог очень быстро потухнуть. И тогда человек стал поддерживать огонь дровами, так появился костер, вокруг которого человек мог согреться, приготовить еду. Человек становился умнее и изобрел факел, который мог брать с собой в дорогу и освещать им путь. Жилища человека менялось, факел было неудобно заносить в дом. Тогда была придумана-лучина. А за ней –лампы. Педагог: Ребята, посмотрите на экран, как вы думаете в каких приборах используется лампочка. (на экране разные картинки: телевизор, принтер, кастрюля, холодильник, утюг, фен, настольная лампа, фонарик, электрический чайник, магнитофон, радиатор) Дети: дети перечисляют Педагог: Давайте проверим наши ответы. Итак, лампочка есть в следующих приборах… (картинки с правильным ответом исчезают) Педагог: Молодцы, всё правильно перечислили. Сегодня, я хочу познакомить с новым видом лампы, которую вы нигде не видели. Эта лампа необычной формы и необычным названием. Представляете, она называется лава-лампа. Удивлены, и я была удивлена такому названию. Давайте посмотрим как она работает (убирает, платок, которым прикрыта лава-лампа). Вот она! Комментирует во время работы лампы: Посмотрите, какой она необычной формы. Если долго смотреть на эту лампу, то вы увидите как медленно, и плавно перемещаются пузырьки. В лампе находится специальная жидкость, внизу подсветка. Такие лампы создают уютную обстановку дома, помогают расслабиться и отдохнуть. Педагог: А что если нам попробовать сделать такую лампу своими руками! Предполагаемые ответы детей: Давайте попробуем. Мы хотим! Педагог: Для этого нам нужно превратиться в настоящих ученых. А вы знаете, чем занимаются ученые? Дети: проводят опыты, эксперименты. Педагог: Да верно. Проводят они их в лаборатории. В городе «Всезнаек» есть своя лаборатория. Вставайте, нам пора в путь к новым открытиям. Вперед, за мной! По дороге, по дороге, по дороге мы идем, Ноги выше поднимаем Мы к профессору идем. Там секреты мы узнаем. Много нового познаем! Педагог: Вот мы и на месте. (открывает ширму). Смотрите, лаборатория! Ребята, выберите сами с кем в паре вы хотите проводить опыт, и выберете удобное рабочее место. Здесь мы станем настоящими учеными! Договоритесь сейчас, кто в вашей паре будет проводить опыт, смешивать вещества, а кто –будет свои наблюдения записывать в специальной карте, показывая стрелочками последовательность смешивания веществ. Посовещайтесь. (дети советуются) Педагог: Я вижу вы посовещались, поднимите руку те ученые, кто будет проводить эксперимент. Молодцы, договорились, а помощники будьте внимательными! Педагог: Теперь надевайте фартуки, головные уборы, иначе какие мы ученые! И я надену! Если вдруг вам понадобится помощь, помогите друг другу, или попросите меня помочь. Ну вот, теперь я вижу все готовы приступить к эксперименту. Педагог: Вспомним правила поведения в лаборатории. (показывает правила в картинках, прикрепляет к мольберту)
Педагог: Итак, приступим к работе. (педагог выполняет вместе с детьми) Учёные, которые проводят опыт, возьмите в руки стаканчик с прозрачной жидкостью. Давайте определим, что внутри? Дети: вода Педагог: Скажите, есть ли у этой жидкости запах? (дети нюхают). А какого она цвета? Дети: Она без цвета. Дети: Да, мы знаем, что вода не имеет запаха и цвета. Педагог: Скажите, есть ли у воды вкус? Дети: Нет. Педагог: Правильно. Педагог: На столе стоит стакан с другой жидкостью. Возьмите его в руки. Давайте узнаем есть ли у этой жидкости запах? Принюхайтесь? Дети: Да. Педагог: Посмотрите какого она цвета? Дети: Жёлтого. Педагог: Верно. А еще эта жидкость жирная. Педагог: Догадались, что это? Дети: масло. Педагог: Да, это растительное масло, с которым мы встречаемся каждый день на кухне. Педагог: Для проведения опыта нам нужен краситель. Сейчас я подойду к вашим рабочим местам, и вы посовещавшись в паре выберите нужный цвет краски. У меня на выбор есть красители красного, желтого, зеленого, синих цветов. Все цвета яркие и красивые, и лампы у нас должны получиться самыми необычными. (дети выбирают). Педагог: Выбрали, хорошо. Также на ваших рабочих столах есть таблетка-шипучка, которая пригодится в конце опыта. Чтобы получилась лава- лампа нам нужно смешать разные вещества. Педагог: На мольберте можно увидеть, что будем делать сначала, а что потом (алгоритм выполнения эксперимента). Педагог: Давайте начнем проводить опыт. Итак, берем пустой пластиковый стакан, он у нас пустой, и наливаем в него масло. Давайте посмотрим, что произойдет, если в масло добавим воду? Будьте аккуратными, придерживайте стакан. Аккуратно вливаем воду в масло. И я наливаю воду в наш сосуд. Дети: (вливают и увидят) Педагог: Что произошло, когда вы добавили воду в масло? Дети: масло поднялось наверх Педагог: Масло и вода не смешиваются, вода, опускается на дно стакана. А почему? Как вы думаете? Дети: потому что вода тяжелее масла. Педагог: Верно, а теперь закройте аккуратно крышечкой, и не забывайте придерживать стакан. Педагог: А теперь добавим пищевую краску через отверстие крышечки, для этого капнем 5 капель, и немного подождем. И я добавляю. Посмотрите! Дети: (Добавляют) Педагог: Как себя ведет краска? Что произошло с краской? Дети: Она опускается на дно. Педагог: Через слой масла проходит пищевая краска и падая вниз растворяется в воде. Педагог: Молодцы, справились! Педагог: А чтобы увидеть настоящее чудо, нам нужно затемнить окна. Секундочку! (закрывает шторки) Возьмите световую подставку, включите её с помощью кнопочки и поставьте стакан сверху. Не забываем придерживать, чтобы он не упал. Педагог: А теперь главный момент! Дети, которые записывают опыт, возьмите пинцетом таблетку-шипучку и пустите в сосуд. Дети выполняют Посмотрите, у нас с вами произошло самое настоящее волшебство! Что вы видите? Дети: пузырьки красиво плавают вверх и вниз. Педагог: Да, красота! Смотрите на вашу лампу, слушайте приятную музыку, расслабьтесь. Наблюдайте за этой дивной красотой! Обратите внимание какие разноцветные лавы-лампы получились у ваших друзей. Педагог: Помощники, скажите нам пожалуйста о своих наблюдениях, расскажите что с чем мы смешивали? Милан, поделись своими наблюдениями, покажи нам карточку? Милан: (показывает карточку) Я на карточке соединил стрелочками вещества: масло –вода-краска-таблетка Педагог: Молодцы, помощники. Я хочу показать вам еще один научный эксперимент. Я попрошу всех оставаться на своих местах и наблюдать за ходом действия. Эффект лава-лампы мы можем получить еще одним способом. Нам понадобится вода, растительное масло, пена, краситель, шипучка. Педагог: Скажите, какое новое вещество появилось в сравнении с 1 опытом? Дети: пена Педагог: В стакан с растительным маслом вливаем воду. Вода падает на дно, а масло всплывает. Теперь добавим пену. Педагог: Как вы думаете, где окажется пена? Дети: останется на поверхности Педагог: Пена осталась на верху. Добавляем пищевую краску и наблюдаем. Пищевая краска проходит через пенку, через масло и растворяется в воде. Добавим шипучую таблетку. На помощь нам придет светильник. Посмотрите что за волшебство! Давайте ещё раз понаблюдаем за этой дивной картиной. Ребята, вам понравилось быть учеными и проводить опыты? Дети: Да. Педагог: Молодцы! Мне тоже очень понравилось с вами работать. Лаборатория скоро закрывается. Давайте приведем наши рабочие места в порядок, всё поставим на свои места: стаканчики поставим на подносы, а светильники уберем на край стола. Педагог: А теперь снимайте фартучки, головные уборы, положите их аккуратно на место. Подойдите ко мне. Сегодня, за ваши старание и любознательность в городе Всезнаек я хочу вручить вам медали самых настоящих будущих ученых. Молодцы! Педагог: Ну а теперь нам пора в детский сад. Мы отправимся туда на нашей необычной машине. Вставайте в круг. Положите руки на плечи друг другу и повторяйте за мной слова. Придумали машину, И вместе в ней летим. Добраться поскорее Мы в детский сад хотим! Вот мы и вернулись. Где мы были сегодня? Ответы детей: в музее, фильм смотрели и в лаборатории. Педагог: Да, мы молодцы. А что для вас было самым интересным? Ответы детей. Педагог: Скажите, а вам хочется повторить этот опыт со своими родителями? Дети: да! Педагог: Обязательно проведите, я думаю им понравится. Вы все большие молодцы, давайте друг другу похлопаем в ладоши.
|